Консультация для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +1
Детсад
29.04.2018
В консультации для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, говорится о том, что в самом общем виде сгорание можно определить как неадаптивную реакцию на профессиональный стресс, «сгорание» характеризуется состоянием хронической усталости, эмоционального истощения, опустошенности. Появляются трудности сосредоточения, снижается продуктивность работы. Нарушаются отношения с окружающими — отмечается чрезмерная обидчивость, чувствительность к критике, частые конфликты. Если вовремя не помочь себе, описанные симптомы могут усугубляться и выражаться уже на физическом уровне в форме снижения иммунитета к болезням, повышенного травматизма.В консультации для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, говорится о том, что в самом общем виде сгорание можно определить как неадаптивную реакцию на профессиональный стресс, «сгорание» характеризуется состоянием хронической усталости, эмоционального истощения, опустошенности. Появляются трудности сосредоточения, снижается продуктивность работы. Нарушаются отношения с окружающими — отмечается чрезмерная обидчивость, чувствительность к критике, частые конфликты. Если вовремя не помочь себе, описанные симптомы могут усугубляться и выражаться уже на физическом уровне в форме снижения иммунитета к болезням, повышенного травматизма.
--Консультация для педагогов — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ.docx
Консультация для педагогов
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
(по материалам семинара, ИМАТОН. 2003г)
В самом общем виде сгорание можно определить как неадаптивную реакцию
на профессиональный стресс. В зарубежной литературе существует множество
описаний «сгорания» или «выгорания». Выделяя основное, можно сказать, что
«сгорание» характеризуется состоянием хронической усталости, эмоционального
истощения, опустошенности. Появляются трудности сосредоточения, снижается
продуктивность работы. Нарушаются отношения с окружающими — отмечается
чрезмерная обидчивость, чувствительность к критике, частые конфликты. Если
вовремя не помочь себе, описанные симптомы могут усугубляться и выражаться уже
на физическом уровне в форме снижения иммунитета к болезням, повышенного
травматизма.
Сгорание может быть описано как сочетание физической и эмоциональной
усталости. Это неадаптивная реакция на стрессовую ситуацию на работе,
отражающая неспособность справиться с внутренним и внешним давлением условий
вашей профессиональной деятельности. Таким образом, психологи находятся в
первых рядах «группы риска» и вопрос о том, как позаботиться о себе, приобретает
особую актуальность.
Способы психологической профилактики
Упражнение «Основные потребности практикующего психолога».
Для того чтобы расти, развиваться и сохранять творческую форму, необходимо
иметь возможность:
1 Описать свою работу в условиях конфиденциальности.
2 Получить обратную связь/руководство.
3 Постоянно развивать профессиональные навыки, получать новые знания.
4 «Выпускать пар», если чувствуется злость, усталость от перегрузок,
теряется вера в себя.
5 Уважать свои чувства как позитивные (радость, удовлетворение), так и
негативные (подавленность, горечь неудачи).
6 Чувствовать себя оцененным коллегами.
Подумайте:
Какие из этих потребностей удовлетворены в настоящий период вашей жизни в
достаточной мере? А какие удовлетворяются не полностью или не
удовлетворяются вообще?…
Что вы могли бы сделать в своей нынешней ситуации, чтобы удовлетворить эти
потребности? Постарайтесь быть максимально конкретными в ответе на этот
вопрос. Подумайте о том, где вы могли бы удовлетворить эти потребности, кто
мог бы вам помочь, кто или что может этому помешать — во внешней ситуации или в себе самой. С какими трудностями вы можете встретиться, в чем вы
нуждаетесь, чтобы их преодолеть?
Упражнение : «Подкрепляющие и ограничивающие сообщения».
Ещё один подход к тому, как консультант может позаботиться о себе,
разработан в рамках транзактного анализа. Он основан на осознании и проработке
подкрепляющих и ограничивающих сообщений, звучащих в каждом из нас и
способствующих нашему личностному и профессиональному росту или тормозящих
его.
Примеры ограничивающих сообщений:
• Не чувствуй! Не будь эффективным! Этого недостаточно!
• Не проявляй инициативу! Не будь слишком любопытным! Не делай ничего!
• Не доверяй своей интуиции! Не живи согласно своим чувствам! Не иди
навстречу своим потребностям!
• Не думай! Не злись! Не отделяйся от других! (Иди на компромиссы).
• Не будь здравомыслящим! Не будь сильным! Не будь прямым! Не люби!
• Не будь тем, что ты есть! (Будь таким, каким другие хотят тебя видеть)
• Не спорь! Не делай ошибок!
Примеры подкрепляющих сообщений:
• Живи, исследуй мир, питай свои чувства! Это хорошо!
• Ищи свои границы, учись говорить «нет», будь самостоятельным, отделенным от
меня! Это хорошо!
• Это нормально — иметь свой взгляд на мир, быть тем, что ты есть, пробовать
свои силы!
• Это нормально — учиться думать посвоему, искать свои собственные
моральные принципы и убеждения.
Подкрепление — это ваше собственное позитивное утверждение о самом себе
или о какойто одной стороне вашей личности (о чувствах, уме, душевных
качествах). Обычно оно выражается в виде Явысказывания и в настоящем времени,
т. е. «Я обладаю..., Я являюсь...» вместо «Я не являюсь..., Я хочу..., Я буду…».
Если вы записываете подкрепление, используйте разговорный язык и простые,
короткие фразы. Пробуйте различные формы высказывания и повторяйте его
столько раз, сколько захотите. Если сможете скажите свою подкрепляющую фразу
вслух, можете даже записать её на магнитофон и потом послушать.
Подкрепления это здоровые сообщения, которых вы не слышали или слышали
недостаточно в детстве. Более того, часто подкрепляющие утверждения противоположны по своему содержанию, внутренним убеждениям, прямым или
косвенным сообщениям, которые вы усвоили с детства, например:
Я ДОВЕРЯЮ СЕБЕ
Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ
(Я ПОДОЗРИТЕЛЕН)
(Я НЕДОСТОИН ЛЮБВИ)
Я ДОВЕРЯЮ МИРУ
(Я ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОРОЖЕ)
У МЕНЯ ПРЕКРАСНЫЙ БРАК
(ЛЮБОЙ БРАК — ЭТО ЖАЛКИЙ
КОМПРОМИСС)
Я ДОВЕРЯЮ СВОИМ ЧУВСТВАМ ВО ВСЕМ, ЧТО Я ДЕЛАЮ ИЛИ ХОЧУ
СДЕЛАТЬ
МЫШЛЕНИЯ)
(ЧУВСТВА ТОЛЬКО ВРЕДЯТ ЯСНОСТИ
Использование подкрепления в процессе обучения и изменений может состоять
в том, чтобы сформулировать свою цель в настоящем времени, так, как будто она
уже достигнута: Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ СОБОЙ —
Я МОГУ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ СОБОЙ.
Упражнение: «Колесо личного благополучия».
Хотя понятие «сгорания» связывают по преимуществу с работой, но невозможно
не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и взаимно влияют друг на
друга. Потому время от времени необходимо отражать и оценивать свою
жизненную ситуацию в целом.
Инструкция.
1 Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете свое состояние в
данный момент
2 Проведите линию, последовательно соединяющую эти точки друг с другом.
3 Сравните контуры «идеального колеса» с той фигурой, которая получилась после
соединения точек.
Теперь попробуйте оценить для себя:
1. Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее благополучна? Какая наименее
благополучна?
2. Рассмотрите получившийся отсоединения точек контур. Похож ли он на круг?
Может ли ваше колесо «катиться по жизни»? Какие чувства оно у вас вызывает?
3.Что бы вам хотелось изменить?
4. Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь этих
изменений. Экспресс диагностика «Синдром эмоционального сгорания»
ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и
обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, насколько сильно
выражен тот или иной признак . Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку
правильных или неправильных ответов нет, будьте искренни.
Признаки
отсутст
редк
выраже
0
1
2
3
4
№
Истощение, усталость
1.
2. Психосоматические осложнения
3.
Бессонница
4.
5.
6.
Негативные установки по
отношению к своей работе
Негативные установки по
отношению к клиентам
Пренебрежение исполнением
своих обязанностей
7. Увеличение объема
психостимуляторов
( табак, кофе, алкоголь,
лекарства)
Уменьшение аппетита или
переедание
Негативная самооценка
Усиление агрессивности
(раздражительность, гневливость,
напряженность)
Усиление пассивности
(цинизм, пессимизм, ощущение
безнадежности, апатия)
Чувство вины
8.
9.
10
.
11
.
12
.
вует
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
о
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
н
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
довол
ьно
часто
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
всегд
а
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
От 3648 баллов ярко выраженный синдром эмоционального сгорания;
от 24 до 36 баллов – средней выраженности синдром эмоционального
сгорания;
от 12 до 24 баллов наблюдаются начальные симптомы, характеризующие
синдром эмоционального сгорания;
от 0 до 12 баллов отсутствует.
Чем больше признаков вы отметили, тем сильнее выражен синдром эмоционального
сгорания.
Но проявление этих признаков это следствие ( или последствия) какойлибо
причины, которая лежит в сфере наших профессиональные потребности. Назовите,
какие потребности не удовлетворяются в вашей профессиональной деятельности.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Консультация для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Консультация для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Консультация для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Консультация для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Консультация для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Консультация для педагогов - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.