Консультация для педагогов - Элементы холдинг терапии в работе с опекунскими семьями.

  • Лекции
  • docx
  • 07.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - Элементы холдинг терапии в работе с опекунскими семьями, говорится о том, что холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблемуВ консультации для педагогов - Элементы холдинг терапии в работе с опекунскими семьями, говорится о том, что холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему
Иконка файла материала Элементы холдинг терапии в работе с опекунскими семьями.docx
Элементы  холдинг терапии  в  работе с  опекунскими  семьями. Холдинг (от английского hold— держать) Метод   разработан   доктором  М.Welch(1983)   как   психотерапевтическая техника. Холдинг  опирается   на   естественное   инстинктивное   желание   матери   обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним.   так, В   специально   отведенное   время   мать   берет   своего   ребенка   на   руки,   крепко прижимает   его   к   себе.   Ребенок   должен сидеть   у   матери   на   коленях,   прижатым   к груди,   чтобы   у   матери   была возможность   посмотреть   ему   в   глаза.   Не ослабляя   объятий,   несмотря   на сопротивление   ребенка,   мать   говорит   о своих   чувствах   и   своей   любви   к   своему сыну   или   дочке   и   о   том,   как   она   хочет преодолеть   ту   или   иную   проблему.   Итак, холдинг­терапия  включает   в   себя повторяющиеся   процедуры   холдинга   ­ удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального).     Открытие этого метода было попыткой выхода   из   таких   ситуаций,   когда   ни   медикаментозное   лечение,   ни   традиционные педагогические и психологические приемы не приводили к положительным сдвигам в состоянии   Холдинг  терапия  показана, в первую очередь, аутичным детям или детям с   некоторыми признаками аутизма. Кроме того, ее можно применять при реабилитации детей   отклонениями поведении, аутичного ребенка. такими в     с     как:      Агрессия;   Аутоагрессия;  Тиранические наклонности;     Гиперактивность;  Непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное);   Снижение самооценки, которое ощущает отверженный  ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых);  Нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований. Холдинг терапия ­ "форсированная поддержка" как метод была впервые предложена в 1983, и затем вошла в рамки теоретических исследований в об­ласти "этологии" ­ науки о поведении организмов в среде, в том числе и о по­ ведении человека. Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного образо­ вания физической связи между матерью и ребенком, т. к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме. Матери аутичного  (искусственно  аутизированного  ребенка)   очень сложно устано­ вить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное пове­ дение: не смотрит ей в глаза, не подкрепляет позу готовности взять его на руки, не улыбается в ответ и т.п. Поэтому аутичный ребенок   (искусственно  аутизированный ребенок)  недополучает, столь важные для развития вещи, как голос матери, улыбка, телесный контакт. Кроме того, мать часто не может помочь такому ребенку пере­ жить травмирующие события, утешить, успокоить, потому что сам ребенок никак не сигнализирует ей об этом. На боль он реагирует замиранием или воспроизведением стереотипных ситуаций, либо истерикой.  Понятно, что холдинг и назначен для пре­ одоления этого и как возможность показать, что есть и другие способы успокоения. Поэтому очень важно во время проведения говорить ребенку, как его любят папа и мама,   их.        Назначение холдинг терапии ­ пробиться через неприятие ребенком матери и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает в себя большую работу с родителями по разъяснению необходимости при­ учения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует приятность от такого общения, несмотря на свое началь­ ное отторжение.   как   они   просят   покидать   его   остаться,   не Специалисты советуют матерям во время тактильного контакта с ребенком го­ ворить ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева на его сопротивление, они верят в то, что ребенок способен понимать язык и чувства матери, несмотря на то, что его эмоциональные особенности препятствуют процессу восприятия материн­ ской ласки. По сути, мать насильно удерживает ребенка в своих объятиях, преодоле­ вая его физическое и моральное сопротивление.  Различают систематические удерживающие упражнения, проводимые ежеднев­ но, и специально организованные упражнения, которые проводятся в состоянии воз­ буждения у ребенка или из­за каких­либо других изменений его эмоционального по­ ведения. Авторы метода считают, что для того, чтобы ощутить комфортное состоя­ ние, надо испытать чувство дискомфорта. А для того, чтобы почувствовать за­ щищенность, надо испытать состояние беззащитности. Исходя из этого, для до­ стижения последующего эффекта по ощущению чувства комфортности, ребенок вна­ чале должен  быть, ввергнут в состояние дискомфорта. Для провокаций неудовольст­ вия у ребенка предлагаются такие упражнения, как например: показ желанных пред­ метов без возможности завладеть ими или дотронуться до них; предотвращение по­ пыток ребенка сориентироваться в пространстве, поворачивая голову или оборачива­ ясь; воздействие на ребенка такими стимулами, которые являются для него сверх­чувствительными (длительный поцелуй, если он этого не выносит, шептаний прямо в ухо, если у него повышенная чувствительность к близким звукам и т. п.). Мать должна четко контролировать и предотвращать на вербальном и действен­ ном уровне любую попытку ребенка причинить ей вред, но в то же время она должна продолжать упражнения. Именно в этом заключается двойственность ее роли. С од­ ной стороны мать, должна дать ребенку почувствовать свою исключительность, и в этом отношении проявлять себя как сильная личность, а с другой стороны, ­ она должна выступать в роли защитницы. Занятие с ребенком заканчивается после того, как стороны пришли к соглаше­ нию, то есть после того, как ребенок прошел через этап истощения и подчинения, что позволило матери предоставить ребенку комфортные условия покоя или спокойной непродолжительной игры. Она и сама в этот момент находится в состоянии истоще­ ния как физически, так и эмоционально. Как только ребенок физически истощается, неприятная стимуляция заканчива­ ется, и в этот момент, когда какое­либо стереотипное поведение у ребенка отсутст­ вует и на первый план выступает активное внимание, и начинают действовать процес­ сы, улучшающие его состояние.  Мать или отец начинают восприниматься ребенком как положительный стимул, поскольку это ассоциируется с прекращением беспокоящих факторов, благодаря че­ му ребенок становится более открытым к установлению социальных контактов, взаи­ модействий между ребенком и взрослым. Хочется обратить внимание на то, что сеан­ сы холдинг   терапии имеют свои, очень серьезные нюансы, поэтому  проводиться должны под наблюдением специалиста, владеющего техникой. Иначе они могут навредить.              ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ХОЛДИНГ­ТЕРАПИИ Существует   ряд   обстоятельств,   делающих   проведение   холдинг­терапии   невозможным:         ­ астматические приступы;  ­ выраженные кожные заболевания; ­  диабет;  ­  сердечнососудистые   заболевания родителей; ­ тяжелые соматические (острые или хронические) заболевания родителей   или ребенка; ­     наличие   судорожных   приступов   в   анамнезе     (изучая   историю   развития ребенка,   следует, к примеру, обратить особое внимание на наличие   судорожных приступов в анамнезе ребенка,  в подобных случаях следует  отказаться от холдинг­ терапии);         ­  сопротивление родителей, их эмоциональная неготовность к холдинг­терапии. Не следует назначать лечение, если родители не могут (или не хотят) достаточно длительно и систематически работать в контакте с терапевтом. В таком случае метод не принесет желаемых результатов.Нежелательно   использовать   «удерживание»   детей,   испытавших   сексуальное насилие.   В   этом   случае   можно   лишь   увеличить   психическую   травму.   Все   перечисленное   выше   указывает   на   то,   что     терапевт     должен   быть   хорошо информирован   о   ситуации   в   семье,   прежде   чем   начинать   проводить   курс   с элементами   холдинг­терапии.     ОСОБЕННОСТИ   КОРРЕКЦИОННОЙ   РАБОТЫ   С   ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ  ХОЛДИНГ ТЕРАПИИ Родители   в   данной   коррекционной   системе   обучаются   способам "эмоционального присоединения" к ребенку, с тем, чтобы, моделируя воздействия среды, помочь ему их осознать, постичь эмоциональный смысл всех происходящих с ним   событий.   Родители   так   же,   как   и   специалисты,   в   данной   системе   должны выработать у себя определенные навыки, позволяющие им стать для ребенка особым "инструментом",   опосредующим   его   контакт   со   средой,   формирующим   способы аффективного   взаимодействия   с   ней.   Авторы   данного   коррекционного   подхода считают, что выполнение родителями аутичного ребенка этой особой роли (помимо исполнения   ими   традиционных   родительских   ролей)   позволяет   стимулировать развитие ребенка, добиваться значительного прогресса в его социальной адаптации. В процессе холдинг   терапии достигается существенный прогресс в развитии, прежде   всего,   эмоционального   контакта   с   близкими   людьми.   Ребенок   становится активным   в   исследовании   окружающего   мира,   проявляет   интерес   к   событиям, происходящим  дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза,   чаще   обращается   с   просьбой.   Речевое   развитие,   как   правило,   тоже прогрессирует,   по   крайней   мере,   дети   чаще   пытаются   обращаться   не   криком,   а словом.   Уменьшаются   проявления   агрессии   и   самоагрессии,   ребенок   становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре. Очевидно,   что   холдинг­терапия,   стимулируя   развитие   ребенка,   дает семье возможность по­новому наладить взаимодействие с ним Автор метода М. Welch  выделяет в процедуре холдинга три стадии:  ­  Конфронтация.  Обычно   ребенок   противится   началу   холдинга,   уклоняется   от начала процедуры, хотя часто на протяжении всего дня ждет его.                                 ­ Отвержение (или сопротивление). Когда, так или иначе, матери удается настоять на своем,   усадить   ребенка   себе   на   колени   и   заключить   его   в   свои   объятия,   после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения. Наступление этой фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца. Ее   наступление   как   раз   говорит   о   том,   что   холдинг   проходит   нормально.   В   эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугатьсяотпустит и   отступить   под   его   физическим   натиском.   Ребенок   может   рваться   из   объятий, кусаться,   царапаться,   плеваться,   кричать   и   обзывать   мать   разными   обидными словами. Правильная реакция матери ­ гладя в   глаза   ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не любит. ­  Разрешение.  После   различной  по   продолжительности   второй  стадии   неизбежно наступает   третья   стадия.   На   этой   стадии   ребенок   перестает   сопротивляться, устанавливает   контакт   глазами,   расслабляется,   у   него   появляется   улыбка,   ему становится   легко   проявить   нежность;   мать   и   ребенок   получают   возможность говорить   на   самые   интимные   темы   и   переживать   чувство   любви   (из   книги   М. Welch"Holding­Time) именно потому,   что   его       В основу холдинг­терапии положена концепция, которая рассматривает ранние детские   эмоциональные   расстройства   как   результат   нарушения   эмоциональных связей между матерью и ребенком.   Подчеркивается положительная роль первого контакта ребенка с матерью. Привязанность ребенка к матери основана на чувстве безопасности,   которое   он   испытывает   в   процессе   общения   с   ней.   Если   чувство безопасности   нарушено,  то   социальное   и   эмоциональное   развитие   ребенка   идет   в неправильном направлении и, в крайних вариантах, ведет к аутизму.         Так как аутичные дети  (искусственно  аутизированные  дети) не могут развить это   базовое   доверие,   они   враждебно   противостоят   окружающим   их   людям   и отказываются от общения с ними. При холдинг   терапии этот нарушенный процесс формирования доверия и социализации компенсируется. 1.Холдинг­терапия может быть использована как способ восстановления ранних форм привязанности ребенка к близким, и прежде всего к матери.  2.   Данный   метод   формирует   новые   способы   эмоционального   взаимодействия между ребенком и родителями.  3.   Основная   задача   холдинг­терапии   заключается   в   преодолении   защитного аутистического   барьера,   негативных   аффектов,   страхов,   агрессии   путем насильственного удерживания ребенка на руках.   4.   Холдинг­терапия   стимулирует   дальнейшее   развитие   и   психическую активность ребенка.  5. Метод дает возможность родителям наладить взаимодействие  с ребенком, поскольку опирается на естественное желание родителей гладить, ласкать, обнимать ребенка, защищая его от житейских невзгод. Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что   приводит   к   нормализации   психического   равновесия,   которое   делает   ребенка более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими. Автор с позиций системной организации эмоциональной сферы, разработанной О. С. Никольской, выделила психологические механизмы данного метода.  Прежде   всего,   это   аффективная   память,   которая   актуализирует   приятные переживания младенчества, связанные с едой, сном, игрой на руках у матери.Тактильные, кинестетические, зрительные и другие ощущения объединяются в сознании ребенка в простые аффективные стереотипы.  Сам   процесс   удержания   вызывает   у   ребенка   переживание   страха, первоначально провоцирует активное сопротивление ребенка. Для благополучного разрешения данной ситуации необходимо, чтобы сработал аффективный механизм, условно   названный   «качелями»   [Эмоциональные   нарушения...,   1990].   Суть   его состоит   в   том,   что   доминанта   опасности   перекрывается   общей   положительной оценкой   ребенком   своих   возможностей   и   ситуации   в   целом.   Положительную доминанту во  время  удерживания  формирует также эмоциональный  комментарий матери, которая уговаривает ребенка не уходить, побыть еще на руках, говорит о том, как любит своего малыша и как сильно соскучилась по нему. Постепенно ее действия нейтрализуют страх и гарантируют благополучное разрешение ситуации.  Когда   сопротивление   прекращается,   ребенок   обычно   полностью   расслаблен эмоционально и физически. Он свободно смотрит в глаза родителям, улыбается. В эти минуты в полную силу работает еще один аффективный механизм, необходимый для детского развития, — эмоциональное сопереживание близкому человеку.  Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь