Консультация дефектолога «Помощь ребенку в подготовке к школе»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

в этой статье рассказывается о пользе помощи ребенку при поступлении в школу. Советы родителям по подготовке ребенка к школе Подготовка ребенка к школе – это очень важный процесс, поэтому мы предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни. 1. В программу семейного воспитания старшего дошкольника необходимо включать занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание организма, выполнять утреннюю гимнастику. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. 2. Также нужно закладывать правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Так, Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если ребенок видит хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. 3. Старшего дошкольника необходимо активно привлекать к посильному для него труду. Выполнение трудовых поручений формирует дисциплинированность ребенка. Также необходимо приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. 4. Необходимо постоянно осуществлять умственное развитие ребенка: обогащать его словарный запас, в разговоре ним подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи детей можно учить наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.
Иконка файла материала Консультация дефектолога.docx
Консультация дефектолога «Помощь ребенку в подготовке к школе» Что такое готовность к школе? Готовность к школе, или готовность к обучению, ­ это   определенный   комплекс   параметров,   который   может   говорить   об   определенной социальной   и   умственной   зрелости   ребенка,   а   также   определенный   объем   умений   и навыков, достаточный для начала школьного обучения. Из определения мы можем сделать вывод  о  том,  что  существуют  различные  критерии  (показатели,  параметры)  готовности ребенка   к   школе:   это   физическое   развитие,   нравственное   развитие,   психологическое развитие и мыслительное развитие. Охарактеризуем каждый из этих критериев. 1.  Физическое   развитие:   от  того,   насколько   физически   развит,   здоров  и   закален ребенок, зависит его успех в школе. Также отметим и то, что организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые условия   для   нормальной   деятельности   нервной   системы.   К   физической   готовности относятся   общее   физическое   развитие:   нормальный   вес,   рост,   объем   груди,   мышечный тонус,   пропорции,   кожный   покров   и   прочие   показатели,   соответствующие   нормам физического развития мальчиков и девочек 6­7­летнего возраста. Также сюда включают состояние   зрения,   слуха,   моторики   (особенно   мелких   движений   кистей   рук   и   пальцев, состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. 2. Нравственное развитие: от того как, будет воспитан дошкольник в нравственно­ волевом   отношении,   зависит   его   успешное   обучение   в   школе,   а   также   формирование жизненной позиции. Для успешного обучения в школе ребенок должен быть самостоятелен, организован, настойчив, ответственен, дисциплинирован. Если же эти нравственно­волевые качества не сформированы у ребенка, то он может лениться, быть не уверен в своих силах, обладать   низкой   самооценкой,   быть   эгоистичным,   что,   безусловно,   не   может   являться условием успешного обучения.  3. Психологическое развитие: ребенок, стоящий на пороге начальной школы, должен обладать   внутренней   позицией,   у   него   должны   быть   сформированы   необходимые предпосылки учебной деятельности, сложена особая форма общения ребенка со взрослым. Взрослый должен быть для ребенка авторитетом, образцом для подражания.  В психологическую готовность также включаются:   учебная   мотивация   (ребенок   хочет   идти   в   школу;   понимает   важность   и необходимость   учения;   проявляет   выраженный   интерес   к   получению   новых знаний); умение   общаться   со   сверстниками   и   взрослыми   (ребенок   легко   вступает   в контакт,   не   агрессивен,   умеет   находить   выход   из   проблемных   ситуаций общения, признает авторитет взрослых); умение   принять  учебную  задачу   (внимательно   выслушать,  по   необходимости уточнить задание).   4. Мыслительное развитие, или умственное развитие. Его важность и значимость обусловлена тем, что начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу – он должен овладеть письменной речью, которая возникает на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно   без   сравнительно   высокого   уровня   устной   речи,   развития   слухоречевой памяти,   овладения   звуковым   анализом,   развития   наглядно­образного   мышления,   начал логического   мышления,   а   также   определенного   уровня   общего   (деятельностного, личностного) развития ребенка. Дошкольник должен быть готов к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, у него должны быть сформированы познавательныеинтересы; он должен  осознать и  желать  обучаться в  школе.  Большую роль  подготовке ребенка к школе имеют родители. Рассмотрим основные рекомендации по организации этого процесса в условиях семьи. Советы родителям по подготовке ребенка к школе Подготовка   ребенка   к   школе   –   это   очень   важный   процесс,   поэтому   мы   предлагаем рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни. 1. В программу семейного воспитания старшего дошкольника необходимо включать занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание организма, выполнять утреннюю   гимнастику.   Большое   место   занимают   вопросы   санитарно­гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. 2. Также нужно закладывать правильные отношения между мальчиками и девочками –   отношения   товарищества,   взаимного   внимания   и   заботы.   Так,   Лучшим   средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если ребенок видит хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. 3. Старшего дошкольника необходимо активно привлекать к посильному для него труду. Выполнение трудовых поручений формирует дисциплинированность ребенка. Также необходимо приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. 4. Необходимо постоянно осуществлять умственное развитие ребенка: обогащать его словарный запас, в разговоре ним подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи детей можно учить наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. 5. Полезными и даже необходимыми будут специально организованные занятия с дошкольников   с   использованием   ситуации   игры   (так   как   это   ведущая   деятельность   в данном   возрасте).   При   этом   нужно   чувствовать   тонкую   грань:   нельзя   превращать «последний»   год   детства   в   минишколу.   Не   нужно   заставлять   ребенка   выполнять упражнение,   если   он   устал,   постоянно   вертится,   расстроен.   Постарайтесь   определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Тем не менее, не забывайте о том, что лучшие занятия – это занятия систематические. 6.   Необходимо   уделить   большое   внимание   формированию   психологической готовности: нельзя «пугать» школой, а, наоборот, рассказывать позитивные истории, связанные с ней, формировать положительное отношение к ней: что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые; не нужно быть слишком требовательны к ребенку, ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым; необходимо развивать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности. Когда ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Родителям очень важно постараться, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось   на   протяжении   всего   его   обучения   в   школе.   Ребенок   всегда   должен чувствовать поддержку родителей, их крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Родитель должен стать своему ребенку другом, советчиком, мудрым наставником,   и   тогда   первоклассник   в   будущем   превратится   в   успешную   личность. Сделаем вывод также и о том, что подготовка к школе должна быть разносторонней.Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических   и   интеллектуальных   способностей,   эмоционально   –   волевых   качеств   и социально   –   психологической   компетентности.   Заострение   внимания   только   на   чем­то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.