Консультация "Специфика проведения занятий по системе ТРИЗ"
Оценка 4.6

Консультация "Специфика проведения занятий по системе ТРИЗ"

Оценка 4.6
docx
08.01.2021
Консультация "Специфика проведения занятий по системе  ТРИЗ"
3 Специфика проведения занятий по системе ТРИЗ.docx

 

 

СПЕЦИФИКА  ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ.

Одной из самых распространённых форм обучения в детском саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу детей.

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ - технологий:

-         построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи)

-         использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

 Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Принципы ведения занятий по технологии ТРИЗ:

§  От простого к сложному.

§  От сказочного фантазирования к абстрактному мышлению.

§  От малой нагрузки (одна - две задачи за занятие) к большой нагрузке ( 10 – 20 задач и упражнений), продолжительность от 10 минут до 1 часа, но в любом случае заканчивать занятие раньше, чем пропадет интерес у детей.

§  От преодоления стереотипов (лиса всегда хитрая, колобка всегда жалко…) и копирования к творчеству.

§  От разрозненных фактов к поиску закономерностей.

§  От бессистемности к системности.

§  От поверхностного знания к глубинному, от изучения следствий к анализу причин. От «узкого»  предметного мышления к «широкому» диалектическому и системному.

§  От инертности к интересу и, далее, к одержимости.

§  От информации к знаниям и умению их использовать.

§  От однофункциональности к многофункциональности.

§  От «хочу»  к «надо». От детского эгоцентризма к ответственности.

§  От неуверенности к уверенности. От включения элементов ТРИЗ в занятия к систематическим занятиям по изучению ТРИЗ.

Занятия будут интересней, эффективнее, если следовать рекомендациям

опытных преподавателей  и разработчиков ТРИЗ-педагогики (А.А. Нестеренко, А.А. Гин,  Г. И. Иванов, Сидорчук Т.А.и др.)  по ведению занятий.

1. Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно

проигрывая весь его ход.

2. Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей. Известно, что активные люди выносят из занятий больше, чем пассивные.

3. Желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.

4. Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.

5. Необходимо воспитывать мысль о бесконечности совершенствования человека, неограниченности его возможностей и процесса образования и развития.

6. При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс, Приёмы.

7. Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.

8. Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. “Ум рождается в борьбе”.

9. Необходимо поддерживать довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.

10. Целесообразно включение "разрядочных вставок" и "сеансов" общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия!

11. За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.

12. На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление.

13. Дети должны радоваться общению с педагогом, человеком незаурядным, в которого они влюблены без памяти.

14. Наверно, никто не будет возражать против утверждения, что, если человек не может использовать законы и правила НА ПРАКТИКЕ, то он и НЕ ЗНАЕТ этих законов и правил. Он может их процитировать, но не более. Поэтому, для освоения правил ТРИЗ надо САМОСТОЯТЕЛЬНО решить много задач. Это важный принцип обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

«АНАЛИЗ СКАЗКИ «КОЛОБОК» ПО СИСТЕМНОМУ ОПЕРАТОРУ»

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности

По образовательной области  «Познавательное развитие»

с использованием технологии ТРИЗ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Цель

всестороннее развитие творческих способностей ребёнка

Задачи

 

Обучающие:

- формировать умение системного анализа сказки;

- способствовать формированию навыков преобразования  признаков объектов с помощью приемов типового фантазирования. 

Развивающие,

 - развивать умение ориентироваться в пространстве (пятиэкранка); развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать речь и обогащать лексический словарь детей; выражать свои мысли; развивать познавательный интерес, активность; стимулировать проявление любознательности; способствовать развитию положительных эмоций.

Воспитательные:

- воспитание у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

Материал

 

Пособие »пятиэкранка»; шапочки для игры «Цепочка превращений» ; шапочки Лисы и Колобка для подвижной игры; пособие для игры «Волшебники превращения»; копилка роботов,схема;

Предварительная работа

Чтение сказки «Колобок»; ТРИЗ/игры: «Цепочка превращений»; «Закончи сказку»; «Создадим новую сказку»; «Загадка на основе литературного произведения»; «Потеря части или целого»; «Путешествие Колобка, от зернышка до хлеба»;  с/игра «Познакомимся»

 

Этап совместной деятельности

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, приемы)

Деятельность детей

Планируемый результат

I.  Мотивация к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск, решение задачи, проблемы

(ТРИЗ метод каталога)

 

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними познакомимся!

Словесная игра «Давайте познакомимся!»

 

 

 

Я знаю, что вы очень любите сказки, у меня тоже есть своя любимая сказка. Попробуйте отгадать ее.

Д/И «Какую сказку загадала?»

 

Положительный эмоциональный настрой.

Вовлекает в совместную игровую деятельность

 

 

 

Вовлечение детей в поисковую деятельность.

 

 

 

 

 

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Активно играют

 

 

 

 

Отвечают на вопросы педагога

Слушают и говорят правильные ответы.

Дети называют сказку «Колобок»

Дети настроены на общение.

Умеют знакомиться друг с другом, давать краткую характеристику, используя прилагательные.

 

Умение анализировать и определять произведения художественной литературы.

 

 

II. ТРИЗ системный оператор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРИЗ (мозговой штурм)

 

 

ТРИЗ (сужение поле поиска)

 

Физминутка

Знаете, почему это сказка моя самая любимая - обычно все сказки заканчиваются хорошо, а эта- грустно. И мне так жалко Колобка он был такой веселый, хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Я вам предлагаю придумать другой конец этой сказки, чтоб Колобок сумел найти способ спастись.

 Но сначала давайте вспомним приключения Колобка.

Анализ сказки «Колобок (пятиэкранка)

Вот наш Колобок лежит на окошке остывает (система).

Затем он съедет на лифте вниз (подсистема). Давайте вспомним, из каких продуктов бабушка его испекла? 

Д/И «Потеря части или свойства».

Теперь Колобок едет вверх (надсистема). Где он был вначале сказки?

Чем был Колобок в прошлом? ( В реальном мире тесто, в сказочном  - ожившее тесто)

Игру «Цепочка превращений»

Дальше мы с вами отправляемся в будущее Колобка. Что будет в будущем с Колобком?

Давайте пока не будем говорить о том, что Лиса съела как будто Колобок от нее тоже убежал. 

Игра «Я дам характеристику герою, а вы скажите, кто это?»

 

 

Подвижная игра «Лиса и Колобок»

 

 

 

 

 

 

Помещаю Колобка в центральное поле системного оператора.

 

Выкладываю картинки ингредиентов, из которых был приготовлен Колобок. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог надевает шапочки с изображением зернышка, ростка, колоска, муки, теста, Колобка.

 

 

 

Дети называют продукты, из которых был испечен Колобок, придерживаясь сюжета сказки.

 

 

Дети перечисляют: на окошке стужен, в печку сажен и т.д.

 

 

Дети отвечают, что Колобок сделан из теста, которое замесила Бабка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по называют последовательность превращения от зернышка до теста.

 

 

 Ответ детей: «Его съест Лиса».

 

 

 

Дети устанавливают взаимосвязи между действиями и характером героя.

 

 

 

 

 

 

Дети умеют устанавливать недостающие свойства объекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.  Фантазирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРИЗ (метод каталога ,мозговой штурм)

 

 

 

 

 

ТРИЗ «Мини исследование на копилке роботов»

В игре Колобок смог убежать от Лисы, и она его не съела, а почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?

В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он был такой вкусный, а мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы Лиса его не съела. А кто же нам в этом поможет?

Д/И. »Старая сказка на новый лад»

Волшебник Всемогу помог Колобку и превратил его в Колобка-робота.

Давайте из нашей копилки роботов мы найдем заколдованного Колобка.

 

 

Игровое упражнение «Исследование копилки с целью выявления закономерностей признаков объектов»

 

Вот если бы Колобок в сказке сделал, так как мы с вами придумали, с помощью Волшебников. Получилась бы совсем новая сказка. А вы дома придумайте новые приключения Колобка, и запишите с помощью родителей новую сказку. А мы с большим интересом прочитаем ее в нашей группе, оформим книгу и подарим ее малышам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель делит детей на две команды и предлагает с помощью схемы найти закономерность, которой подчиняются фигурки из этой копилки (Колобка)

Дети называют слова: вкусный, аппетитный, гладкий, румяный и т.п.

 

Ответы детей… Волшебники превращенийДети выбирают героев сказки Лису или Колобка, а так же волшебника и придумывают конец сказки, используя прием того или иного преобразования

 

Дети с помощью схемы выделяют признаки, по которым они находят, Колобка, например, количества антенн, форма головы, форма туловища, количество ножек и т.д.

Игра-соревнование, кто быстрее найдет Колобка.

 

IV. Рефлексия

 

 

Дети с помощью смайликов «Колобков» дают анализ занятию.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

СХЕМЫ  «СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ТРИЗ»

 

         

 

 

 

 

 

 

                                  


 

Консультация "Специфика проведения занятий по системе ТРИЗ"

Консультация "Специфика проведения занятий по системе  ТРИЗ"

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Известно, что активные люди выносят из занятий больше, чем пассивные

Известно, что активные люди выносят из занятий больше, чем пассивные

АНАЛИЗ СКАЗКИ «КОЛОБОК» ПО СИСТЕМНОМУ

АНАЛИЗ СКАЗКИ «КОЛОБОК» ПО СИСТЕМНОМУ

Колобок» Дети настроены на общение

Колобок» Дети настроены на общение

III . Фантазирование

III . Фантазирование

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СХЕМЫ «СПЕЦИФИКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СХЕМЫ «СПЕЦИФИКА

Консультация "Специфика проведения занятий по системе ТРИЗ"

Консультация "Специфика проведения занятий по системе  ТРИЗ"
Скачать файл