В любом учебном процессе в действительности используется сочетание элементов сразу нескольких методов, и, говоря о применении какого-то конкретного метода в том или ином случае, имеется в виду его доминирующее положение по отношению к остальным. В настоящее время в современной педагогической науке выделяются несколько относительно самостоятельных методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и практический методы, познавательная игра, методы программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный методВ современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации. Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний.
Методы обучения.docx
Консультация для педагогов ДОУ
«Методы обучения»
Подготовила: Полунина И.Л.
Заместитель заведующего по УВР
МБДОУ «ЦРР – д/с № 38 «Успех» г. Ставрополь
Метод обучения – совместная деятельность педагога и обучающихся,
направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические
методы можно разделить на три составляющие: педагогические и
Педагогические методы относятся к
ученические, методы обучения.
действиям педагога. Особого внимания заслуживают методы обучения,
подразумевающие определение совместной работы педагога с детьми. Методы
обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона
отражает общую базовую сущность метода, а субъективная – проявление
мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии
с его основными принципами.
В современной дидактике существует огромное количество самых
разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их
классификации.
Наиболее распространенной из них является классификация методов
обучения по источнику получения
знаний. В данной классификации
выделяется пять методов.
1. Практический метод основан на получении знаний посредством
лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит
постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися
практической деятельности. Важным этапом такого обучения является
систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.
2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится
учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием
иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных
наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль
восприятия и фиксирования полученной информации.
3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую
деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала,
по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого
вопроса, подведение итогов и выводы.
Обучающиеся должны не только воспринимать и усваивать информацию, они
могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы,
дискутировать, обсуждать те или иные мнения, относительно изучаемого
вопроса;
Метод самостоятельной работы
1) работа с книгой включающей
рассматривание, просмотр, анализ,
систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе
с учебной литературой, планшетом.
Инновационный метод обучения
2) Видео метод – с использованием видеоматериала и электронного педагога,
используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления
знаний или их расширения. Данный метод требует от обучающегося высокого
уровня способности и мотивации к самообучению.
Другой вид классификации предложенный М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером
основан на разделении методов обучения в зависимости от характера
познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала.
В этой классификации выделены следующие методы.
1. Объяснительноиллюстративный. Один из способов передачи ученикам
системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического
материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на
бумаге полученную информацию с немедленным или последующим
осмыслением, запоминанием и закреплением последней;
2. Репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее
практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и
упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения
на практике полученных знаний.
3. Метод проблемного изложения заключается в активной деятельности со
стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и
подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение
происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения,
практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль
наблюдателей,
которые должны прослеживать логичность и
взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и
этапы решения проблем. 4. Частичнопоисковый (эвристический) метод обучения основан на
самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку
информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии
с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ
результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном
случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить учащихся
грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем,
а так же оказывать помощь при возникновении у обучающихся затруднений
разного рода.
5. Исследовательский метод является наиболее эффективным с точки
зрения усвоения знаний, однако его осуществление требует высокой
квалификации педагога. Педагог вместе с обучающимися формирует
проблему и производит управление самостоятельной исследовательской
деятельностью учеников. Методы исследования обучающиеся выбирают сами,
знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих
исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным
способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая
активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и
мотивации к обучающему процессу.
Другая классификация методов обучения, получившая широкое
распространение в последнее время разработана Ю. К. Бабанским.
Он выделил три основные группы:
Методы организации и осуществления учебнопознавательной
деятельности,
методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной
деятельности,
методы контроля и самоконтроля эффективности учебно
познавательной деятельности.
Методы, входящие в группу организации и осуществления учебно
познавательной деятельности, многочисленны и довольно разнообразны. В
них используются все виды источников информации: учебники, лекции,
наглядные пособия, практическая деятельность. Предпочтение отдается
разумному сочетанию теории и практики, знания приобретаются как
посредством восприятия и осмысления предлагаемого материала, так и в
процессе исследовательской деятельности и анализа ее результатов.
Немаловажную роль имеют самостоятельные работы, контролируемые со
стороны учителя.
Методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной
деятельности направлены в основном на пробуждение интереса у учеников к процессу обучения. Занятия, разработанные с использованием этих методов
обычно разнообразны и эмоциональны. Ученикам предлагаются задания в виде
ситуативных форм, приближенных к реальной жизни, для решения которых
необходима определенная теоретическая база, тем самым создается
представление о применимости получаемых знаний в повседневной или
профессиональной жизнедеятельности. Учащиеся убеждаются в пользе
получения таких знаний и умений, что пробуждает интерес и создает стимулы
к обучению. Хороший эффект дают задания соревновательного характера, где
стараясь проявить себя, человек стремится как можно лучше и основательнее
овладеть необходимыми для этого знаниями и умениями.
Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно
познавательной деятельности направлены на формирование сознательности
ученика и основаны на оценке конечного результата обучения. Процесс
обучения включает различные виды контроля и самоконтроля, в соответствии
с которым делается вывод об эффективности проведенных занятий для
каждого конкретного ученика и для всей учебной группы в целом.
Значительную роль в этих методах играет оценка, как стимул получения
знаний. Зачастую ученикам предлагается самим оценить выполненную ими
работу, а затем сравнить эту оценку с оценкой учителя, в этом случае
ученикам прививается способность наиболее объективно оценивать свой
уровень знаний и умений.
Существующие классификации методов обучения не лишены недостатков. В
любом учебном процессе в действительности используется сочетание
элементов сразу нескольких методов, и, говоря о применении какогото
конкретного метода в том или ином случае, имеется в виду его
доминирующее положение по отношению к остальным. В настоящее время в
современной педагогической науке выделяются несколько относительно
самостоятельных методов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия,
работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения,
лабораторный и практический методы, познавательная игра, методы
программированного обучения, обучающий контроль, ситуационный метод.
Под самостоятельностью в данном случае подразумевается наличие
существенных отличий метода от стальных, признаков и свойств, присущих
только этому методу.
Консультация для педагогов ДОУ "Методы обучения"
Консультация для педагогов ДОУ "Методы обучения"
Консультация для педагогов ДОУ "Методы обучения"
Консультация для педагогов ДОУ "Методы обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.