Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в формировании речи дошкольника».
Оценка 4.7

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в формировании речи дошкольника».

Оценка 4.7
Семинары
docx
Детсад
31.01.2020
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в формировании речи дошкольника».
Развитие речи, включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
консультация для воспитателей по речевому развитию (1).docx

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«детский сад №  29 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников

 г. Новотроицка Оренбургской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя в формировании речи дошкольника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Плотникова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

Роль воспитателя в формировании речи дошкольника

 

 

 

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

 

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

 

Воспитателю следует помнить о том, что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, должна быть внятной и, что очень важно, неторопливой, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь.

 

Воспитателю необходимо в коллективные игры, в занятия по речевому развитию, в режимные моменты включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти, игры на развитие мелкой моторики, артикуляции и дикции.

Желательно, чтобы воспитатель регулярно (один-два раза в неделю) выполнял с детьми «упражнения на слова»:

 

-   ребенок  внимательно  слушает  слова,

 

называет звуки, из которых оно состоит;

 

-      ребенок   называет   слова,   которые

 

начинаются на определенный звук;

 

-  ребенок  учится  произносить  слова,  в

 

разных формах которого ударение падает

 

на  разные  слоги,  и   определять  место

 

ударения       в        словах,       произнесенных

 

воспитателем и т. д.

 

 

 

 

Времени эти упражнения займут немного, всего 5-7 минут, а польза от них весьма существенная.

 

 

Для развития речи детей воспитатель в течение дня может использовать различные методы и приемы работы с детьми.


Развитие мелкой моторики рук

 

Развитию мелкой моторики рук детей будут способствовать:

 

-   пальчиковые игры,

 

-          игры с мелким конструктором и мозаикой,

 

-              игры со шнуровкой, рамками-вкладышами, пазлы,

 

-           продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, оригами,

 

-   выполнение заданий на штриховку и др.

 

Игра «Весёлые фигурки»

 

Варианты игры:

 

-          Воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам: жёлтые, синие, зелёные и т.д.

 

-          Воспитатель просит детей прикрепить: солнышку жёлтые лучики; ёлочке зелёные иголки, тучке синий дождик.

 

-          Взрослый предлагает ребятам прикрепить солнышку -3 жёлтых лучика, ёлочке - 4 зелёные иголки и т.д.

 

-          Взрослый просит ребят сделать солнышку разноцветные лучики чередуя желтый, зелёный, синий цвета, а ёлочке – справа прикрепить жёлтые иголочки, а слева – синие и т.п.

 

«Разноцветные камешки»

 

Варианты игры:

 

-          Воспитатель предлагает детям разобрать камешки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т.д.

 

-          Воспитатель просит детей сделать дорожку из пяти камешков, после чего посчитать их слева направо и справа налево (прямой и обратный счёт)

 

-          Взрослый предлагает детям сделать дорожку из камешков, причём сначала просит положить на стол красный камешек, затем - жёлтый, зелёный, синий и т.д.

 

-          Воспитатель просит детей сделать дорожку из камешков, сначала - 1 красный камешек, затем - 2 жёлтых, 3 зелёных, 4 синих и т.д.

 

«Мозаика»

 

Варианты игры:

 

-          Воспитатель предлагает детям сделать дорожки: 1-ю - красную, 2-ю - жёлтую, 3-ю - зелёную и т.д.

-          Взрослый просит сделать из мозаики какой-то рисунок.

-         Детям даётся задание сделать дорожку из мозаики, чередуя цвета.


 

Чистоговорки

 

При работе с детьми дошкольного возраста лучше использовать веселые «чистоговорки-стихотворения», например, такие:

 

На звуки «Б» - «БЬ»                                                                     На звук «Р»


 

Ба-ба-ба - мама, мама, вон труба! Бу-бу-бу - ты и мне купи трубу! Бе-бе-бе - потрубил я на трубе. Ба-ба-ба - не нужна уже труба!


 

Ра-ра-ра - во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру - собирайте детвору.

 

Ры-ры-ры - покатаемся с горы.

Ра-ра-ра - очень рада детвора.

 


 

На звук «Ж»

 

Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа - подо мной два этажа.

Жа-жа-жа - надо мной два этажа.

Же-же-же - на каком я этаже?

 

 

Также можно использовать «чистоговорки в картинках»:


Игры с речевым сопровождением

 

Детям-дошколятам особенно нравятся речевые игры с движениями. Основной акцент в них делается на движения, попутно дети пополняют словарный запас и учатся плавности речевого выдоха.

 

Игра «Куры»

 

Дети встают в круг, выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

 

Куры крыльями махали –

 

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (шагают на месте, взмахивая руками, как крыльями) Куры клювами стучали –

 

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (приседают, стучат пальчиками по земле) Дай нам, тётя, крошки,

 

Крошек не жалей.                      (наклоны вперёд, отводя руки назад и вверх)

Дай ещё немножко,

Будет веселей.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                   (выполняют пружинку, руки на поясе)

 

Куры громко закричали:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                   (хлопают в ладоши)

И за тётей побежали -

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                 (бег по кругу друг за другом)

 

Игра «Самолеты»

 

 

 

Самолеты загудели,

 

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

 

Самолеты полетели.

 

(руки в стороны, бег врассыпную)

 

На полянку тихо сели,

 

(приседания, руки к коленям)

 

Да и снова полетели.

 

(руки в стороны, бег врассыпную)

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Урожай»

 

В   игре лучше принимать участие группе детей. Ведущий читает стихотворение,

 

а   дети, повторяя за ним строчки, делают определенные движения:


В огород пойдем - урожай соберем  (дети идут по кругу),


 

Мы моркови натаскаем И картошки накопаем Срежем мы кочан капусты Круглый, сочный, очень вкусный Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке


(присаживаются и выдергивают морковку),

(дети делают вид, будто копают),

(«срезают» капусту),

(руками описывают круг три раза).

(дети, присаживаясь, «рвут» щавель)

(взявшись за руки, вновь идут по кругу).

 


 

v Игры-рифмовки

 

 

Игра «Рифмы»

 

Мы в рифмы играли - слова подбирали.

 

Сейчас поиграем с тобой.

 

Картинку покажем и слово подскажем-

 

Какое возьмём мы с собой.

 

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка), Держу я рубашку, ты видишь…(букашку), Взяла я корзину, купил ты…(картину). Я вижу: на поле пасётся баран,

 

А   маленький мальчик несёт -…(барабан), С тростинкой по тропке ползёт муравей,

 

А   следом за ним летит…(воробей). Концерты на «Бис» даёт нам скрипач, Детей веселит в цирке …(Циркач), Весной прилетают с юга грачи, Детишек всех лечат наши…(врачи).

 

 

 

«Рифмы-миниатюры»

 

 

 

 

В кладовой шуршала мышка,

Мама мыла чисто пол,

 

 

 

 

 

 

Под сосной лежала -…(шишка).

Папа ждал: когда же…(гол).

 

 

 

 

 

 

Капризуля наша Маша,

Пишет маме письмо дочка,

 

 

 

 

 

 

У неё в тарелке …(каша).

В конце рассказа стоит-…(точка).

 

 

 

 

 

 

Стоит в деревне старый дом,

На берегу лежала гайка,

 

 

 

 

 

 

В сети к нам попался -…(сом).

Рыбёшку утащила -…(чайка).

 

 

 

 

 

 

Очень любят мыши сыр,

Было в сказке очень худо,

 

 

 

 

 

 

В хорошем сыре много -…(дыр).

Пока не появилось -…(чудо).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень громко плачет мальчик-

В огороде вырос лук,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он поранил стеклом…(пальчик).

На   грядке   ползал   майский…(жук)

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика (гимнастика для языка)

 

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она

 

включает           упражнения           для            тренировки

 

подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

 

 

При проведении артикуляционной гимнастики с детьми можно использовать специальные картинки:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того, чтобы дети от раза к разу с охотой выполняли артикуляционную гимнастику, можно проводить ее в форме веселой сказки. Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!

 

Сказка «О Веселом Язычке»

 

Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой. Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н». И побежал веселый Язычок на кухню завтракать…»

 

 

Игры на звукоподражание

 

Звукоподражание можно включать в самые разнообразные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука.


Игра «Повторюша

 

Волк воет : «У-у-у», котик мяукает: «мяу», дождик стучит: «кап-кап», машина

гудит: «би-би», поезд едет: «ту-ту», гром гремит: «ба-бах» и так далее.

При проведении игры также можно использовать картики:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналогично может проводится игра «Чей голос?»

 

В   гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

 

- Му-у-у – кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

 

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок). Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

 

 

Составление описательных рассказов или загадок

 

Составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе и т.д.) имеет свои особенности в каждой возрастной группе.

 

В    младшем дошкольном возрасте для описания используются игрушки, овощи, фрукты, одежда детей, предметы быта. Проводится рассматривание и исследование предметов. Беседа с детьми и затем совместное рассказывание. Отвечая на вопросы педагога, (с помощью педагога) дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т.д.), подбирают сравнения, определения

 

В          среднем дошкольном возрасте детей подводят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец (рассказ воспитателя), а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).

 

Речевой образец -это один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи, которую они воспринимают от окружающих. Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным.


Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.

 

В    старшем дошкольном возрасте учат составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.

 

В   качестве «подсказки» для детей при составлении описательных рассказов или загадок педагог может использовать различные опорные схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная схема для составления описательного рассказа о птицах:


Фонематические потешки и загадки

 

Фонематические потешки служат для развития речевого слуха ребенка - способности различать глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие звуки, которые дети часто смешивают.

 

Примеры фонематических потешек:

 

 

 

 

 

П - Г

К - Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Палка – галка.

Ком – дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

На полу лежала палка,

Мы слепили снежный ком,

 

 

 

 

 

 

 

 

А на палку села галка.

Рядом с комом – снежный дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Палку бросил кто-нибудь.

Дом и ком из снега были.

 

 

 

 

 

 

 

 

Галка села отдохнуть.

Целый день мы их лепили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш - Л

М - Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шапка – лапка.

Мул – дул.

 

 

 

 

 

 

 

 

Надевает Петя шапку.

Сильный ветер с моря дул.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прищемили кошке лапку.

По полянке бегал мул.

 

 

 

 

 

 

 

 

Петя скачет по дорожке.

Ветер дул и завывал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Маша лечит лапку кошке.

Мул резвился и скакал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П - Т

К - Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порт – торт.

Кот – рот.

 

 

 

 

 

 

 

 

Корабли приходят в порт.

Спит под лавкой рыжий кот.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы купили вкусный торт.

У Алены грязный рот.

 

 

 

 

 

 

 

 

Корабли в порту стоят.

Кот проспал все воскресенье.

 

 

 

 

 

 

 

 

Торт купили для ребят.

А Алена ест варенье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К - Т

Г - В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Куча – туча.

Грач – врач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ветер с моря гонит тучу.

Пролетал над полем грач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы сгребаем листья в кучу.

Приходил к больному врач.

 

 

 

 

 

 

 

 

Туча в небе дождевая.

Врач давал свои таблетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Куча мусора большая.

Грач тащил в гнездо три ветки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К - М

Н - Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кошка – мошка.

Ночь – дочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

На окно уселась мошка.

Спать пора. Настала ночь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хочет скушать мошку кошка

Спать ложится наша дочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кошка мошку лапкой - хвать.

Дочь ложится на кровать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Где же мошка? Не видать.

Ночь пришла, пора всем спать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «детский сад № 29 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников г

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «детский сад № 29 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников г

Роль воспитателя в формировании речи дошкольника

Роль воспитателя в формировании речи дошкольника

Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук

Чистоговорки При работе с детьми дошкольного возраста лучше использовать веселые «чистоговорки-стихотворения», например, такие:

Чистоговорки При работе с детьми дошкольного возраста лучше использовать веселые «чистоговорки-стихотворения», например, такие:

Игры с речевым сопровождением

Игры с речевым сопровождением

В огород пойдем - урожай соберем (дети идут по кругу),

В огород пойдем - урожай соберем (дети идут по кругу),

Очень громко плачет мальчик-

Очень громко плачет мальчик-

Для того, чтобы дети от раза к разу с охотой выполняли артикуляционную гимнастику, можно проводить ее в форме веселой сказки

Для того, чтобы дети от раза к разу с охотой выполняли артикуляционную гимнастику, можно проводить ее в форме веселой сказки

Игра «Повторюша Волк воет : «У-у-у», котик мяукает: «мяу», дождик стучит: «кап-кап», машина гудит: «би-би», поезд едет: «ту-ту», гром гремит: «ба-бах» и так далее

Игра «Повторюша Волк воет : «У-у-у», котик мяукает: «мяу», дождик стучит: «кап-кап», машина гудит: «би-би», поезд едет: «ту-ту», гром гремит: «ба-бах» и так далее

Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения

Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения

Фонематические потешки и загадки

Фонематические потешки и загадки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020