В консультации для педагогов - Девиантное поведение, говорится о том, что девиация означает отклонение от нормы. Девиантное поведение (ДП) соответственно подразумевает отклоняющееся поведение. Отклоняющееся ( девиантное) поведение – система поступков или отдельные по-ступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Некоторые ученные полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды. Поскольку понятие « общепринятая норма» весьма относительно, (нормы бывают различными не только в разных обществах и в разное время. Но и в различных группах в одном и том же обществе и в одно и то же время: правовые нормы, например, и « воров-ской закон», «нормы взрослых» и «молодёжные нормы»), следовательно относительно и само понятие « девиантное поведение».В консультации для педагогов - Девиантное поведение, говорится о том, что девиация означает отклонение от нормы. Девиантное поведение (ДП) соответственно подразумевает отклоняющееся поведение. Отклоняющееся ( девиантное) поведение – система поступков или отдельные по-ступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Некоторые ученные полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи, взгляды. Поскольку понятие « общепринятая норма» весьма относительно, (нормы бывают различными не только в разных обществах и в разное время. Но и в различных группах в одном и том же обществе и в одно и то же время: правовые нормы, например, и « воров-ской закон», «нормы взрослых» и «молодёжные нормы»), следовательно относительно и само понятие « девиантное поведение».
МДОУ ЦРР детский сад 1категории «Золотой ключик»
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь
г. Волгодонск
21.Общее представление о девиантном поведении.
Девиация означает отклонение от нормы. Девиантное поведение (ДП)
соответственно подразумевает отклоняющееся поведение.
Отклоняющееся ( девиантное) поведение – система поступков или отдельные
поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Некоторые ученные полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и
идеи, взгляды.
Поскольку понятие « общепринятая норма» весьма относительно, (нормы бывают
различными не только в разных обществах и в разное время. Но и в различных группах в
одном и том же обществе и в одно и то же время: правовые нормы, например, и «
воровской закон», «нормы взрослых»
и «молодёжные нормы»), следовательно
относительно и само понятие « девиантное поведение».
Модификациями термина « девиантное поведение» служат такие определения как:
делинквентное
асоциальное
криминальное
аддиктивное
суицидальное
Выделяют такие ещё формы девиантного поведения:
нарцистическое
фанатическое
аутическое и т.д.
Следует подчеркнуть, что ни одно из перечисленных определений отклоняющего
поведения нельзя рассматривать, как показатель болезненной природы этих отклонений.
Социальные и медицинские критерии оценки поведения часто не совпадают. Грубо
нарушать социальные и правовые нормы может психически здоровый человек и, наоборот,
при выраженных признаках психической патологии может наблюдаться вполне
законопослушное, во всех отношениях приемлемое для общества поведение. Во многих
случаях необычные формы поведения, отличающиеся от какогото усредненного
представления о норме, связывают с особенностями характера или личности. Так,
устоявшимися в литературе являются понятия « акцентуированные личности» или «
акцентуация характера».
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в
ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Делинквентное поведение – разновидность преступного поведения человека, в
крайних своих проявлениях представляющих уголовнонаказуемые деяния
( бродяжничество, легкое воровство). Делинквентное поведение может проявляться в
озорстве и желании развлечься.
Аддиктивное поведение – одна из форм девиантного поведения, которая
характеризуется стремлением к уходу от реальности путем изменения своего
психического состояния посредством приёма какихлибо веществ или постоянной
фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности, направленно
на развитие и поддержание интенсивности эмоций.
Аддиктивное поведение имеет как социальные истоки, так и внутренние особенности
( например, нарушение биоритма человека). Не всех людей удовлетворяет состояниеэмоционального комфорта, некоторым скучно, и они уходят, например, в азартную
деятельность. Человек возбуждает себя искусственно.
Но иногда возникают ситуации, когда некоторые события человек воспринимает как
непреодолимые и провоцируют уход человека в несуществующую реальность. Таким
образом, аддиктивное поведение возникает иногда при столкновении человека с
трудностями.
Патохарактеологический тип ДП – это поведение, обусловленное патологическими
изменениями характера, сформировавшегося в процессе воспитания. Сюда относят
невротическое развитие личности, а также виды поведения, основанные на символизме и
суеверных ритуалах ( карты ТАРО, гороскоп – все хорошо в меру).
Психопатологический тип ДП – это поведение, основанное на психопатологических
симптомах, саморазрушающее поведение, суицидальное.
1. Причины девиантного поведения у детей дошкольного возраста.
Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе
социализации.
Социализация, то есть процесс вхождения ребёнка в социальную среду, включает в
себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей всего того, что составляет
культуру общества. Процесс вхождения ребёнка в социальную среду под руководством
взрослого человека называется воспитанием.
Если ребёнок не усваивает положительный социальный опыт, не может
адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя (который в данной
ситуации олицетворяет для ребёнка социум в целом), то процесс социализации
нарушается, а поведение ребёнка становится социально дезадаптированным.
В практике воспитания существует множество терминов, обозначающих социально
дезадаптированных детей: недисциплинированные, трудные, педагогически запущенные,
трудновоспитуемые, дети с отклоняющимся поведением, дети склонные к
правонарушениям, социально запущенные дети и т.д. Чаще всего эти термины
употребляются как синонимы; некоторые авторы распределяют их по степени нарастания
социальной дезадаптации. Например, сначала недисциплинированность, потом это
переходит в трудновоспитуемость, потом в педагогическую, социальную запущенность и
т.д.
Рассматривая понятие « девиантное поведение» в целом, можно говорить о
преступном поведении – результат неправильного развития личности и неблагоприятной
ситуации, в которой оказывается человек.
А можно говорить о другой стороне девиантного поведения – это не противоправное
поведение – отклонения в поведении в значительной степени определяются недостатками
воспитания,
приводящими к формированию более или менее устойчивых
психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков.
Причины и предупреждение девиантного поведения у детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Чтобы всем было понятно, начнём с того, что девиация – означает отклонение от
нормы.
поведение.
Девиантное поведение,
соответственно подразумевает отклоняющее
4В поведении этот термин относится к нарушениям или клиническим
синдромам.
Отклоняющее поведение – система поступков или отдельные поступки,
противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Основные виды отклоняющего поведения – это преступность и уголовно не
наказуемое аморальное поведение (т.е. систематическое пьянство, наркомания,
стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.)
В происхождении отклоняющего поведения особенно большую роль играют
особенности характера, эмоциональноволевой сферы.
Преступное поведение – результат неправильного развития личности и
неблагоприятной ситуации, в которой оказывается человек.
Не противоправное поведение – отклонение поведения в значительной степени
определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее
устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных
поступков. Чтобы предупредить у детей отклонения в поведении, необходимо знать
причины девиантного поведения и способы его профилактики.
Одной из частых причин обуславливающих отклонения в психическом развитии
являются эмоциональные расстройства ( негативизм,
повышенная
впечатлительность, чувство страха, склонность к болезненному фантазированию, энурез,
онанизм..)
агрессия,
Причинами появления стойкой психологической патологии, могут быть разные
факторы: наследственные (генетические), физиологические: осложнения беременности и
родов, постнатальное (после родов) влияние среды общения, экологические и социальные
условия ( усвоение неадекватных форм родительского поведения).
В биологически ориентированной психиатрии и психологии личностные и
поведенческие нарушения у детей рассматриваются как результат воздействия
генетических факторов. Так, например, склонность к риску, агрессия, высокая
делинквентная активность у мальчиков связываются с наличием добавочной хромосомы.
Проводятся также серьёзные исследования, выясняющие роль генетических факторов в
процессе формирования психотерапии, нарушений, влечений.
Личностное развитие ребёнка по мере его взросления связано с особенностями
течения предродового периода и родов (пренатального и натального).
В психологии есть понятие « родовая травма» при этом имеется в виду органические
последствия после родов. В данном случае происходит событие, наполненное глубоким
психологическим смыслом для каждого человека. Защищённой, умиротворённой,
гармонично связанный с мамой и дыханием, и питанием, и сердцебиением, зародыш
чувствует себя в утробе матери великолепно, и если в процессе беременности у мамы
много проблем: болезни, страхи, тревоги, стрессы – то зародышу тоже не совсем уютно.
Приятная влажная среда, тишина, ласкающие звуки, нежные поглаживания мамы и папы,
спокойная, безопасная темнота – только наслаждение, упоение и покой. Но вдруг
наступает момент, когда надо распрощаться со всем этим: куда –то исчезает влага,
появляются настойчивые, выталкивающие из уюта толчки, чтото давит и заставляет
выходить в неизвестное. Первый человеческий страх – это не страх смерти, это страх
перед жизнью.
« А зачем я оттуда вылез?» это и есть вопрос, мучащий человечество вечно, вопрос
о смысле жизни, с ним мы и рождаемся, и живём, и умираем.
5Очень важно, поэтому встретить маленькое существо радостно, легко,
доброжелательно. Каждый человек, встречающий ребёнка на этом свете, должен ( будь то
мама, врач, акушер, отец) подарить ему первую улыбку. Не зря в последнее время в
современной медицине наметились положительные тенденции к « облагораживанию»
процесса родов, когда разрешается присутствовать отцу при этом важном для всей семьи
моменте, роды в воде, короткий телесный контакт мамы и малыша после механического
разрыва пуповины, той нити, которая в психологическом плане никогда не обрывается, а
всё развитие ребёнка, его взросление и обретение самостоятельности – лишь постепенное
усиление её.
И вот малыш дома, все трепетно и осторожно ухаживают за ним, всё делают по
расписанию, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном,
эмоциональном развитии малыша попадаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух,
накормлен, хорошо спал и не плакал. Плач – это плохо, его надо избегать, это сигнал, что
надо поменять пелёнки, дать соску и т.д. А всегда ли мы задумываемся, что плач – это не
только сигнал неудобства и недовольства, но и призыв к общению, это самый первый язык
ребёнка, форма проявления его желания быть понятым. Давайте вспомним, а всегда ли,
когда наш малыш начинал плакать – мы брали его на руки и ласкали, утешали или же,
следуя строгим предписаниям, кидались менять пелёнки, приучали к самостоятельности
в отдельной кроватке, чтобы « не привыкал к рукам?» а ведь телесное общение было для
малыша понятным ещё тогда, когда он сидел в животике, и это наиболее близкая форма
взаимоотношений для него сейчас с окружающими – тактильные, телесные контакты. А
много ли мы разговаривали с малышом, успокаивали, говорили, что любим и понимаем
его, в первые дни, недели, месяцы его жизни ? Доказано, что малыши поразному
реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30
голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, мы не
пугаем малыша, обсуждение своих проблем, выяснение отношений при малыше внутренне
беспокоят его, напрягают, отсюда и плач « без видимых причин», бессонные ночи.
Неблагополучные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут
причиной возникновения детских эмоциональных проблем. Случается и так, что мать
внутренне отвергает ребёнка, и несмотря на хороший уход и внешние проявления
внимания ( когда учат вежливости, приличиям, развивают интеллект, контролируют
общение, но не интересуются их переживаниями, внутренним миром), тесный
эмоциональный контакт не возникает. Отсутствие уверенности ребёнка в постоянстве и
надёжности любви матери, её неизменной поддержке и полном принятии проявляется
впоследствии в искажениях личностного развития подрастающего сына или дочери. Дети,
выросшие в ситуации эмоционального отвержения, оказываются неспособными к
привязанности и любви, у них отсутствует чувство общности с другими людьми, им
свойственны холодность, отвержение других и неприятия себя.
Эти качества находят своё проявление в агрессии. Таким образом, отсутствие или
неразвитость положительных эмоциональных отношений с ближайшим семейным
окружением могут лежать в основе психического развития личности. Серьёзным
психогенным фактором для ребёнка может стать отрыв от дома, близких и родных,
встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми при поступлении в детский сад,
ребёнок считает себя лишенным родительской любви, внимания, защиты.
Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка « разрыва пуповины», был
плавным, мягким, бестравматичным. Многое здесь зависит от педагогов, берущих на себя
ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка,
за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.
6Для полноценного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
большое значение имеет их общение со сверстниками. Причины конфликтов могут быть
внешними и внутренними.
К внешним – относятся обстоятельства совместной деятельности ( игрушки, роли и
др.), приводящие к столкновению интересов – эти причины порождают кратковременные
ссоры, глубоко не задевающие взаимоотношения детей.
Внутренние причины ( являющиеся следствием особенностей сформировавшейся на
данный момент мотивационно потребностной сферы ребёнка) приводят к « выпадению»
ребёнка из совместной деятельности, а в некоторых случаях даже к его изоляции. Такие
конфликты устойчивы, так как связаны с особенностями личности ребёнка. Конфликтное
взаимодействие детей протекает не одинаково. Различия обнаруживаются по ряду
параметров, таких как частота вступления ребёнка в конфликт с ровесниками; повод по
которому возникает конфликт; степень эмоционального напряжения; способ выхода из
конфликта. Эти различия позволяют выделить группу детей, склонных к конфликтам во
взаимодействии со сверстниками, и группу детей, не склонных к конфликтам. Всего
группу конфликтных детей можно разбить на 5 подгрупп:
1 подгруппа – ( самые конфликтные) названа « Я всегда прав» такие дети чаще
других инсценируют столкновение, которое протекает очень быстро, а в конце
обязательно настаивают на своём. Они отвергают любые предложения, ревниво следят за
успехами других детей, относятся к ним с подозрениями, видя в них конкурентов,
стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания.
2 подгруппа – можно назвать «Я лучше других» конфликтуют часто, остро,
эмоционально и активно навязывают свою волю, отрицательно реагируют на
сопротивление.
3 подгруппа – называется « Я взрослый, я главный». Такие дети – вожаки команды,
командиры, лидеры. Они претендуют на главные роли во всем, навязывая свои образцы
действий, с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают предложения только в
том случае, если они им полезны.
4 подгруппа – « Я сам за себя постою». Сверстники для таких детей значимы, они
чувствительны по отношению других к себе, часто до слёз, стремятся к контактам. Но
очень осторожны: боятся ущемления своих интересов. В тоже время хотят показать свои
возможности, чтобы сверстники признали их ценность. Обычно чувствуют себя
недооценёнными. сотрудничество с ровесниками для этих детей – путь к самовыражению.
5 подгруппа – называется « Я хороший». Это наименее конфликтные из самых
конфликтных детей. Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками,
заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок.
Для всех конфликтных дошкольников и младших школьников характерны высокая
активность в стремлении к воздействию с ровесниками к взаимодействию с ровесниками
и одновременно неумение делать это без конфликтов, а также явное самоутверждение.
Для полноценной социализации ребёнку необходимо научиться налаживать
взаимоотношения со сверстниками, и в этом должны помочь детям мы – взрослые.
Очень важно следовать рекомендациям по взаимодействию с детьми, учитывая
кризисные периоды жизни ребёнка ( 1,3,7,13 лет). Родители не должны пугаться остроты
протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Ведь упрямство – это
крайняя степень проявления воли;
Капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение
своего « Я»;
7Эгоизм – в здоровом виде чувство « самости», собственное достоинство;
Агрессивность – крайняя форма самозащиты;
Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, т.е.
необходимых для выживания в обществе качеств.
Главная задача: не допускать закрепления их крайних проявлений.
Не придавать большого значения упрямству и капризности;
Во время приступа оставаться рядом, давая возможность почувствовать ребёнку,
что вы его понимаете;
Не пытаться в это время чтолибо внушать своему ребёнку – это бесполезно;
Быть в поведении с ребёнком настойчивее;
Хорошо помогают отвлекающие манёвры, которые заинтригуют капризулю и он
успокоится.
У мальчиков несколько чаще отмечаются повышенная возбудимость,
неуправляемость, расторможенность в сочетании с агрессивностью ( драчливостью и
неуживчивостью).
У девочек чаще преобладают – пугливость, боязливость, повышенное эмоциональное
реагирование, склонность обижаться, плакать, расстраиваться.
Самую главную, значимую роль в воспитании ребёнка играют любящие и
заботливые родители.
Именно они должны постараться выявить причины нервности ребёнка и
попытаться сгладить их.
Пересмотреть стиль отношений в семье.
Найти все трещины в своих взаимоотношениях с ребёнком.
Не ущемлять его достоинство и самолюбие.
Не управлять ребёнком. Словно роботом.
Не требовать от ребёнка не выполнимого.
Не злоупотреблять своими бесконечными « нельзя».
Постараться с его позиции оценить дурной поступок.
Запрятать свою нервность в глубину и не закатывать ему истерики или
при нём.
Всё время выполнять рекомендации врача.
Очень важно, чтобы дети ещё в дошкольном возрасте справлялись со своими
проблемами. Особое внимание необходимо уделять детям со стойкой речевой и
психологической патологии в плане эмоциональноволевой сферы,
развития
коммуникативных способностей. Ведь именно развитие эмоциональной сферы
способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении
нарушений.
Эмоциональное развитие предусматривает:
обучение детей умению общаться;
повышению уверенности;
овладению навыками саморегуляции, с целью умения адаптироваться в
оказавшейся среде, как на данном этапе развития, так и в школе, а затем во взрослой
жизни.
Поступление ребёнка в школу предъявляет новые требования к нему, что нередко
становится дополнительным фактором возникновения отклонений в личностном
развитии. Чтобы этого не произошло, очень важно психологически подготовить ребёнка к
школе;
8 умению слушать взрослого, подчинить своё поведение определённым
правилам;
необходимо заботиться о том, чтобы малыш благоприятно адаптиро
вался к новым условиям школьной жизни;
знать возрастные нормы и особенности ребёнка;
ни в коем случае не отвергать ребёнка, не занижать его самооценку;
создать благоприятный климат в семье и школе;
любить ребёнка и дать ему об этом знать;
следить за умственным развитием;
создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было его за
держки;
хвалить ребёнка, поощрять общение со сверстниками ( говорить : « се
годня ты был лучше ,чем вчера, а завтра будешь лучше, чем сегодня»);
воспитывать мир чувств ( не сравнивать ребёнка с другими детьми);
учить управлять эмоциями, пытаться уменьшать его тревожность.
К всеобщему сожалению далеко не всегда создаются должные условия для
нормального развития детей. Неслучайно среди младших школьников процент детей с
неврологическими отклонениями больше, чем среди дошкольников, а к 10 годам
количество нервных детей достигает 56% (среди мальчиков). Только совместные усилия
специалистов медиков, педагогов, психологов и обязательно родителей, могут принести
положительный результат в развитии и воспитании наших детей. Чтобы во взрослой
жизни у детей не было проблем связанных с отклонениями от норм в поведении.
2. Методы коррекции девиантного поведения.
Как становится ясно видно из вышесказанного, девианты – люди с неадекватной
социализацией, то есть те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы
общества, особенно в первичном коллективе – семье.
Традиционно причины отклоняющего поведения пытаются определить, выясняя
особенности ближайшего социального окружения – семьи, дворовых компаний,
неформальных групп и др. важной является информация о субъективном отношении
человека к себе, своему поведению, социальному окружению.
К «отклоняющемуся» индивиду могут применяться различные методы воздействия.
В.П.Кащенко (ученый –педагог) объединил методы в 2 большие группы: педагогические и
психотерапевтические. К психотерапевтическим
методам относятся: внушение и
самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ.
В настоящее время доказано, что групповая психотерапия является эффективным
методом реконструкции личности и высокоэффективным способом терапии
невротических состояний и отклонений поведения.
К.Роджерс подчеркивал, что в наше время нельзя утверждать, что какойто один
подход или метод самый лучший и единственно правильный. Это сковывает нашу и науку
и практику, мешает способности реагировать на новое. Поэтому становится совершенно
очевидным тот факт, что лишь применение разнообразных методов может дать
объективное значение.
При коррекции девиантного поведения детей дошкольного возраста необходимо
развивать нравственную, эмоциональную сторону личности ребёнка – это ее ядро,
поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.
Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их
9нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «
головой», что такое быть нравственным, надо воспитывать себя и своего ребёнка так,
чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств. Переживаний, эмоций.
Как же развить в ребёнке отзывчивость и сделать его добрее? На этот вопрос есть
общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект
жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. А вот как сделать этот
стихийный процесс целенаправленным?
Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально
нравственного развития ребёнка лежит через художественную литературу, и особенно
сказки…, потому как искусство, литература богатейший источник и побудитель чувств,
переживаний. И именно высших чувств, специфически человеческих ( нравственных,
интеллектуальных. эстетических). Сказка для ребёнка – это не просто вымысел,
фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Слушая сказки. Дети глубоко
сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи,
к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Поэтому
очень важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы свое
применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной
литературы, чтобы малыш мог содействовать, сочувствовать реально.
Поэтому при коррекционноразвивающей работе с детьми с отклоняющимся
поведением предлагается использовать книгу Л.П.Стрелковой « Уроки сказки» это
своеобразный «учебник», способствующий развитию нравственных чувств и обучающий
ребёнка не только пониманию героев художественного произведения, но и умению
анализировать и углублять свои собственные переживания.
Цель книги – научить ребёнка осознанно относиться к своим чувствам, к своему
внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознания,
развивать умение управлять своими чувствами.
Книга эта рекомендована родителям, но ее может использовать и психолог как для
индивидуальной коррекционной работы, так и для групповой профилактической работы
с детьми.
Проводя коррекционноразвивающую работу с детьми девиантами, можно
использовать также элементы игротерапии, арттерапии, музыкотерапии и т.п.
Игры и упражнения, которые можно использовать при коррекции
отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста.
1. « Разговор с руками».
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребёнок подрался, чтото сломал или причинил комунибудь боль, можно
предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите
ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами
пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас
зовут?», « Что вы любите делать?»,
« Чего не любите?», « Какие вы?». Если ребёнок не подключается к разговору,
проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое
умеют делать ( перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно « заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть
руки пообещают, что в течение 23 дней ( сегодняшнего вечера или, в случае работы с
10гиперактивными детьми, ещё более короткого промежутка времени) они постараются
делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребёнок согласиться на такие условия, то через заранее оговоренный
промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более
длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
2. « Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее: « Ребята, я буду задавать вам простые и сложные
вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «
Говори!». Давайте потренируемся: « Какое сейчас время года?» ( педагог делает
паузу) « Говори!»; « Какого цвета у нас в группе коврик?»….. «Говори!»; « Сколько
будет два плюс три?»..и т.д.
Игра может проводиться как индивидуально, так и группой детей.
3. « Маленькое приведение».
Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть в накопившийся у агрессивного
ребёнка гнев.
« Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений.
Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку
вы будете делать руками вот такое движение
( педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и
произносить страшным голосом звук «У». если я буду тихо хлопать, вы будете тихо
произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните,
что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает
в ладоши. « Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми».
4. «Разыгрывание ситуаций»:
Ты вошёл во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними
их.
Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей
группы. Попроси её.
Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
Ты нашёл на улице слабого, замёршего котёнка – пожалей его. и т.д.
5. « Ролевая гимнастика».
Цель: снятие напряжения; эмоциональное оживление; расширение поведенческого
репертуара ребёнка.
А). Рассказать известное стихотворение
следующим образом:
Шепотом
Б) Походить как: Зайчик и т.д.
Младенец Е). Нахмуриться как:
С пулеметной скоростью Д). Попрыгать как:
Со скоростью улитки Кузнечик
Как робот Козлик
Как иностранец и т.д. Кенгуру
11Кот на солнышке Ж). Обнять как:
Само солнышко бабушка
Клоун мама
Буратино и т.д. друг
В) Улыбнуться как: злая собака и т.д.
Г). Посидеть как: враг и т.д.
Глубокий старик осенняя туча
Лиса рассерженная мама
Кузнечик и т.д. разъярённый лев
Пчела на цветке
Наездник на лошади
Лягушка
КарабасБарабас
Попугай на жердочке и т.д.
12