В консультации для педагогов - Детско-родительские отношения как ресурс личностного развития ребенка, говорится о том, что в последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении детско-родительских отношений, стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.В консультации для педагогов - Детско-родительские отношения как ресурс личностного развития ребенка, говорится о том, что в последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении детско-родительских отношений, стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЕТСКО РОДИТЕЛЬСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ КАК РЕСУРС
ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК РЕСУРС
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них о зна
чении детскородительских отношений, стиля общения с ребенком для развития его личности.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища.
Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных
контактов с взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет,
теряет интерес к жизни.
Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только
здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет»
психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а
впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с
комплексами», «забитые» или «несчастные» всегда результат неправильно сложившихся отношений
в семье.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень
трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль
общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов
гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии известный
американский психолог Карл Роджерс назвал его «личностно центрированным», то есть, ставящим
в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень
трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить
благоприятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов
гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии
известный американский психолог Карл Роджерс назвал его «личностно центрированным»,
то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас
общаешься
Очень часто взрослые придерживаются концепции, что ребенок вырастает таким, каким
его воспитывают родители.
Ребенок вырастает таким, каким он может вырасти в силу его природных особенностей,
окружения, сложившейся ситуации. Задача родителей создать воспитательную среду, благоприятную
для раскрытия заложенных в ребенке возможностей.
Развитие талантов ребенка
Таким образом, мы можем сформулировать следующие задачи родительского воспитания:
Обучение взаимодействию – социализация;
Моральное воспитание
Обучение навыкам саморегуляции и регуляции собственной жизненной ситуации.
Чтобы реализовывать задачи, родителям необходимо в центр ставит личность ребенка:
понимать психологические особенности своего ребенка;
знать и учитывать основные этапы его развития;
четко осознавать, какую «модель социализации» они ребенку прививают;
2 осознавать, по каким принципам происходит семейное взаимодействие;
прогнозировать, какие последствия будет иметь их пе
дагогическое влияние.
На личностное развитие ребенка свой отпечаток откладывает
карта ролей родителей это пять основных функций родителей
в жизни ребенка:
Родитель – воспитатель
Родитель – устанавливающие пределы
Родитель учитель жизни
Родитель – регулирующий взаимоотношения между людьми
Родитель – дающий любовь
1. РОДИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ
• Кормилец
• Обеспечивает одеждой
•
•
Защищает отдых/ сон ребенка
Расходует деньги
• Следит за чистотой
• Наблюдает за окружающей
обстановкой
•
• Лечит болезни
• Ведет ребенка на прогулку
• Побуждает к действию
2. РОДИТЕЛЬ – УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ПРЕДЕЛЫ
•
Гарантирует физическую неприкосновенность
• Соблюдает принципы и договоренности
• Умеет сказать «нет», «нельзя»
• Следит за распорядком дня
• Устанавливает пределы и ограничения
3. РОДИТЕЛЬ – РЕГУЛИРУЮЩИЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
3• Слушатель
• Помогает в разрешении конфликтов
• Воодушевляет
• Воспринимает чувства
• Прощает/просит прощенияСобеседник
• Поддерживает самостоятельность
• Проявляет объективность
•
Регулирует взаимоотношения между семьей и ребенком
4. РОДИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ
Обучает навыкам повседневной жизни
Определяет понятия»правильно», «неправильно»
Подает пример
Учит манерам
Хранит традиции
Учит пониманию ценностей
Обучает социальным навыкам
Ценит красоту
5. РОДИТЕЛЬ ДАЮЩИЙ ЛЮБОВЬ
• Любит себя
• Дает нежность, любовь
• Утешает
• Сочувствует
•
Защищает
• Одобряет
•
Замечает хорошее
Из опыта работы хочется отметить постоянное стремление многих
родителей улучшать свои взаимоотношения с детьми.
Но есть часть родителей, которые обращаются к нам за
психологической помощью по поводу трудных детей, сами в
детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.
Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского
взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в
психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном
возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек
воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в
4поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей
воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
По нашим наблюдениям, другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно
заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности.
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо просвещать, обучать способам
правильного общения с детьми.
Итог: Очень важно, чтобы в семье каждый умел понастоящему слушать. Искренне выражать
свои эмоции, мирно разрешать конфликты. Уважать уникальность и достоинство другого. Это
относятся не только к отношениям с ребенком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой.
Невозможно создать правильные взаимоотношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной
атмосферы в семье в целом.
Поэтому взрослым – родителям надо начинать с себя, учиться быть свободным,
самодостаточным, активным и внимательным. Потому что личность может воспитать только
личность. А человек раб может воспитать только раба.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,АСТ, 2000
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Так? М.,АСТ, 2000
3. Мерзлякова Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства, СанктПетербург.
4. Бибрик Р.Р., Орлов А.Б. Монолог или диалог, Москва, 1996
5. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети, Москва, 1996
6. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт, Москва, 1996
7. Журналы: «Воспитание школьников», «Школьный психолог».
56