Консультация для воспитателей «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

  • doc
  • 13.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация Использование моделирования при коррекции речевых нарушений.doc

Учитель-логопед Пунько А.Ю.

Консультация для воспитателей

 

«Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

 

         В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

         Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Актуальность      темы:
         Дети с общим недоразвитием речи,  также и с нормой речевого развития при обучении в школе чтению и письму испытывают трудности (дисграфия, дислексия). Для профилактики дислексии и дисграфии
необходимо со старшего дошкольного возраста  проводить систематическую работу по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.     Для детей дошкольного возраста такие понятия как, «предложения», «слово», «звуки», «слоги» носят неточный, «абстрактный» смысл. Чтобы сформировать эти понятия на занятиях по обучению грамоте необходимо широко применять  метод моделирования,  использовать различные графические схемы, так как  наглядный материал усваивается лучше вербального. 

  1. Моделирование  позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, слог, предложение), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как  наглядный материал усваивается лучше  вербального. 
         2. Использование моделей на занятиях позволяет формировать представления об основных признаках и структуре изучаемых объектов.
         3.  Работа с моделью способствует развитию умственных операций у детей (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).

Процесс моделирования состоит из следующих этапов:

         знакомство с графическим образом модели;

         дешифровка модели;

         непосредственно работа с моделью.

Мы предложим вашему вниманию систему применения наглядных моделей при анализе предло­жений; слоговом ана­лизе и синтезе; звуковом анализе и синтезе слов.

Развитие анализа структуры предложения

Предшествует работе по  развитию анализа структуры предложения знакомство с понятием «слово» и его обозначение.

(Речь состоит из слов, словами обозначаются предметы,  живые объекты, действия и признаки.  Схема слова - полоска).

Понятие «предложение» дети усваивают непосредственно при работе со схемой предложения.

«Предложение» - это высказывание о чем-то, или о ком-то, состоит предложение из несколько слов.   

Рассмотрим методику анализа предложения: детям предлагается сюжетная картинка и задается вопрос: «Кто это?» - Художник. «Что делает?»  - Рисует. Предложение произносится целиком (художник рисует) и выделяется 1 слово, которое  обозначается полоской с уголочком, затем 2 слово – обозначается полоской – в конце точка. Так составляется графическая схема предложения.

Усложнением является работа по распространению предложения по вопросам. «Что рисует художник?» - Художник рисует картину. Схема.

Составление схемы предложения с предлогом проходит  после работы с предлогами, на вопрос «На чем рисует художник картину?»  - Художник рисует картину на холсте. Схема. (предлог – квадратиком)

- Вы знакомите детей со схемой предложения?

           С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлага­ются следующие задания:

1. Придумать предложение с определенным словом.

3. Придумать предложение с определенным количеством слов.

4. Определить место слова в предложении (какое по сче­ту указанное слово).

5.Составить предложение из слов, данных с беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут). При усложнении используется начальная форма слов (грядка, на, огурец, растет).

6.Увеличить количество слов в предложении (распространение).

7.По графической схеме придумать предложение.

   8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).

Развитие слогового анализа и синтеза

Для усвоения навыков чтения и письма большое значе­ние имеет умение разделять слово на составляющие его сло­ги. Кроме того, слоговый анализ помогает более эффектив­но овладеть звуковым анализом слова

С помощью каких приемов вы учите детей делить слова на слоги?

- отхлопать или отстучать слово по слогам,

- сопровождать послоговое произнесение слова движением руки слева направо.

- тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти.

В процессе развития слогового анализа важным является умение выделять гласные звуки в слова. Дети подготовительной группы должны усвоить основное правило слого­вого деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавление.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза про­водится с использованием следующих заданий:

1. Произнести заданное слово по слогам. Сосчитать ко­личество слогов, назвать 1-й, 2-й, 3-й.

2.   Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3).

3.   Разложить картинки в три ряда в зависимости от ко­личества слогов в их названии. Игра "Поезд", «Домик».

4.   Продолжить слово: та(релка),му(ка).

5.   Придумать слова с определенным количеством слогов.

6.   Назвать цветы, деревья, домашних и диких живот­ных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.

7.   Составить слово из слогов, данных в беспорядке: ку, ра; ши, ма, на; ги, но.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Разложение слова на составляющие его фонемы пред­ставляет собой сложную психическую деятельность. В связи с этим при подготовке детей к обучению грамоте особое внимание уделя­ется развитию фонематического анализа и синтеза.

Фонематический (звуковой) анализ — это выделе­ние  звука в слове, определение его места (начало, середина, конец слова), коли­чество звуков в слове. Таким фонематическим анали­зом дети овладевают лишь в процессе специального обуче­ния

Работа по овладению навыками звукового анализа и синтеза слов начинается с знакомства с понятием «звук». То, что мы слышим, произносим – это звуки. Они бывают неречевые и речевые.

Затем детей знакомят с качественными характеристиками гласного звука:

Как можно научить детей различать гласные и согласные звуки?

-  при про­изнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, гласные звуки состоят толь­ко из голоса, их можно петь, длительно тянуть, выкрикнуть. Как обозначаются гласные звуки?

- при произнесении  согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели, состоят согласные из шума, либо из шума и голоса. Как обозначаются согласные звуки?

Важно научить детей не путать «Звук» и «Букву». Мы используем такую схему…

  Этапы формирования навыков звукового анализа у дошкольников:

- определение первого гласного звука;

- определение последнего согласного звука,

- установление места звука (начало, середина, конец слова),

  -  звуковой анализ слов, состоящих из двух звуков – гласного и согласного (УХ, АМ,

УМ, ОН).

- звуковой анализ односложных слов, состоящих из 3-х звуков (НОС, КОТ, МАК)

- полный звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков.

 Разбор слов с педагогами (радуга, шарик). 

- Сколько гласных, сколько согласных. тв., мягк.?

Слова, не рекомендуемые  для звукового анализа

Слова, у которых произнесение и написание не совпадают:  

- слова с йотированными гласными (я, ё, ю, е);

- слова со слогами «ши», «жи»;

- словарные слова;

- слова с сомнительными согласными (требующие проверки).