МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» С. ПЕТРОВКА
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)
НА ТЕМУ: «КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ?»
Воспитатель Боженова Е. П.
Выделяется
несколько основных линий освоения ребенком нормативной стороны жизни
социума:
1. В
ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игре – старшие дошкольники овладевают
самыми общими смыслами различных форм человеческой деятельности, раскрывают для
себя потребностно-мотивационную сферу человеческих поступков и отношений.
Основной единицей сюжетно-ролевой игры, по мнению Д.Б. Эльконина, служат роль и
связанные с ней игровые действия. В каждой роли (пожарника, учителя, врача,
продавца и т.д.) имплицитно или эксплицитно (скрытно или явно) заключены те или
иные нормы и правила. Принимая на себя какую-либо роль, стремясь ей
соответствовать, ребенок начинает понимать нормы, связанные с ролью, правила,
регламентирующие деятельность взрослых. Следование этим нормам и правилам как
раз и составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры.
2. Другими «воротами», через которые
правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослыми, в процессе
которого дети получают прямые инструкции, указания по организации собственного
поведения. Стремясь структурировать поведение ребенка, направить его в нужное
русло, подчинить спонтанность ребенка логике здравого смысла, мы, взрослые,
через запреты «неблаговидных» и поощрение «правильных» поступков и намерений
детей создаем в их сознании целые своды локальных или универсальных
правил.
3. Очень часто для освоения какого-либо
правила, стереотипа поведения ребенок не нуждается в прямых директивах
взрослого. Всем известно, как быстро, буквально «на лету», старшие дошкольники
«схватывают» все плохое. Достаточно один раз в присутствии ребенка допустить
оплошность или произнести неосторожное слово – и, будьте уверены, ребенок это
обязательно запомнит и повторит в самый неподходящий момент, заставив вас
краснеть. Дети – прекрасные имитаторы, по способности к подражательству они
вряд ли уступают попугаям.
Наблюдая за поведением окружающих,
воспринимая взрослых и «авторитетных» сверстников как образец для подражания,
копируя наши реакции на то или иное событие, ребенок абсолютизирует некоторые
моменты нашего поведения, превращая их в правила для себя.
4. Всестороннее, ярко эмоционально
окрашенное воздействие на ребенка оказывают книги, театр, кино и особенно
телевидение. Главные герои любимых телепередач и книг, виртуальный мир с его
спецэффектами – один из самых мощных источников нормативного поведения для
современных детей.
5. На формирование представлений,
связанных со словом «правило», большое влияние оказывает опыт совместной
деятельности ребенка, особенно совместных игр по правилам, а также опыт
стихийной самоорганизации детских сообществ (например, во дворе) и появления в
них своих условностей и норм.
Уважаемые родители!
Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных местах. Вспомните, какие из этих правил вы знаете.
«Правила поведения в общественных местах»
Как мы ведем себя на улице.
Человек идет по правой стороне тротуара, дорожки, а встречные пешеходы идут слева от него. Для пешеходов - тротуар, а проезжая часть - для автомобилей, через нее нельзя перебегать где попало.
В соответствии с правилами этикета мужчина идет слева от женщины, чтобы поддерживать ее своей сильной рукой.
В автобусе.
Войдя, не останавливайтесь у двери, чтобы не мешать входить другим.
Обязательно уступим место тем, кому трудно стоять.
В транспорте, как и на улице, нельзя громко разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать на сиденье ногами или ставить на него грязные вещи.
В магазине.
- хорошо выглядеть, быть вежливым и внимательным к окружающим;
- у двери магазина пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти;
- пропустить вперед пожилого человека, инвалида, женщину с маленьким ребенком;
- не кричать, громко не разговаривать, не бегать по магазину;
- без очереди покупать только с разрешения других покупателей и в случае крайней необходимости, благодаря тех, кто вас пропустил вперед.
В кинотеатре.
Во время фильма нельзя разговаривать, пересаживаться, разворачивать фантики конфет, выражать свое недовольство игрой актеров. Можно смеяться, но не очень громко, если смешно, и плакать, если грустно. Можно высказать свое мнение о фильме после его просмотра, но негромко, не навязывая его другим зрителям.
И самое главное, не забывайте говорить вежливые слова на улице, в магазине, кинотеатре….
Помните об этих правилах и учите детей соблюдать их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.