В консультации для педагогов и родителей - ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ, говорится о том, что говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит, говорить о том: какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие; как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты; как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;В консультации для педагогов и родителей - ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ, говорится о том, что говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит, говорить о том: какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие; как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты; как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
Консультация для педагогов и родителей
«Алгоритм выявления неблагополучной семьи»
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая
старость, плохое воспитаниеэто, будущее горе, это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной”.
А. С. Макаренко
ЧТО ТАКОЕ
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?
Говорить о ребенке в неблагополучной
семье, значит, говорить о том:
* какие бывают дети со своими
психологическими
и
психопатологическими особенностями,
подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
* как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к
обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
* как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей
раздражение, злость, нетерпение, превращать семью в неблагополучную, а последнее,
в свою очередь, может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
* что должны, хотя бы в общих чертах, предпринимать педагоги, чтобы помочь
ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
На основании сигнала об ущемлении интересов ребёнка педагог проводит
первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств,
требующих срочного изъятия ребёнка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья.
Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные
источники (соседи, коллеги родителей по работе, детская поликлиника и т.д.).
Обобщение полученных данных, оценка уровня риска семьи для проживания и
воспитания в ней ребёнка.
Диагностика семейного благополучия через ознакомительную беседу с
ребёнком.
Первая встреча с проблемной семьёй (лучше вызвать в учреждение,
необходимо участие не только воспитателя, но и психолога, встреча не должна
превышать 1 час с небольшим перерывом через 30 минут). Цель её – добиться от
родителей признания, что в семье существуют проблемы, которые создают угрозупсихическому и физическому здоровью ребёнка, мешают его полноценному развитию
и воспитанию.
Обсуждение полученной информации на заседании комиссии по охране детства
и работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Работа по повышению воспитательных способностей родителей.
Посещение семьи в месте её проживания.
Работа по восстановлению воспитательной функции семьи.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ
СЕМЬЮ:
Принудительное лечение от алкоголизма;
Лишение родительских прав;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Влияние через СМИ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные штрафы;
Создание клубов по интересам;
Постоянный патронаж;
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к
решению проблем каждой семьи.
ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.
1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно
растущими потребностями, и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения
и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом
неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного
родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может вырастить не только дружных детей
коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением,
если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и
воспитание детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности
по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строитьбюджет семьи, может породить разные последствия: лишение детей необходимого в
удовлетворении материальных и духовых потребностей; эксплуатацию детей в
качестве добытчиков материальных благ;
вовлечение в торговлю,
несоответствующую возрасту, подрывающую физические силы; отрыв от учебы и
систематического воспитания в школе и семье; допущение, а иногда и
стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей
семье доход.
4. Семьи со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные
отношения детей между собой и с окружающими.
5. Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между
членами семьи, причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают
по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем
подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход от
благотворного влияния семьи и школы.
6. Семьи умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей,
которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных
объединениях молодежи.
7. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным
причинам: нервозность родителей изза бедственного материального положения,
безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми,
деспотизм отца или отчима изза невыполненных завышенных требований к ним,
усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает
жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами.
Большое количество семей, где родители фактически не занимаются
воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если
своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями
школы, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь