В консультации для педагогов - «Адаптация ребёнка в детском саду», говорится о том, что обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребёнок, тем значимей и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа, который позволит ребёнку со временем выйти из «гнезда», найти своё место среди других людей, научиться жить с самим собой и с окружающими. Взрослым кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребёнка, и никаких проблем здесь быть не может.В консультации для педагогов - «Адаптация ребёнка в детском саду», говорится о том, что обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребёнок, тем значимей и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей, именно они играют главную роль в создании того образа, который позволит ребёнку со временем выйти из «гнезда», найти своё место среди других людей, научиться жить с самим собой и с окружающими. Взрослым кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребёнка, и никаких проблем здесь быть не может.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« Адаптация ребёнка в детском саду».Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь
Волгодонск
2Обычно ребёнок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребёнок,
тем значимей и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из «рук» родителей,
именно они играют главную роль в создании того образа, который позволит ребёнку со
временем выйти из «гнезда», найти своё место среди других людей, научиться жить с
самим собой и с окружающими. Взрослым кажется, что это происходит само собой, по
мере взросления ребёнка, и никаких проблем здесь быть не может.
В большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его
адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней
справляются.
Процесс введения ребёнка в систему общественного воспитания – сложный. Как
будет протекать период адаптации малыша зависит от того, сумеет ли воспитатель понять
нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение,
согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй; выбрать
соответствующие характеру его поведения приёмы и методы педагогического
воздействия.
Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:
направленные беседы с родителями;
анкетирование;
наблюдение за ребёнком;
развивающие игры;
ведение листа наблюдения.
Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями и их
анкетирование (анкета даётся для заполнения во время первой встречи с родителями), а
также в ходе наблюдения за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе
первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о
степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со
взрослыми и сверстниками и т.п.
В ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог
снять тревогу за малыша, информировал о протекании адаптационного периода,
ориентировал на активное взаимодействие.
В процессе адаптации ребёнка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать,
поглаживать);
по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки
с успокаивающими сборами трав;
рассказывать сказки, петь колыбельные песни перед сном;
использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные
процессы.
1. Первые дни пребывания ребёнка в группе является минимальным. Утреннее
кормление желательно проводить дома; для детей, у которых уже сформировался ряд
отрицательных привычек, рекомендуется попросить в первые дни приходить только на
прогулку. Укладывание спать рекомендуется проводить на шестой день пребывания
ребёнка в д/с. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на 12 дня
дома (изза снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимся в
тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и
объёмной.
32. Необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье, сне,
туалете. Если ребёнок приучен к режиму, то воспитателю легче решать эту задачу. Если
режим в семье не соблюдался, учить его к режимным моментам более сложнее, однако
необходимо к этому стремиться. Если ребёнок хочет спать, надо уложить его, не ожидая
положенного времени. Если ребёнок отказался от завтрака, необходимо раньше других
накормить его обедом и т.д.
3.
Необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно (кормление,
самообслуживание и т.д.). Резкое изменение обстановки и методики режимных процессов
может вызвать отрицательное отношение к ним.
В связи с этим воспитателю необходимо знать, какие привычки сложились у ребёнка
дома (сосёт соску, засыпает на руках или при укачивании) и вести соответствующую
работу с родителями.
Однако, в первые дни надо по мере необходимости сохранять выработанные
привычки ребёнка. Только когда ребёнок начнёт привыкать к новым условиям,
негативные привычки можно сводить на нет.
4.
Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц,
воспитывающих ребёнка. У персонала группы и родителей должна быть твёрдая
договорённость о том, что разрешать, что запрещать ребёнку. При этом, безусловно,
необходимо учесть, что большое количество запрещений отрицательно действует на
нервную систему, ухудшает его состояние.
5. Требования, предъявляемые к ребёнку должны быть посильны и выполнимы. Если,
например, ребёнок не приучен есть самостоятельно, в первое время его необходимо
кормить, одновременно вырабатывая умение держать ложку и пользоваться ею и только
затем развивать этот навык дальше.
6. Необходимо создавать установку у ребёнка на все предстоящие режимные
процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать» и т.п. Слова взрослого настраивают
ребёнка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает
его), он знает, зачем и куда его ведут, что с ним хотят делать.
7. Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без
причинения ребёнку неприятных ощущений.
8. Нельзя заставлять ребёнка длительно ожидать чеголибо. Например, посадив
ребёнка за стол, надо сразу подавать ему пищу; раздев, надо предложить сразу лечь в
постель и т.п.
9. Со дня поступления в ДОУ важно приучать ребёнка к активному участию в
режимных процессах. Всё, что он в состоянии делать сам, он должен выполнять
самостоятельно.
10.
В формировании культурногигиенических навыков сначала надо научить
ребёнка определённым действиям, используя для этого показ, игровую ситуацию,
совместные действия с ребёнком, неоднократное повторение действий (например,
«поставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри как делаю я, а теперь сделай ты»).
11.
Безусловно, при формировании режима и определённых навыков важно
соблюдение таких принципов как: преемственность, последовательность, постепенность в
усложнении требований, предъявляемых ребёнку.
12. Воспитателю необходимо чётко знать возрастные и индивидуальные особенности
ребёнка.
Педагог К.Д. Ушинский говорил, что для того, чтобы воспитывать ребёнка во всех
отношениях, его надо знать во всех отношениях. Чтобы узнать индивидуальные
особенности вновь поступивших детей, воспитатель должен беседовать с родителями,
4посещать ребёнка на дому, наблюдать за вновь прибывшими детьми в разные отрезки
времени и в разных ситуациях. Такое изучение ребёнка поможет воспитателю правильно
оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.
Данная система работы поможет максимально сократить количество детей
дезадаптированных к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные
возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ.
В большинстве случаев поступление ребёнка в ДОУ сопровождается проблемой его
адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней
справляются.
Как будет протекать, период адаптации малыша зависит от того, сумеет ли воспитатель
понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное
напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй; выбрать
соответствующие характеру его поведения приёмы и методы педагогического воздействия.
В ажно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша,
информировал о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное
взаимодействие.
Первые дни пребывания ребёнка в группе является минимальным.
Утреннее кормление желательно проводить дома;
рекомендуется попросить в первые дни приходить только на прогулку.
Укладывание спать рекомендуется проводить на шестой день пребывания ребёнка в
д/с.
На девятый день рекомендуется родителям оставить ребёнка на 12 дня дома (изза
снижения защитных сил организма).
Необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно (кормление,
самообслуживание и т.д.). Резкое изменение обстановки и методики режимных
процессов может вызвать отрицательное отношение к ним.
Со дня поступления в ДОУ важно приучать ребёнка к активному участию в режимных
процессах. Всё, что он в состоянии делать сам, он должен выполнять самостоятельно.
Воспитателю необходимо чётко знать возрастные и индивидуальные особенности
ребёнка. Педагог К.Д. Ушинский говорил, что для того, чтобы воспитывать ребёнка во
всех отношениях, его надо знать во всех отношениях.
В оспитателям рекомендуется :
5
использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать,
поглаживать и т.д.);
предлагать ребёнку засыпать с любимой мягкой игрушкой;
рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;
создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные моменты
и т.д.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
Критерии адаптации ребёнка.
Лёгкая степень адаптации – к 20 дню пребывания ребёнка в ДОУ
нормализуется сон, ребёнок нормально ест. Настроение бодрое, заинтересованное в
сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются,
ребёнок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют
другие взрослые. Заболеваемость не более 1го раза, сроком не более 10 дней, без
осложнений.
Средняя степень адаптации – протекает от 20 до 40 дней. Нарушения в
общем, состоянии выражены ярче и длиннее. Сон и аппетит восстанавливается
через 2040 дней. Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в
течение дня. Отношение к близким – эмоционально возбуждённое (плач, крик при
расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до
2х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.
Появляются признаки невротических реакций: избирательность в
отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых
условиях.
Тяжёлая степень адаптации – от 40 до 60 дней.
Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,
просыпается со слезами. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть
стойкий отказ от еды, невротическая рвота, нарушение стула. Настроение
безучастное, малыш много и длительно плачет. Поведенческие реакции
6нормализуются к 60 дню пребывания в ДОУ. Отношения к близким –
эмоциональновозбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение
к детям – сторонится, избегает детей или проявляет агрессию. Отказ от участия в
деятельности.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
Психология для родителей.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ
в период адаптации к дошкольному учреждению
Адаптация к дошкольному учреждению сложный период, как для детей, так и для
взрослых, родителей и воспитателей. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым
сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают
тревогу за своего ребенка и так же привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям
порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Поступление в дошкольное учреждение стресс для нормально развивающихся детей.
Однако исследования показали: их сверстники с проблемами в развитии (с общим
недоразвитием речи, задержкой психического развития,
легкой степенью умственной
отсталости, глухие, слабослышащие, слабовидящие) подвержены стрессу в этот период гораздо
больше.
В этот период особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного
сна, эмоциональному состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил
поведения, игровой активности это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной
из них может служить источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем.
Таким образом, все дети в период адаптации испытывают тревожность, связанную с
общением со сверстниками, а также те или иные страхи. Причем дошкольники, имеющие
наибольшее количество страхов (умственно отсталые и глухие дети), показывают наиболее
низкий уровень адаптации. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного
учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский
сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей,
атмосферы тепла, доброты, внимания.
Необходимо организовать знакомство детей друг с другом и с сотрудниками детского сада.
В первый день желательно, чтобы детей и их родителей встречали оба воспитателя. Важно, чтобы
взрослые доброжелательно относились к детям, говорили им как можно больше добрых слов,
делали комплименты, подчеркнуто показывали, как любят и ждут малышей в детском саду.
7Преодолеть неуверенность, уменьшить эмоциональное торможение и скованность
помогут подвижные игры, а также игрыдраматизации. Дети изживают свои страхи, когда играют
в сражения, прятки, лазают по деревьям.
Родителям хорошо дать следующие рекомендации.
1.Нельзя пугать детей (ни дядей, ни волком, ни Бабой Ягой). По мере развития ребенка можно
указывать ему на реальные опасности, но никогда не запугивать мнимыми, придуманными
коллизиями.
2.Нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка
3.
жестокость. Из чувства стыда он будет скрывать страх, который только усилится.
Следует ограничить просмотр ребенком телепередач: долгое сидение перед телевизором
притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных
интересов.
4.Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда
возможно появление чеголибо неожиданного для него.
5.Для полноценного развития ребенка важно общение не только с близкими
взрослыми, но и со сверстниками, поэтому нужно учить его знакомиться с детьми во
дворе, в кружках и секциях, в детском саду.
6.Поскольку за всеми детскими страхами стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, то
и профилактика страхов воспитание ребенка, уверенного в себе, самостоятельного,
знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но относящегося к
этому оптимистично. Важно помнить: ребенку, лишенному помощи взрослых, не познать
мир без лишних страхов.
Дошкольное воспитание № 10 , 2006 г. стр. 45 46 .
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
8