Модель проектной деятельности в работе воспитателя
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов.
Проектная деятельность- это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов.
В своей работе я использую различные проекты:
• Индивидуальные;
• Групповые.
• Краткосрочные;
• Среднесрочные;
• Долгосрочные.
• Информационные;
• Исследовательские;
• Творческие и др.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
В результате использования метода проектов, дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Очень активно к нашей работе присоединились родители, проявляли активный интерес, стали участниками и помощниками в нашей деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проект «К родным истокам» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традициям русской народной культуры.
Вид проекта: творческо-познавательный, исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, специалисты, родители.
Большое внимание в нашем детском саду уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В детском саду создаются условия для обучения и развития творческих способностей дошкольников. Результатами реализации этого направления является победы в конкурсах, соревнованиях и мероприятиях различных уровней.
Немаловажное значение в достижении этих результатов имеет внедрение в практику работы проектов.
Нами был разработан и внедрен проект «К родным истокам». Основная цель данного проекта направлена на приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской национальной и духовной культуре через знакомство с традициями, обычаями, творчеством русского народа.
Актуальность. В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего народа. Государство прилагает к этому значительные усилия. Патриотизм провозглашен национальной идеей и государственной идеологией. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих граждан своей Родины.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.
С уверенностью можно сказать, что большинство жителей нашей страны, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой и традициями. В современном мире технического прогресса и компьютерных технологий нас и наших детей окружает мир электроники: компьютерные игры, мобильные телефоны, различные гаджеты… Сложно представить, что когда-то люди жили без этого. Чем больше в нашей жизни появляется продуктов технического прогресса, тем больше чувствуется утрата интереса к русской культуре и традициям. Поэтому очень важно приобщать детей к культуре своего народа, активировать познавательный интерес к истории своей Родины.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Во что играли? Как одевались? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого мы постарались обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Принято считать, что каждый ребенок обладает определенным талантом, имеет богатую фантазию, может творчески мыслить. Но все это необходимо развивать и стимулировать, только тогда ребенок раскроет заложенный в нем потенциал, творческие способности, данные ему от природы. Задача педагогов и родителей помочь ему в этом.
Главная задача: подвести детей к пониманию того, что Россия — наша Родина. Чтобы осознать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.
Мы, взрослые – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, которую должны сохранить и передать детям.
Гипотеза: Приобщение детей к истокам русской народной культуре, к традициям русского народа, способствует духовно - нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной и духовной культуре через знакомство с традициями, обычаями, творчеством русского народа.
В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
-принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре русского народа;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального фольклора, художественным промыслам
-принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Проект «К родным истокам» состоит из нескольких подпроектов, помогающих достичь главной цели в воспитании патриотов своей родины.
Проект состоит разделов:
Октябрь – разработка проекта
Ноябрь - народная кукла в игре современных детей
Декабрь – русская изба. Народные промыслы.
Январь – народный костюм, его элементы. Создание мини-музея в группе «Куклы в национальных костюмах».
Февраль - традиции и обычаи русского народа Народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки. Русские народные подвижные игры
Март – народные музыкальные инструменты
Апрель- русская кухня «Щи да каша, пища наша»
Май - заключительный этап проекта, подведение итогов, досуг
«Приглашаем в гости к нам»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.