Консультация «Как развивать фонематический слух у детей?»
Оценка 4.8

Консультация «Как развивать фонематический слух у детей?»

Оценка 4.8
pptx
13.09.2021
Консультация «Как развивать фонематический слух у детей?»
5. Консультация для родителей развитие фонематич слуха.pptx

Составила: Вальтер Марина Николаевна

Составила: Вальтер Марина Николаевна

Составила:
Вальтер Марина Николаевна
Учитель-логопед

Консультация для родителей «Как развивать фонематический слух у детей?»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 комбинированного вида» города Татарска

Как развивать фонематический слух у детей?»

Как развивать фонематический слух у детей?»

«Как развивать фонематический слух у детей?»
Фонематический слух – способность человека к анализу
и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий
восприятие фонем данного языка.
В.И. Селиверстова.

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители.
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К четырем годам в норме ребёнок должен различать все звуки, у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. 1

Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребенком в такие игры:

Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребенком в такие игры:

Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребенком в такие игры:
Игра «Эхо». Взрослый обсуждает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называются по очереди несколько простых слогов, слов (ау, ау, мама, а потом переходят к повторению более сложных слогов: па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка (ребенок должен в точности воспроизвести весь слоговой ряд). Постепенно можно переходить не только к сложным слогам, но и к словам, стихотворным строчкам.
Игра «Живая азбука». Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребенком на столе изображением вверх: З-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, Ш-Ж (по одной паре). На других карточках изображены предметы. Ребенок должен выбрать предметы, названия которых включают ту или иную букву, и разложить их по стопкам. Освоив «карточный» комплект предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) те предметы, в названии которых есть заданный звук.
Игра «Перевозим грузы». В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только те вещи, начинающихся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).
Игра «Кто больше?» Кто больше придумает слов на заданный звук.
Игра «Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него по звучанию. Задача ребенка – услышать это другое слово и назвать его. 2

Кто самый внимательный» Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание

Кто самый внимательный» Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание

«Кто самый внимательный»
Цель: закреплять умение дифференцировать неречевые звуки, развивать слуховое внимание.
Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, стеклянные стаканы, бумагу, колокольчик, бубен, свисток и т.д. . Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
«Кто и как разговаривает?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Взрослый включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
3

Скачать файл