Консультация «Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ»

  • docx
  • 23.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультация «Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ».docx

 

«Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ»

·         Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

·         Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

·         Учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

·         Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).

·         В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

·         Необходимо также учитывать возрастные особенности детей, создание условий для детского экспериментирования

 

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

‒ место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

‒ место для приборов

‒ место для хранения материалов (природного, «бросового»)

‒ место для проведения опытов

‒ место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

‒ схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов ‒ серии картин с изображением природных сообществ

‒ книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы

‒ простейшие приборы

‒ коллекции

‒ мини-музей (тематика различна, например, «Часы»)

‒ материалы, распределенные по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»

‒ природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

‒ бросовые материалы: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

‒ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

‒ медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,

-деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

‒ прочие материалы: сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда, увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа, личные блокноты детей для фиксации результатов опыта

‒ меры веса: разнообразные весы, набор гирь; протяженности: метр, линейки, условные мерки; объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.; времени: песочные часы, секундомер; количества: разнообразные счеты; направления: компас.

‒ для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы ‒ для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча

‒ для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики.

Материал, подлежащий исследованию

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный

уголь.

2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские

шампуни, пенка для ванн).

3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,

мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки

орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,

кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

 

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

·         Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. Уточнение плана исследования.

·         Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

·         Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

·         Организация исследования.

·         Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

·         Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

·         Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

·         Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».

·         Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

·         Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».

·         Экспериментальные игры.

·         Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

·         Наблюдение природных явлений.

·         Использование энциклопедий.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

·         Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

·         События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

·  Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

·         Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

·         Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

 

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

 

·         Анкетирование родителей

·         Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

·         Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

·         Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

·         Открытые мероприятия для родителей.

·         Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

·         Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

·         Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

·         Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

·         В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

 

В работе по экспериментально — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.

Эффективность решения задач экспериментально — исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.