Консультация для педагогов - Детско-родительские отношения как ресурс личностного развития ребенка.

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Детско-родительские отношения как ресурс личностного развития ребенка, говорится о том, что в последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении детско-родительских отношений, стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.В консультации для педагогов - Детско-родительские отношения как ресурс личностного развития ребенка, говорится о том, что в последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении детско-родительских отношений, стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Иконка файла материала Детско-родительские отношения как ресурс личностного развития ребенка. - 5 .doc
КОНСУЛЬТАЦИЯ          ДЕТСКО ­ РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНОГО  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь ДЕТСКО­РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК РЕСУРС  ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них ­ о зна­ чении детско­родительских отношений, стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение  так же необходимо ребенку, как и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с  взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит  под удар его психологическое здоровье, эмоциональное  благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные»,   «трудные»,   «непослушные»   и   «невозможные»   дети,   так   же,   как   дети   «с комплексами», «забитые» или «несчастные» ­ всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и  их родителям показала, что даже очень трудные проблемы  воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Основные   черты   этого   стиля   определились   в   результате   огромной   работы   психологов­ гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии ­ известный американский психолог Карл Роджерс ­ назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.  Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные   проблемы   воспитания   вполне   разрешимы,   если   удается   восстановить благоприятный стиль общения в семье.  Основные   черты   этого   стиля   определились   в   результате   огромной   работы   психологов­ гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии ­ известный американский психолог Карл Роджерс ­ назвал его «личностно центрированным», то   есть,   ставящим   в   центр   внимания   личность   того   человека,   с   которым   ты   сейчас общаешься Очень часто взрослые придерживаются концепции, что  ребенок вырастает таким, каким его воспитывают родители.  Ребенок вырастает таким, каким он может вырасти в силу его природных особенностей,   окружения, сложившейся ситуации. Задача родителей  ­  создать воспитательную среду, благоприятную  для  раскрытия заложенных в ребенке возможностей. Развитие талантов ребенка Таким образом, мы можем сформулировать следующие задачи родительского воспитания:   Обучение взаимодействию – социализация;  Моральное воспитание  Обучение навыкам саморегуляции и регуляции собственной жизненной ситуации. Чтобы реализовывать задачи, родителям необходимо в центр ставит личность ребенка:  понимать психологические особенности своего ребенка;  знать и учитывать основные этапы его развития;  четко осознавать, какую «модель социализации» они ребенку прививают; 2 осознавать, по каким принципам происходит семейное взаимодействие; прогнозировать,   какие   последствия   будет   иметь   их   пе­  дагогическое влияние. На личностное развитие ребенка свой отпечаток откладывает карта ролей родителей  ­ это пять основных функций родителей в жизни ребенка: Родитель – воспитатель Родитель – устанавливающие пределы Родитель учитель жизни Родитель – регулирующий взаимоотношения между людьми Родитель – дающий любовь 1. РОДИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ • Кормилец • Обеспечивает одеждой • • Защищает отдых/ сон ребенка Расходует деньги • Следит за чистотой • Наблюдает за окружающей обстановкой • • Лечит болезни • Ведет ребенка на прогулку • Побуждает к действию 2. РОДИТЕЛЬ – УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ПРЕДЕЛЫ • Гарантирует физическую неприкосновенность • Соблюдает принципы и договоренности • Умеет сказать «нет», «нельзя» • Следит за распорядком дня • Устанавливает пределы и ограничения 3. РОДИТЕЛЬ –  РЕГУЛИРУЮЩИЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ 3• Слушатель • Помогает в разрешении конфликтов • Воодушевляет • Воспринимает чувства • Прощает/просит прощенияСобеседник  • Поддерживает самостоятельность • Проявляет объективность • Регулирует взаимоотношения между семьей и ребенком 4. РОДИТЕЛЬ  – УЧИТЕЛЬ  ЖИЗНИ  Обучает навыкам повседневной жизни  Определяет понятия»правильно», «неправильно»  Подает пример  Учит манерам  Хранит традиции  Учит пониманию ценностей  Обучает социальным навыкам  Ценит красоту 5. РОДИТЕЛЬ ДАЮЩИЙ ЛЮБОВЬ • Любит себя • Дает нежность, любовь • Утешает • Сочувствует • Защищает • Одобряет • Замечает хорошее Из опыта работы хочется отметить постоянное стремление  многих родителей улучшать свои взаимоотношения с детьми. Но   есть   часть   родителей,   которые  обращаются   к   нам   за психологической   помощью   по   поводу  трудных   детей,   сами   в детстве   страдали   от   конфликтов   с   собственными   родителями. Специалисты   пришли   к   выводу,   что   стиль   родительского взаимодействия  непроизвольно «записывается»  (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.  Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в 4поколение   происходит   социальное   наследование   стиля   общения:   большинство   родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. По   нашим   наблюдениям,   другая   часть   родителей   более   или   менее   осознает,   в   чем  именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности.  Из   всего   сказанного   следует   сделать   вывод:   родителей   надо   просвещать,  обучать  способам правильного общения с детьми. Итог: Очень важно, чтобы в семье каждый умел по­настоящему слушать. Искренне выражать свои   эмоции,   мирно   разрешать   конфликты.   Уважать   уникальность   и   достоинство   другого.   Это относятся не только к отношениям с ребенком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой. Невозможно создать правильные взаимоотношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом. Поэтому   взрослым   –   родителям   надо   начинать   с   себя,   учиться   быть   свободным, самодостаточным,   активным   и   внимательным.   Потому   что   личность   может   воспитать   только личность. А человек раб может воспитать только раба.  Литература: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,АСТ, 2000 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? М.,АСТ, 2000 3. Мерзлякова Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства, Санкт­Петербург. 4. Бибрик Р.Р., Орлов А.Б. Монолог или диалог, Москва, 1996 5. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети, Москва, 1996 6. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт, Москва, 1996 7. Журналы: «Воспитание школьников», «Школьный психолог». 56