в этой статье рассказывается о пользе помощи ребенку при поступлении в школу. Советы родителям по подготовке ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, поэтому мы предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни.
1. В программу семейного воспитания старшего дошкольника необходимо включать занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание организма, выполнять утреннюю гимнастику. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения.
2. Также нужно закладывать правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Так, Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если ребенок видит хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.
3. Старшего дошкольника необходимо активно привлекать к посильному для него труду. Выполнение трудовых поручений формирует дисциплинированность ребенка. Также необходимо приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.
4. Необходимо постоянно осуществлять умственное развитие ребенка: обогащать его словарный запас, в разговоре ним подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи детей можно учить наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.
Консультация дефектолога «Помощь ребенку в подготовке к школе»
Что такое готовность к школе? Готовность к школе, или готовность к обучению,
это определенный комплекс параметров, который может говорить об определенной
социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и
навыков, достаточный для начала школьного обучения. Из определения мы можем сделать
вывод о том, что существуют различные критерии (показатели, параметры) готовности
ребенка к школе: это физическое развитие, нравственное развитие, психологическое
развитие и мыслительное развитие. Охарактеризуем каждый из этих критериев.
1. Физическое развитие: от того, насколько физически развит, здоров и закален
ребенок, зависит его успех в школе. Также отметим и то, что организованное физическое
воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые
условия для нормальной деятельности нервной системы. К физической готовности
относятся общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный
тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам
физического развития мальчиков и девочек 67летнего возраста. Также сюда включают
состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев,
состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и
подвижности.
2. Нравственное развитие: от того как, будет воспитан дошкольник в нравственно
волевом отношении, зависит его успешное обучение в школе, а также формирование
жизненной позиции. Для успешного обучения в школе ребенок должен быть самостоятелен,
организован, настойчив, ответственен, дисциплинирован. Если же эти нравственноволевые
качества не сформированы у ребенка, то он может лениться, быть не уверен в своих силах,
обладать низкой самооценкой, быть эгоистичным, что, безусловно, не может являться
условием успешного обучения.
3. Психологическое развитие: ребенок, стоящий на пороге начальной школы, должен
обладать внутренней позицией, у него должны быть сформированы необходимые
предпосылки учебной деятельности, сложена особая форма общения ребенка со взрослым.
Взрослый должен быть для ребенка авторитетом, образцом для подражания.
В психологическую готовность также включаются:
учебная мотивация (ребенок хочет идти в школу; понимает важность и
необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых
знаний);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в
контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций
общения, признает авторитет взрослых);
умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости
уточнить задание).
4. Мыслительное развитие, или умственное развитие. Его важность и значимость
обусловлена тем, что начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – он
должен овладеть письменной речью, которая возникает на базе устной речи и представляет
собой более высокий этап речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом
невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой
памяти, овладения звуковым анализом, развития нагляднообразного мышления, начал
логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного,
личностного) развития ребенка. Дошкольник должен быть готов к произвольной регуляции
своей познавательной деятельности, у него должны быть сформированы познавательныеинтересы; он должен осознать и желать обучаться в школе. Большую роль подготовке
ребенка к школе имеют родители. Рассмотрим основные рекомендации по организации
этого процесса в условиях семьи.
Советы родителям по подготовке ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, поэтому мы предлагаем
рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап
своей жизни.
1. В программу семейного воспитания старшего дошкольника необходимо включать
занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание организма, выполнять
утреннюю гимнастику. Большое место занимают вопросы санитарногигиенической
подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения.
2. Также нужно закладывать правильные отношения между мальчиками и девочками
– отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Так, Лучшим средством
воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное
уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если ребенок видит хорошие
отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым
отношениям.
3. Старшего дошкольника необходимо активно привлекать к посильному для него
труду. Выполнение трудовых поручений формирует дисциплинированность ребенка. Также
необходимо приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить
начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.
4. Необходимо постоянно осуществлять умственное развитие ребенка: обогащать
его словарный запас, в разговоре ним подавать образец хорошего произношения звуков и в
целом слов и предложений. С целью развития речи детей можно учить наблюдать явления
природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их
содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.
5. Полезными и даже необходимыми будут специально организованные занятия с
дошкольников с использованием ситуации игры (так как это ведущая деятельность в
данном возрасте). При этом нужно чувствовать тонкую грань: нельзя превращать
«последний» год детства в минишколу. Не нужно заставлять ребенка выполнять
упражнение, если он устал, постоянно вертится, расстроен. Постарайтесь определить
пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень
небольшой отрезок времени. Тем не менее, не забывайте о том, что лучшие занятия – это
занятия систематические.
6. Необходимо уделить большое внимание формированию психологической
готовности:
нельзя «пугать» школой, а, наоборот, рассказывать позитивные истории, связанные с ней,
формировать положительное отношение к ней: что у него там будет много друзей, там
очень интересно, учителя очень хорошие и добрые;
не нужно быть слишком требовательны к ребенку, ребенок имеет право на ошибку, ведь
ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым;
необходимо развивать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности.
Когда ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни.
Родителям очень важно постараться, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так
продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен
чувствовать поддержку родителей, их крепкое плечо, на которое можно облокотиться в
трудных ситуациях. Родитель должен стать своему ребенку другом, советчиком, мудрым
наставником, и тогда первоклассник в будущем превратится в успешную личность.
Сделаем вывод также и о том, что подготовка к школе должна быть разносторонней.Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие
физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств и
социально – психологической компетентности. Заострение внимания только на чемто
одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.