Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«детский сад № 29 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников
г. Новотроицка Оренбургской области»
Консультация для воспитателей
«Роль воспитателя в формировании речи дошкольника».
подготовила старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Плотникова Л.В.
2019г.
Роль воспитателя в формировании речи дошкольника
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Воспитателю следует помнить о том, что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, должна быть внятной и, что очень важно, неторопливой, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь.
Воспитателю необходимо в коллективные игры, в занятия по речевому развитию, в режимные моменты включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти, игры на развитие мелкой моторики, артикуляции и дикции.
Желательно, чтобы воспитатель регулярно (один-два раза в неделю) выполнял с детьми «упражнения на слова»:
- ребенок внимательно слушает слова,
называет звуки, из которых оно состоит;
- ребенок называет слова, которые
начинаются на определенный звук;
- ребенок учится произносить слова, в
разных формах которого ударение падает
на разные слоги, и определять место
ударения в словах, произнесенных
воспитателем и т. д.
Времени эти упражнения займут немного, всего 5-7 минут, а польза от них весьма существенная.
Для развития речи детей воспитатель в течение дня может использовать различные методы и приемы работы с детьми.
Развитие мелкой моторики рук
Развитию мелкой моторики рук детей будут способствовать:
- пальчиковые игры,
- игры с мелким конструктором и мозаикой,
- игры со шнуровкой, рамками-вкладышами, пазлы,
- продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, оригами,
- выполнение заданий на штриховку и др.
Игра «Весёлые фигурки»
Варианты игры:
- Воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и т.д.
- Воспитатель просит детей прикрепить: солнышку жёлтые лучики; ёлочке зелёные иголки, тучке синий дождик.
- Взрослый предлагает ребятам прикрепить солнышку -3 жёлтых лучика, ёлочке - 4 зелёные иголки и т.д.
- Взрослый просит ребят сделать солнышку разноцветные лучики чередуя желтый, зелёный, синий цвета, а ёлочке – справа прикрепить жёлтые иголочки, а слева – синие и т.п.
«Разноцветные камешки»
Варианты игры:
- Воспитатель предлагает детям разобрать камешки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.
- Воспитатель просит детей сделать дорожку из пяти камешков, после чего посчитать их слева направо и справа налево (прямой и обратный счёт)
- Взрослый предлагает детям сделать дорожку из камешков, причём сначала просит положить на стол красный камешек, затем - жёлтый, зелёный, синий и т.д.
- Воспитатель просит детей сделать дорожку из камешков, сначала - 1 красный камешек, затем - 2 жёлтых, 3 зелёных, 4 синих и т.д.
«Мозаика»
Варианты игры:
- Воспитатель предлагает детям сделать дорожки: 1-ю - красную, 2-ю - жёлтую, 3-ю - зелёную и т.д.
- Взрослый просит сделать из мозаики какой-то рисунок.
- Детям даётся задание сделать дорожку из мозаики, чередуя цвета.
Чистоговорки
При работе с детьми дошкольного возраста лучше использовать веселые «чистоговорки-стихотворения», например, такие:
На звуки «Б» - «БЬ» На звук «Р»
Ба-ба-ба - мама, мама, вон труба! Бу-бу-бу - ты и мне купи трубу! Бе-бе-бе - потрубил я на трубе. Ба-ба-ба - не нужна уже труба!
Ра-ра-ра - во дворе у нас гора.
Ру-ру-ру - собирайте детвору.
Ры-ры-ры - покатаемся с горы.
Ра-ра-ра - очень рада детвора.
На звук «Ж»
Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа - подо мной два этажа.
Жа-жа-жа - надо мной два этажа.
Же-же-же - на каком я этаже?
Также можно использовать «чистоговорки в картинках»:
Игры с речевым сопровождением
Детям-дошколятам особенно нравятся речевые игры с движениями. Основной акцент в них делается на движения, попутно дети пополняют словарный запас и учатся плавности речевого выдоха.
Игра «Куры»
Дети встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Куры крыльями махали –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (шагают на месте, взмахивая руками, как крыльями) Куры клювами стучали –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (приседают, стучат пальчиками по земле) Дай нам, тётя, крошки,
Крошек не жалей. (наклоны вперёд, отводя руки назад и вверх)
Дай ещё немножко,
Будет веселей.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (выполняют пружинку, руки на поясе)
Куры громко закричали:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (хлопают в ладоши)
И за тётей побежали -
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (бег по кругу друг за другом)
Игра «Самолеты»
Самолеты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бег врассыпную)
На полянку тихо сели,
(приседания, руки к коленям)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, бег врассыпную)
Игра «Урожай»
В игре лучше принимать участие группе детей. Ведущий читает стихотворение,
а дети, повторяя за ним строчки, делают определенные движения:
В огород пойдем - урожай соберем (дети идут по кругу),
Мы моркови натаскаем И картошки накопаем Срежем мы кочан капусты Круглый, сочный, очень вкусный Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке
(присаживаются и выдергивают морковку),
(дети делают вид, будто копают),
(«срезают» капусту),
(руками описывают круг три раза).
(дети, присаживаясь, «рвут» щавель)
(взявшись за руки, вновь идут по кругу).
v Игры-рифмовки
Игра «Рифмы»
Мы в рифмы играли - слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка), Держу я рубашку, ты видишь…(букашку), Взяла я корзину, купил ты…(картину). Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан), С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей). Концерты на «Бис» даёт нам скрипач, Детей веселит в цирке …(Циркач), Весной прилетают с юга грачи, Детишек всех лечат наши…(врачи).
«Рифмы-миниатюры»
|
|
|
В кладовой шуршала мышка, |
Мама мыла чисто пол, |
|
|
|
|
|
|
Под сосной лежала -…(шишка). |
Папа ждал: когда же…(гол). |
|
|
|
|
|
|
Капризуля наша Маша, |
Пишет маме письмо дочка, |
|
|
|
|
|
|
У неё в тарелке …(каша). |
В конце рассказа стоит-…(точка). |
|
|
|
|
|
|
Стоит в деревне старый дом, |
На берегу лежала гайка, |
|
|
|
|
|
|
В сети к нам попался -…(сом). |
Рыбёшку утащила -…(чайка). |
|
|
|
|
|
|
Очень любят мыши сыр, |
Было в сказке очень худо, |
|
|
|
|
|
|
В хорошем сыре много -…(дыр). |
Пока не появилось -…(чудо). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очень громко плачет мальчик- |
В огороде вырос лук, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Он поранил стеклом…(пальчик). |
На грядке ползал майский…(жук) |
|
|
|
|
Артикуляционная гимнастика (гимнастика для языка)
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она
включает упражнения для тренировки
подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
При проведении артикуляционной гимнастики с детьми можно использовать специальные картинки:
Для того, чтобы дети от раза к разу с охотой выполняли артикуляционную гимнастику, можно проводить ее в форме веселой сказки. Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!
Сказка «О Веселом Язычке»
Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой. Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н». И побежал веселый Язычок на кухню завтракать…»
Игры на звукоподражание
Звукоподражание можно включать в самые разнообразные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука.
Игра «Повторюша
Волк воет : «У-у-у», котик мяукает: «мяу», дождик стучит: «кап-кап», машина
гудит: «би-би», поезд едет: «ту-ту», гром гремит: «ба-бах» и так далее.
При проведении игры также можно использовать картики:
Аналогично может проводится игра «Чей голос?»
В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.
- Му-у-у – кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)
-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок). Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Составление описательных рассказов или загадок
Составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.) имеет свои особенности в каждой возрастной группе.
В младшем дошкольном возрасте для описания используются игрушки, овощи, фрукты, одежда детей, предметы быта. Проводится рассматривание и исследование предметов. Беседа с детьми и затем совместное рассказывание. Отвечая на вопросы педагога, (с помощью педагога) дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т.д.), подбирают сравнения, определения
В среднем дошкольном возрасте детей подводят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец (рассказ воспитателя), а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).
Речевой образец -это один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи, которую они воспринимают от окружающих. Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным.
Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
В старшем дошкольном возрасте учат составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.
В качестве «подсказки» для детей при составлении описательных рассказов или загадок педагог может использовать различные опорные схемы.
Примерная схема для составления описательного рассказа о птицах:
Фонематические потешки и загадки
Фонематические потешки служат для развития речевого слуха ребенка - способности различать глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие звуки, которые дети часто смешивают.
Примеры фонематических потешек:
|
|
|
|
П - Г |
К - Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Палка – галка. |
Ком – дом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
На полу лежала палка, |
Мы слепили снежный ком, |
|
|
|
|
|
|
|
|
А на палку села галка. |
Рядом с комом – снежный дом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Палку бросил кто-нибудь. |
Дом и ком из снега были. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Галка села отдохнуть. |
Целый день мы их лепили. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ш - Л |
М - Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шапка – лапка. |
Мул – дул. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Надевает Петя шапку. |
Сильный ветер с моря дул. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прищемили кошке лапку. |
По полянке бегал мул. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Петя скачет по дорожке. |
Ветер дул и завывал. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Маша лечит лапку кошке. |
Мул резвился и скакал. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П - Т |
К - Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порт – торт. |
Кот – рот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Корабли приходят в порт. |
Спит под лавкой рыжий кот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы купили вкусный торт. |
У Алены грязный рот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Корабли в порту стоят. |
Кот проспал все воскресенье. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Торт купили для ребят. |
А Алена ест варенье. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К - Т |
Г - В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Куча – туча. |
Грач – врач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ветер с моря гонит тучу. |
Пролетал над полем грач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы сгребаем листья в кучу. |
Приходил к больному врач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Туча в небе дождевая. |
Врач давал свои таблетки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Куча мусора большая. |
Грач тащил в гнездо три ветки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К - М |
Н - Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кошка – мошка. |
Ночь – дочь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
На окно уселась мошка. |
Спать пора. Настала ночь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Хочет скушать мошку кошка |
Спать ложится наша дочь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Кошка мошку лапкой - хвать. |
Дочь ложится на кровать. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Где же мошка? Не видать. |
Ночь пришла, пора всем спать. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.