Консультация для воспитателей и педагогов МБДОУ "Информационные технологии как средство реализации речевых задач"
Оценка 4.9

Консультация для воспитателей и педагогов МБДОУ "Информационные технологии как средство реализации речевых задач"

Оценка 4.9
docx
19.10.2022
Консультация для воспитателей и педагогов МБДОУ "Информационные технологии как средство реализации речевых задач"
круглый стол.docx

 

 

Круглый стол для педагогов и воспитателей МБДОУ

Информационные технологии как средство реализации речевых задач

 

                                                                         

                               

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение, под ИКТ подразумевается использование Интернета, телевизора, видео, DBD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Информационные технологии в детском саду – один из путей реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. С их помощью появляются новые возможности для развития и обучения воспитанников:

·        повышается мотивация ребенка дошкольного возраста к образовательному процессу;

·        формируются универсальные учебные действия;

·        осуществляется рост личностных достижений.

 

Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности, и, мы, воспитатели, должны оградить детей от негативного его воздействия.

Слайд № 3.

Одной из возможностей  использования информационных технологий является применение компьютера в  речевом развитии, так как в современном дошкольном образовании, как и раньше, речь является основой воспитания и обучения детей. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Согласно диагностическим данным, в последние годы проблема развития речи стоит особенно остро, так как до 50% детей 2-х, 2,5 лет приходят в детский сад, имея словарный запас в несколько простых слов.  Родители в силу своей занятости, а порой недостаточной компетентности считают, что ребенок всему научится в детском саду, упуская тем самым наиболее сензитивный период  речевого развития малыша.

         Проводя  диагностические исследования  учителя-логопеды и воспитатели выявляют, что дети имеют недостаточный словарный запас, слабый фонематический строй речи,  затрудняются установить причинно - следственные связи, допускают ошибки при  пересказывании.

Поэтому наряду с привычными формами работы мы все  используем современные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, что отвечает требованиям, предъявляемым к современному педагогу. Мы видим необходимость их использования для себя, для детей и в работе с родителями. 

Слайд № 4.          

Для меня,  ИКТ полезны для повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы и дистанционное обучение), ведения электронного портфолио, документации; проведения методической работы: консультаций, семинаров, использование в коррекционной деятельности с воспитанниками.

 

В поисках новых путей и методов организации коммуникативной деятельности, я обращаюсь к стандартным средствам Microsoft Office (майкрософт офис), а именно, к программе PowerPoin (Пауэр Поинт).

Основная идея моего педагогического опыта заключается в соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.

Построение образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов.

·        Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных в дидактике, стимулирует познавательную активность детей, интерес к занятиям.

·        Руководствуясь принципом научности, педагогической целесообразности  я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность: реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

·        Принцип  наглядности привносит в занятия эффект объемной наглядности и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

·        На основе принципа доступности учитывается уровень развития детей и их возрастных особенностей при подборе материала и организации детской деятельности.

Слайд № 5.

Мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям работы по развитию речи:

·        формирование произношения;

·        развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты; 

·        развития и обогащения словаря,

·         формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата,

·        речевого дыхания;

·        здоровьесберегающих технологий.

Мультимидийные образы  очень эффективные, привлекают внимание детей, способствуют созданию позитивной атмосферы,  проявлению инициативности во время игры.

          Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Такие задания можно предложить родителям вместе с детьми выполнить дома.

С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций можно предложить детям выполнить комплекс упражнений для глаз.

 

Слайд № 6.

 

  Широкие возможности использования коммуникации в проектной деятельности. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

            Метод проектов — это педагогическая инновационная технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

             Проектная деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи.

Метод проекта, может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

·        один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в социальную среду;

·        способствует актуализации знаний, умений и навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим;

·        формирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности;

·        реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

 

Слайд № 7.

 

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемытехнологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

 

            В работе с детьми по речевому развитию можно использовать  инновационную технологию критического мышления: «Синквейн»..

 ( «Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности ребёнка, способной  мыслить,  исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Задачи:

·        обогащать и активизировать словарный запас (глагольный словарь, словарь прилагательных);

·        готовить к краткому пересказу;

·        чувствовать себя хоть на мгновение творцом;

·        развивает ассоциативное  и наглядно-образное мышление.

 Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.        

           Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в работе с детьми совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Лексические темы (тематическое планирование на год) служат темами синквейнов.

 

Слайд № 8.

Алгоритм составления синквейна:

он состоит из пяти строк, его форма напоминает ёлочку.

 

Работа строится по определённой схеме:

1 строчка (кто? что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка (какой? какая? какое?) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (что делает?) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;

4 строчка - четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Слайд № 9.

ПРИМЕР:

1. «РОССИЯ»

2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)

4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?

Лучше нет родного края!

5. Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество) Россия – родина моя!

А теперь я предлагаю участникам поделиться на две группы. Каждой группе предлагается тема синквейна.

Слайд № 10.

СИНКВЕЙН на тему «Арбуз»

1. Арбуз

2.Круглый, вкусный

3. Катится, растёт, зреет

4. Арбуз - это  большая ягода

5. Лето

Слайд № 11, 12.

СИНКВЕЙН на тему «Котёнок»

1. Котёнок

2. Приятный, пушистый

3. Играет, мурлыкает, царапается

4. Он мой друг

5. Домашнее животное

 

Слайд № 13.

Использование электронных цветовых минуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.

               Цветотерапия — это древнейшая наука. Еще тогда люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы.

             Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование.
Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его
целителем.

             Цветотерапия - это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Красный цвет оказывает разогревающее действие, он укрепляет сердце и систему кровообращения. Оранжевый дает ощущение радости жизни и веселья, он помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита. Желтый улучшает настроение и положительно влияет на нервную систему и внутренние органы. Зеленый оказывает сильный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние усталости. Синий цвет помогает при нарушениях сна, при головных болях.

Еще с древних времен цвета делили на «холодные» и «теплые», знали, что, к примеру, красный цвет возбуждает, синий располагает к размышлениям, а бежевый успокаивает.

 

Слайд № 14.

Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогам и ребенком более интересным и динамичным.

 

Накопленный опыт позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности повышает эффективность  работы по развитию речи, оптимизирует образовательный процесс, обеспечивает индивидуальный подход к детям с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала, способствует повышению качества знаний воспитанников.


 

Круглый стол для педагогов и воспитателей

Круглый стол для педагогов и воспитателей

Слайд № 2. В настоящее время в нашей стране реализуется

Слайд № 2. В настоящее время в нашей стране реализуется

Проводя диагностические исследования учителя-логопеды и воспитатели выявляют, что дети имеют недостаточный словарный запас, слабый фонематический строй речи, затрудняются установить причинно - следственные связи, допускают ошибки…

Проводя диагностические исследования учителя-логопеды и воспитатели выявляют, что дети имеют недостаточный словарный запас, слабый фонематический строй речи, затрудняются установить причинно - следственные связи, допускают ошибки…

На основе принципа доступности учитывается уровень развития детей и их возрастных особенностей при подборе материала и организации детской деятельности

На основе принципа доступности учитывается уровень развития детей и их возрастных особенностей при подборе материала и организации детской деятельности

Проектная деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи

Проектная деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи

Учит определять грамматическую основу предложений

Учит определять грамматическую основу предложений

Слайд № 10. СИНКВЕЙН на тему «

Слайд № 10. СИНКВЕЙН на тему «

Оранжевый дает ощущение радости жизни и веселья, он помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита

Оранжевый дает ощущение радости жизни и веселья, он помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2022