Консультация для воспитателей МО
Оценка 4.8

Консультация для воспитателей МО

Оценка 4.8
docx
06.04.2024
Консультация для воспитателей МО
консультация на мо.docx

МБДОУ д/с №36 города Ельца

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Развитие диалогической речи детей

через театрализованную деятельность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

- Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие диалогической речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.

На сегодняшний день проблема использования театрализованной деятельности как средства развития речи дошкольников является довольно острой. В последнее время воспитатели в постоянно меняющихся условиях модернизации образования испытывают трудности при планировании, организации театрализованной деятельности, зачастую им просто не удается найти время в режиме дня дошкольников для их проведения. Полноценная же диалогическая речь формируется у детей только в условиях грамотного педагогического руководства театрализованной деятельностью.

В работе с детьми, мы ставим перед собой цель: развитие диалогической речи дошкольников посредством театрализованной деятельности. И для реализации этой цели определяем  ряд задач:

1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе и т. д.

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми и др.).

Для правильной организации театрализованной деятельности необходимо учитывать следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации

- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

- Театрализованное занятие

- Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

- Посещение детьми театров и др.

Остановимся на некоторых приемах развития диалогической речи.

1. Чистоговорки и скороговорки

2. Беседа

3. Упражнения в употреблении речевых штампов и клише

4. Постановка вопроса

5. Дидактический рассказ с инсценировкой

6. Инсценировка диалога в стихах

7. Режиссерские игры

Классификация театрализованных игр:

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, варежковый) и т. д.

Для успешной работы по развитию диалогического общения детей огромное значение имеет развивающая среда в группе – это чрезвычайно важное условие. В группах оформляются уголки театральной деятельности, где хранятся атрибуты для театрализованной игры, костюмы, различные маски – шапочки.

При создании развивающей, эмоционально комфортной, для каждого ребенка образовательной среды, с учетом возрастных особенностей и конструктивного взаимодействия с родителями, совместная театрализованная деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

Развитию диалогической речи способствует театрализованная игра в сочетании с другими формами театрализованной деятельности (ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем).

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи помогают детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представить то, о чем говорится, расширяют словарный запас, делают их речь ярче и образнее.

Все компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов.

Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов.

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки — это веселая словесная игра, которую мы предлагали детям в различных вариантах: «испорченный телефон», «змейка с воротцами», «ручной мяч» и т. д.

Разучивали скороговорки с детьми коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно убыстряли темп. Также проговаривали скороговорки преувеличенно четко, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Для активизации речевого аппарата предлагали детям произносить скороговорки беззвучно, энергично шевеля губами.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, мы использовали в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц («Небылицы», «Встретились два друга», «Ярмарка»).

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезны на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, мы не просто просили детей произнести фразу, например, жалобно или восхищенно, а поощряли у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», мы стремились к тому, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

Интересными для обыгрывания детьми являются короткие диалогические миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают сценки по мотивам этих миниатюр.  Наблюдая за игрой детей, включаясь в игру на разных позициях и помогаю развивать сюжет. Если ребенок затрудняется, помогаю сформулировать вопрос или наоборот, дать ответ.

Заимствование   детьми   форм   диалогического   взаимодействия   происходит   в подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети наизусть воспроизводят готовые реплики. 

Так же работая над культурой и техникой речи детей, в свою работу мы включали творческие игры со словами («Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Вопрос – ответ»). Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Таким образом, с помощью театрализованной деятельности ребенок высказывает свои мысли, свое отношение к увиденному, к прочитанному; дошкольник сообщает о своих впечатлениях, делится чувствами, что способствует развитию речевых возможностей. Любое литературное и фольклорное произведение является образцом диалогического взаимодействия. Заучивание литературных диалогов, инсценировка стихов, потешек по ролям обогащают речь дошкольников формами диалогических реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется представление об участниках (адресантах и адресатах) диалога.


 

МБДОУ д/с №36 города Ельца

МБДОУ д/с №36 города Ельца

В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников

В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников

Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения

Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения

Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей -

Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей -

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами»

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами»

Все компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов

Все компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников мы старались научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства

формами диалогических реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется представление об участниках (адресантах и адресатах) диалога.

формами диалогических реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется представление об участниках (адресантах и адресатах) диалога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2024