В консультации для педагогов - Элементы холдинг терапии в работе с опекунскими семьями, говорится о том, что холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблемуВ консультации для педагогов - Элементы холдинг терапии в работе с опекунскими семьями, говорится о том, что холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним. В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему
Элементы холдинг терапии в работе с опекунскими семьями.
Холдинг (от английского hold— держать)
Метод разработан доктором М.Welch(1983) как психотерапевтическая
техника.
Холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять
ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит,
утешить и попробовать наладить взаимоотношения с ним.
так,
В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко
прижимает его к себе. Ребенок должен
сидеть у матери на коленях, прижатым к
груди,
чтобы у матери была
возможность посмотреть ему в глаза. Не
ослабляя объятий,
несмотря на
сопротивление ребенка, мать говорит о
своих чувствах и своей любви к своему
сыну или дочке и о том, как она хочет
преодолеть ту или иную проблему. Итак,
холдингтерапия
включает в себя
повторяющиеся процедуры холдинга
удержания ребенка на руках у родителей
до его полного расслабления (физического
и эмоционального).
Открытие этого метода было попыткой
выхода из таких ситуаций, когда ни медикаментозное лечение, ни традиционные
педагогические и психологические приемы не приводили к положительным сдвигам в
состоянии
Холдинг терапия показана, в первую очередь, аутичным детям или детям с
некоторыми признаками аутизма. Кроме того, ее можно применять при реабилитации
детей
отклонениями
поведении,
аутичного
ребенка.
такими
в
с
как:
Агрессия;
Аутоагрессия;
Тиранические наклонности;
Гиперактивность;
Непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное);
Снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся
под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых);
Нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых
оснований.
Холдинг терапия "форсированная поддержка" как метод была впервые
предложена в 1983, и затем вошла в рамки теоретических исследований в области "этологии" науки о поведении организмов в среде, в том числе и о по
ведении человека.
Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного образо
вания физической связи между матерью и ребенком, т. к. именно отсутствие этой
связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме.
Матери аутичного (искусственно аутизированного ребенка) очень сложно устано
вить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное пове
дение: не смотрит ей в глаза, не подкрепляет позу готовности взять его на руки, не
улыбается в ответ и т.п. Поэтому аутичный ребенок (искусственно аутизированный
ребенок) недополучает, столь важные для развития вещи, как голос матери, улыбка,
телесный контакт. Кроме того, мать часто не может помочь такому ребенку пере
жить травмирующие события, утешить, успокоить, потому что сам ребенок никак не
сигнализирует ей об этом. На боль он реагирует замиранием или воспроизведением
стереотипных ситуаций, либо истерикой. Понятно, что холдинг и назначен для пре
одоления этого и как возможность показать, что есть и другие способы успокоения.
Поэтому очень важно во время проведения говорить ребенку, как его любят папа и
мама,
их.
Назначение холдинг терапии пробиться через неприятие ребенком матери
и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход
включает в себя большую работу с родителями по разъяснению необходимости при
учения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех
пор, пока он не почувствует приятность от такого общения, несмотря на свое началь
ное отторжение.
как они просят
покидать
его остаться,
не
Специалисты советуют матерям во время тактильного контакта с ребенком го
ворить ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева на его сопротивление,
они верят в то, что ребенок способен понимать язык и чувства матери, несмотря на
то, что его эмоциональные особенности препятствуют процессу восприятия материн
ской ласки. По сути, мать насильно удерживает ребенка в своих объятиях, преодоле
вая его физическое и моральное сопротивление.
Различают систематические удерживающие упражнения, проводимые ежеднев
но, и специально организованные упражнения, которые проводятся в состоянии воз
буждения у ребенка или изза какихлибо других изменений его эмоционального по
ведения.
Авторы метода считают, что для того, чтобы ощутить комфортное состоя
ние, надо испытать чувство дискомфорта. А для того, чтобы почувствовать за
щищенность, надо испытать состояние беззащитности. Исходя из этого, для до
стижения последующего эффекта по ощущению чувства комфортности, ребенок вна
чале должен быть, ввергнут в состояние дискомфорта. Для провокаций неудовольст
вия у ребенка предлагаются такие упражнения, как например: показ желанных пред
метов без возможности завладеть ими или дотронуться до них; предотвращение по
пыток ребенка сориентироваться в пространстве, поворачивая голову или оборачива
ясь; воздействие на ребенка такими стимулами, которые являются для него сверхчувствительными (длительный поцелуй, если он этого не выносит, шептаний прямо в
ухо, если у него повышенная чувствительность к близким звукам и т. п.).
Мать должна четко контролировать и предотвращать на вербальном и действен
ном уровне любую попытку ребенка причинить ей вред, но в то же время она должна
продолжать упражнения. Именно в этом заключается двойственность ее роли. С од
ной стороны мать, должна дать ребенку почувствовать свою исключительность, и в
этом отношении проявлять себя как сильная личность, а с другой стороны, она
должна выступать в роли защитницы.
Занятие с ребенком заканчивается после того, как стороны пришли к соглаше
нию, то есть после того, как ребенок прошел через этап истощения и подчинения, что
позволило матери предоставить ребенку комфортные условия покоя или спокойной
непродолжительной игры. Она и сама в этот момент находится в состоянии истоще
ния как физически, так и эмоционально.
Как только ребенок физически истощается, неприятная стимуляция заканчива
ется, и в этот момент, когда какоелибо стереотипное поведение у ребенка отсутст
вует и на первый план выступает активное внимание, и начинают действовать процес
сы, улучшающие его состояние.
Мать или отец начинают восприниматься ребенком как положительный стимул,
поскольку это ассоциируется с прекращением беспокоящих факторов, благодаря че
му ребенок становится более открытым к установлению социальных контактов, взаи
модействий между ребенком и взрослым. Хочется обратить внимание на то, что сеан
сы холдинг терапии имеют свои, очень серьезные нюансы, поэтому проводиться
должны под наблюдением специалиста, владеющего техникой. Иначе они
могут навредить.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ХОЛДИНГТЕРАПИИ
Существует ряд обстоятельств, делающих проведение холдингтерапии
невозможным:
астматические приступы;
выраженные кожные заболевания;
диабет;
сердечнососудистые заболевания родителей;
тяжелые соматические (острые или хронические) заболевания родителей или
ребенка;
наличие судорожных приступов в анамнезе (изучая историю развития
ребенка, следует, к примеру, обратить особое внимание на наличие судорожных
приступов в анамнезе ребенка, в подобных случаях следует отказаться от холдинг
терапии);
сопротивление родителей, их эмоциональная неготовность к холдингтерапии.
Не следует назначать лечение, если родители не могут (или не хотят) достаточно
длительно и систематически работать в контакте с терапевтом. В таком случае метод
не принесет желаемых результатов.Нежелательно использовать «удерживание» детей, испытавших сексуальное
насилие. В этом случае можно лишь увеличить психическую травму.
Все перечисленное выше указывает на то, что терапевт должен быть хорошо
информирован о ситуации в семье, прежде чем начинать проводить курс с
элементами
холдингтерапии.
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ЭЛЕМЕНТОВ ХОЛДИНГ ТЕРАПИИ
Родители в данной коррекционной системе обучаются способам
"эмоционального присоединения" к ребенку, с тем, чтобы, моделируя воздействия
среды, помочь ему их осознать, постичь эмоциональный смысл всех происходящих с
ним событий. Родители так же, как и специалисты, в данной системе должны
выработать у себя определенные навыки, позволяющие им стать для ребенка особым
"инструментом", опосредующим его контакт со средой, формирующим способы
аффективного взаимодействия с ней. Авторы данного коррекционного подхода
считают, что выполнение родителями аутичного ребенка этой особой роли (помимо
исполнения ими традиционных родительских ролей) позволяет стимулировать
развитие ребенка, добиваться значительного прогресса в его социальной адаптации.
В процессе холдинг терапии достигается существенный прогресс в развитии,
прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится
активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям,
происходящим дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие,
идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в
глаза, чаще обращается с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже
прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а
словом. Уменьшаются проявления агрессии и самоагрессии, ребенок становится
более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к
книгам, рисованию, совместной игре.
Очевидно, что холдингтерапия, стимулируя развитие ребенка, дает
семье возможность поновому наладить взаимодействие с ним
Автор метода М. Welch выделяет в процедуре холдинга три стадии:
Конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга, уклоняется от
начала процедуры, хотя часто на протяжении всего дня ждет его.
Отвержение (или сопротивление). Когда, так или иначе, матери удается настоять на
своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в свои объятия, после
конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения. Наступление этой
фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца.
Ее наступление как раз говорит о том, что холдинг проходит нормально. В эти
минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугатьсяотпустит
и отступить под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий,
кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными
словами. Правильная реакция матери гладя в глаза ребенка, успокаивать его,
говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что
не
любит.
Разрешение. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно
наступает третья стадия. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться,
устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему
становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность
говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви (из книги М.
Welch"HoldingTime)
именно
потому,
что
его
В основу холдингтерапии положена концепция, которая рассматривает ранние
детские эмоциональные расстройства как результат нарушения эмоциональных
связей между матерью и ребенком. Подчеркивается положительная роль первого
контакта ребенка с матерью. Привязанность ребенка к матери основана на чувстве
безопасности, которое он испытывает в процессе общения с ней. Если чувство
безопасности нарушено, то социальное и эмоциональное развитие ребенка идет в
неправильном направлении и, в крайних вариантах, ведет к аутизму.
Так как аутичные дети (искусственно аутизированные дети) не могут развить
это базовое доверие, они враждебно противостоят окружающим их людям и
отказываются от общения с ними. При холдинг терапии этот нарушенный процесс
формирования доверия и социализации компенсируется.
1.Холдингтерапия может быть использована как способ восстановления ранних
форм привязанности ребенка к близким, и прежде всего к матери.
2. Данный метод формирует новые способы эмоционального взаимодействия
между ребенком и родителями.
3. Основная задача холдингтерапии заключается в преодолении защитного
аутистического барьера, негативных аффектов, страхов, агрессии путем
насильственного удерживания ребенка на руках.
4. Холдингтерапия стимулирует дальнейшее развитие и психическую
активность ребенка.
5. Метод дает возможность родителям наладить взаимодействие с ребенком,
поскольку опирается на естественное желание родителей гладить, ласкать, обнимать
ребенка, защищая его от житейских невзгод. Сущность метода заключается в тесном
физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения,
что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка
более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими.
Автор с позиций системной организации эмоциональной сферы, разработанной
О. С. Никольской, выделила психологические механизмы данного метода.
Прежде всего, это аффективная память, которая актуализирует приятные
переживания младенчества, связанные с едой, сном, игрой на руках у матери.Тактильные, кинестетические, зрительные и другие ощущения объединяются в
сознании ребенка в простые аффективные стереотипы.
Сам процесс удержания вызывает у ребенка переживание страха,
первоначально провоцирует активное сопротивление ребенка. Для благополучного
разрешения данной ситуации необходимо, чтобы сработал аффективный механизм,
условно названный «качелями» [Эмоциональные нарушения..., 1990]. Суть его
состоит в том, что доминанта опасности перекрывается общей положительной
оценкой ребенком своих возможностей и ситуации в целом. Положительную
доминанту во время удерживания формирует также эмоциональный комментарий
матери, которая уговаривает ребенка не уходить, побыть еще на руках, говорит о
том, как любит своего малыша и как сильно соскучилась по нему. Постепенно ее
действия нейтрализуют страх и гарантируют благополучное разрешение ситуации.
Когда сопротивление прекращается, ребенок обычно полностью расслаблен
эмоционально и физически. Он свободно смотрит в глаза родителям, улыбается. В
эти минуты в полную силу работает еще один аффективный механизм, необходимый
для детского развития, — эмоциональное сопереживание близкому человеку.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь