Консультация для воспитателей "Организация прогулки в детском саду"
Оценка 4.8

Консультация для воспитателей "Организация прогулки в детском саду"

Оценка 4.8
docx
20.11.2020
Консультация для воспитателей "Организация прогулки в детском саду"
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В Д,С,.docx

Консультация для воспитателей «Организация прогулки»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, поселком, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно.

Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

- наблюдение, рассматривание;

- трудовая деятельность детей;

- подвижные игры;

- индивидуальная работа детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- индивидуальные беседы с детьми;

- организация свободной деятельности детей;

- индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);

- работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Подготовка к прогулке.

- Определить вид прогулки.

- Установить цель.

- Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

- Выбрать место проведения.

- Определить затраты времени на прогулку.

- Разработать задание.

- Наметить виды деятельности учащихся.

- Составить конспект прогулки.

Требования к организации прогулки.

- Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

- Сообщить цель прогулки.

- Рассказать о маршруте и заданиях.

- Указать порядок следования по маршруту.

- Назначить ответственных.

- Провести инструктаж по ТБ.

Планирование прогулки.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулокпланируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям, объединять малышей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает. Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться целесообразным подбором выносного материала. Это мягкие сюжетные игрушки разного размера (медведи, зайцы, лисы, белки и т. д., куклы в зимней одежде, санки, коляски, каталки, грузовые машины, сумочки, корзиночки, мячи и т. д. На веранде в специальных ящичках желательно хранить шишки, желуди, разноцветные камушки и т. д., в определенном месте - оборудование для выполнения совместных со взрослым трудовых действий: ведерки, лопатки, совки, венички.

Подготовка детей к прогулке.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Прогулки быть радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

https://i.pinimg.com/736x/a0/8c/69/a08c69759e4d20bac72af2e0196337eb.jpgНаблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для  организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность.  Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Детей нельзя перегружать. Не стоит стараться в один раз сообщить все то, что нужно знать детям о данном объекте. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Трудовая деятельность.

 

https://st2.depositphotos.com/3827765/5416/v/950/depositphotos_54165245-stock-illustration-kids-spring-activities.jpgДетей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядок на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента. Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

Подвижные игры.

https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/wp-content/uploads/2016/06/%D0%B83.pngВедущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью)следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5014/89635038.62b/0_6fead_f8f6c236_XLИндивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующих более эффективной реализации ДА детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

- использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

- разные способы организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);

- объяснение заданий и четкий показ упражнений;

- активизация мыслительной деятельности ребенка (самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

- создание специальных ситуаций для проявления решительности, смелости, находчивости;

- вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Виды прогулок и их организация.

Познавательного характера:

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- исследовательская деятельность Общего типа (традиционная);

- наблюдение;

- труд;

- подвижная игра;

- сюжетно-ролевая игра;

- совместная деятельность воспитателя и детей;

- свободные игры.

Праздники:

- спортивный досуг;

- спортивный праздник;

- фольклор;

- игр и забав;

- веселый театр;

- цирк Спортивного типа;

- спортивные игры, эстафеты;

- пешеходные прогулки;

- катание на санках;

- спортивные забавы.

Коммуникативного типа:

- совместные экскурсии, игры;

- посещение других групп;

- создание и разрешение ситуаций.

Игровая:

- игры-забавы;

- подвижная игра;

- хороводная игра;

- игровая деятельность на одну тему.

Ежедневно следует организовывать игровую деятельность на прогулке от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Сюда входят:

- подвижные игры (сюжетные, бессюжетные с предметами);

- спортивные игры и упражнения;

- элементы эстафет и соревнований на закрепление двигательных навыков;

- развлекательные аттракционы, настольные игры.

Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе, поэтому прогулку также можно распределить как:

Прогулка – фантазия должна представить возможность:

- сделать зарисовку;

- изготовить поделку из природного материала;

- сплести венок, корзину;

- составить букет из листьев, цветов, веток;

- придумать сказку, стихотворение, рассказ.

Прогулка - задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

- расстояние;

- величину предмета;

- высоту предмета;

- его цвет;

- направление ветра. 

Прогулка – показ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

- местные достопримечательности;

- различные предметы и объекты;

- редкие цветы, деревья, кустарники;

- разнообразные свойства, признаки предмета.

Прогулка - задание, имеющая цель

- поздравить товарищей или взрослых с праздником;

- известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;

- оказать шефскую помощь. 

Прогулка – поиск. Во время этой прогулки дети получают задание отыскать:

- лекарственные травы;

- сеянцы;

- семена деревьев;

- природный материал для гербария, коллекции и т. д.

Прогулка наблюдение за:

- сезонными изменениями в природе;

- особенностями растительного мира;

- жизнью домашних и диких животных;

- трудом и отдыхом людей.

Прогулка – поход на:

- скорость;

- выносливость;

- дисциплину;

- внимание;

Комбинированная прогулка проводится в сочетании с:

- играми;

- спортивными занятиями;

- трудом;

- экскурсионной работой

Прогулка – практикум, предусматривает закрепление знаний и умений детей:

- по правилам дорожного движения;

- по технике безопасности;

- по трудовым навыкам;

- по культуре поведения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

 

 

https://www.culture.ru/storage/images/a87c85c0dac0e69e1b4e8c9cb04dafa2/a901a91ba8a29e781dafdec6af61caac.jpg


 

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов : погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе…

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов : погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе…

Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки

Для успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе

Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке ) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем , а во время…

Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке ) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем , а во время…

В жаркую погоду проводятся игры с водой

В жаркую погоду проводятся игры с водой

Виды прогулок и их организация

Виды прогулок и их организация

Прогулка - задача , направленная на решение какой-нибудь практической задачи

Прогулка - задача , направленная на решение какой-нибудь практической задачи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, процесс воспитания детей непрерывен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, процесс воспитания детей непрерывен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2020