Консультация для учителей работающих с детьми ОВЗ.
Логокоррекционная работа в рамках урока с обучающимися с СНР тяжелой степени и глубокой умственной отсталостью Для детей с глубокой умственной отсталостью и СНР тяжелой степени характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой. Дети с глубокой умственной отсталостью и СНР тяжелой степени затрудняется и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Кроме того, у данного категории детей нарушено еще и понимание обращенной речи не только на уровне текста, но и на уровне короткой фразы. Для детей с СНР тяжелой степени характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом. Формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, невербального мышления. Сначала проводится работа по развитию фонематического слуха. Детей учат различать различные неречевые, а затем и речевые звуки. Обучение происходит в игровой форме. Используются такие игры, как "Что звучит?", "Чей голос?"; проводится ассоциация между звуками речи и игрушками или картинками, например, паровозик гудит: [у-у-у], Аня плачет: [а-а-а]. Формирование произношения на данном этапе не является самостоятельной задачей. Проводятся отдельные доступные артикуляционные упражнения. Проводится работа на понимание обращенной речи: - запоминание названий игрушек, частей тела, одежды; - названия действий, совершаемых ребенком и взрослых, подкрепленных действиями; - понимание слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления. - понимание вопросов: кто?, что?; - понимание и выполнение инструкций. Развитие самостоятельной речи также является необходимым условием для формирования активного лексического запаса у детей. Педагог называет те слова, словосочетания и фразы, которые хотел бы включить в экспрессивную речь ребенка. Создается ситуация, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи. Появившиеся звуковые комплексы или лепетные слова в игровой форме нужно неоднократно повторить в разной тональности, темпе с разной интонацией. После того как у детей появилась возможность подражать слову взрослого, добиваются воспроизведения ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка одного-двухтрехсложных слов. При этом отрабатывается... - использование лепетных слов в простых предложениях; - называние близких людей; - выражение просьб (на, дай, иди); - выражение состояний междометиями в игровой ситуации (ой!, ах!, тшш!); - звукоподражание животным; - обращение к животным (кис, но!); - подражание музыкальным игрушкам; - подражание бытовым шумам; - формирование фраз (дай, пить, мама, на; идем гулять и т.д.). Педагог уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Вова, Оля, Катя, вата и т. д., потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама; затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч; с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч; распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д. В результате воздействия на речевую деятельность дети переходят на новую ступень развития. Они начинают использовать зачатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с разными видами деятельности. Заметно повышается их познавательная и речевая активность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.