Консультация для педагогов и родителей - КУРС ПСИХОГИМНАСТИКИ по тревожности детей

  • Лекции
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов и родителей - КУРС ПСИХОГИМНАСТИКИ по тревожности детей, говоря о детской жадности, мы используем –понятное, казалось бы, слово, но вкладываем в него смысл который нельзя применять к ребенку. Под жадностью мы привыкли понимать болезненное стремление накапливать ценности, ни с кем ими не делясь. Это не природная черта, ее нельзя унаследовать. Ценностное отношение к материальному миру и к другим людям формируется в результате жизненного опыта. Ребенок, еще только осваивающий мир, может повести себя так или иначе. Но это отнюдь не однозначное свидетельство проявления в нем той или иной черты. Лишь закрепившись в жизненном опыте в результате многократных повторений, поведение складывается в устойчивую, внутренне обоснованную систему.В консультации для педагогов и родителей - КУРС ПСИХОГИМНАСТИКИ по тревожности детей, говоря о детской жадности, мы используем –понятное, казалось бы, слово, но вкладываем в него смысл который нельзя применять к ребенку. Под жадностью мы привыкли понимать болезненное стремление накапливать ценности, ни с кем ими не делясь. Это не природная черта, ее нельзя унаследовать. Ценностное отношение к материальному миру и к другим людям формируется в результате жизненного опыта. Ребенок, еще только осваивающий мир, может повести себя так или иначе. Но это отнюдь не однозначное свидетельство проявления в нем той или иной черты. Лишь закрепившись в жизненном опыте в результате многократных повторений, поведение складывается в устойчивую, внутренне обоснованную систему.
Иконка файла материала КУРС ПСИХОГИМНАСТИКИ по тревожным детям.docx
КУРС ПСИХОГИМНАСТИКИ   психогимнастики Шмурыгина   С.К.   Путь   к   самосовершенствованию (курс   младшего школьника)/Сборник игр, упражнений, этюдов, бесед для учителей начальных классов. – Ханты­Мансийск, 1997   для Готовность  помочь ближнему, поделиться с ним  всегда  считалась  одной из, главных   человеческих   добродетелей.   И   наоборот,   жадный   человек,   неизменно вызывал осуждение и неприязнь. Справедливости ради надо признать, что далеко не всех родителей жадность ребенка настораживает. Иные, наоборот, с удовлетворением подчеркивают, что их дитя   «ценит   свое   добро».   Помилуйте,   да   не   ужели   ценит?   Лакомство,   которым ребенок не привык ни с кем делиться легко может быть брошено недоеденным; игрушка,   которой   никому     не   позволено     играть,   может   быть   сломана   его   же собственными   руками...   Главное   для   него   ­   не   столько   насладиться   владением, сколько не позволить этого никому другому. Если родители всерьез надеются, что из скупого ребенка вырастет рачительный хозяин, жизнь скорее всего обманет их ожидания. А вот в том, что повзрослевший «жадина» мало у кого будет вызывать симпатию, ­ в этом сомневаться не приходится. Как и во многих других случаях, говоря о детской жадности, мы используем – понятное,   казалось   бы,   слово,   но   вкладываем   в   него   смысл   который   нельзя применять   к   ребенку.   Под   жадностью   мы   привыкли   понимать   болезненное стремление накапливать ценности, ни с кем ими не делясь. Это не природная черта, ее нельзя унаследовать. Ценностное отношение к материальному миру и к другим людям   формируется   в     результате   жизненного   опыта.   Ребенок,   еще   только осваивающий   мир,   может   повести     себя   так   или   иначе.   Но   это   отнюдь   не однозначное   свидетельство   проявления   в   нем   той   или   иной   черты.   Лишь закрепившись в жизненном опыте в результате многократных повторений, поведение складывается в устойчивую, внутренне обоснованную систему. Ясно   одно:   ребенок   будет   щедр   настолько,   насколько   взрослому   удастся запрограммировать в нем эту черту. Возрастной эгоцентризм пройдет. Но только от нас завесит, переродится ли детская настороженность во взрослую скаредность или же ребенок  освоит навык  взаимовыручки  и взаимопомощи. Ребенка  осуждать не следует, ему необходимо помочь. Привить можно лишь то, чем обладаешь сам. Цели и задачи:      Формировать уважительное отношение к людям; стремление оказать помощь, поделиться тем, что есть у одного ребенка и нет у других; через совместное  участие  в   играх,   этюдах,   оценках   искоренять жадность и скупость, характерные для отдельных детей.ЗАНЯТИЕ 1. I. Разминка. «Слушаем себя».  Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки... Послушаем, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушайтесь к своим ощущениям... Что вы сейчас чувствуете, что  хотите?  Что  вы  услышали? (ребенок делится своими впечатлениями). Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, на свои чувства. «Рисуем себя».  Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и себя в прошлом. Обсудите с ним детали рисунка, в чем они различаются. Спросите ребенка,  что ему нравиться и не нравится в себе. Это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, сознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в  ребенке по сравнению с прошлым и что еще хотелось бы изменить. «Дружба начинается с улыбки...». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. «Доброе животное».  Участники встают  в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы ­ одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» (Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей). «А  теперь  подышим   вместе!» (Вдох  ­  все  делают  шаг  вперед.  Выдох  ­  все делают шаг назад. Вздох ­ все делают 2 шага вперед, выдох ­ все делают 2 шага назад. Вздох ­ 2 шага вперед, выдох ­ 2 шага назад). «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук ­ шаг вперед, стук ­ шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». II. РАЗВИТИЕ МИМИКИ, ПАНТОМИМИКИ. «Спаси   птенца».  Представьте,   что   у   вас   в   руках   маленький   беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам! «Сломанная   кукла».  Иногда   игрушки   ломаются,   но   им   можно   помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело,   ноги.   Она   вся   «разболталась»,   с   ней   не   хотят   играть,   потрясите   всемиразломанными частями одновременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки ­медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки подымите ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Все ­ куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть! III. ЭТЮДЫ  И  ИГРЫ  НА  ВЫРАЖЕНИЕ  ОТДЕЛЬНЫХ  КАЧЕСТВ  ХАРАКТЕРА  И ЭМОЦИЙ ЯША Яша всегда говорил: Это мое яблоко! Это  мой конь! Это моя машина! ­ ­ ­ Вот сколько игрушек! И все мои! Все дети играли вместе. Им было весело. А Яша не отходил от своих игрушек. Он сидел один и скучал. Почему скучал Яша? ­ человека).  ­ ­ Приходилось ли вам общаться с жадным человеком? ­ Расскажите, как это происходило?   О   каком   человеке   скажете:   «Он   Жадный»?   (дети   описывают   жадного  Приходилось ли вам жадничать? Когда? Почему? Далее детям предлагают сыграть роль Яши, роль дружных и веселых ребят. Выясняется, какая роль пришлась «по душе»? Минута шалости«Свободный танец» Детям  предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу. Замечание: Ритм, громкость музыки лучше периодически менять. IV. «ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ»  Попросите ребенка: ­ ­ ­ ­ ­ ­ нахмуриться, как рассерженный человек; улыбнуться, как радостный ребенок; позлись, как ребенок, у которого отняли мороженное; испугайся, как ребенок, потерявшийся в лесу; устань, как папа (мама) после работы; отдохни, как ребенок, который много потрудился, но помог маме; «Колечко». Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои колечко от ведущего. Угадавший становиться ведущим. «Дракон». Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник ­«голова», последний ­ «хвост» дракона. «Голова» должна дотянутся до хвоста и дотронуться до него.     «Тело»     дракона     неразрывно.     Как     только     «голова» схватила     «хвост»,     она становиться «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает  в двух ролях. «Замри».  Если   ты   расшалился   и   тобой   недовольны,   скажи   себе   мысленно: «Замри!».  Посмотри  вокруг,  что   делают   другие,  найди   себе  интересное  занятие, подойди   к   кому­нибудь   и   попроси   поиграть   с   тобой.   Кто­то   обязательно согласиться, и тебе будет интересно. «Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо  сказать ему ­сколько  добрых слов, за что­то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит:  Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу,  упражнение .­.заводится по кругу. I. РАЗМИНКА ЗАНЯТИЕ 2 «Улыбка».  Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку по очереди.   «Веселая   зарядка».  Ведущий   рассказывает,   а   все   остальные   показывают   в движении. «Чтобы машина сработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Каждый из вас ­ хозяин своего тела. Вы можете   его   «завести»   и   «выключить».   Давайте   попробуем.   Вы   ­   проснувшиеся котята ­ потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы ­ упавшие   на   спину   божьи   коровки.   Лапки   кверху,   постарайтесь   перекатиться   со спины   на   лапки.   А   вот   вы   ­   крадущиеся   в   джунглях   тигры.   Станем   осенним листочком, качающимся на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листок. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы ­ маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы ­ пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем. Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая   из   ваших   ног   сегодня   больше   и   выше   прыгает?   А   сколько   раз   выше попрыгает? А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!» Рисунок. «Какой я есть и каким бы я хотел быть».  Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке ­ таким, какой он сейчас, на втором ­ таким, каким бы он хотел быть. Работа   с   рисунками   строится   на   сравнении   их   особенностей.   Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка. «Солнечный зайчик»Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу,   нежно   погладь   его   ладонями:   на   лбу,   на   носу,   на   ротике,   на   щечках,   на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот ­ погладь его и там. Он не озорник ­ он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. II. «МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА» Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение   одной   минуты.   Сдвинуть   брови,   нахмуриться   (сержусь).   Расслабиться. Полностью   расслабить   брови,   закатить   глаза   (а   мне   все   равно   ­   равнодушие). Расширить  глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас).   Расслабиться.   Расслабить   веки,   лоб,   щеки   (лень,   хочется   подремать). Расширить   ноздри,   сморщить   нос   (брезгливость,   вдыхаю   неприятный   запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!). Цель   игры:          изучение   мимики   лица   и   связанных   с   ней   эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики. «Гадкий утенок» Дети вспоминают сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нем птицы и человек демонстрируют свое презрительное и   брезгливое   отношение   к   утенку,   который   был   не   похож   на   других   утят.   Они считали   его   безобразным   и   гадким.   «Все   гнали   бедного   утенка,   даже   братья   и сестры. Сердито говорили ему: Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногой». Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь с птичьего двора. Выразительные движения: отвращение   ­   голова   откинута   назад,   брови   нахмурены,   глаза   прищурены, ноздри   раздуты,   нос   сморщен,   углы   губ   опущены   или,   наоборот,   верхняя   губа подтянута вверх;  униженность ­ голова опущена вниз, плечи сведены вперед. III. «СИНИЕ ЛИСТЬЯ» У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена ­ Дай мне зеленый карандаш. А Катя и говорит: ­ Спрошу у мамы. Приходит на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:­ Позволила мама? А Катя вздохнула и говорит: ­ Мама­то позволила, а брата я не спросила. ­ Ну что ж, спроси еще брата, ­ говорит Лена. Приходит Катя на другой день. ­ Ну что, позволил брат? ­ спрашивает Лена. ­ Брат­то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. ­ Я осторожненько, ­ говорит Лена. ­ Смотри, ­ говорит Катя, ­ не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не много. ­ Мне, ­ говорит Лена, ­ только листочки на деревьях нарисовать надо да травку Это много, ­ говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела   на   нее   Лена   и   отошла.   Не   взяла   карандаш.   Удивилась   Катя, побежала за ней: ­ ­ ­ ­ ­ Ну, что ж ты? Бери! Не надо, ­ отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? Карандаша зеленого нет. А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит: ­ Я ей давала, а она не берет. Посмотрел учитель на обеих: Надо так давать, чтобы можно было взять.  IV. «ПОЛЕТ ПТИЦЫ» Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс,   зайчиков   и   белочек,   понимаем   язык   птиц   и   зверей.   Давайте   сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело   в   нем   такое   же   легкое,   гибкое,   как   в   воде.   Небо   это   голубое   царство великолепных птиц. Одна из самых красивых ­ лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вздох ­ выдох. После вздоха говорите про себя: «Я, ­ лебедь»: ­потом выдохните. Вздох: ­ «Я, ­ лебедь» ­ выдох (3 раза). Хорошо! Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки ­ крылья, шире, плавно... Молодцы! Согните   чуть­чуть   в   коленях   ноги,   напрягите   их   и...   резко   выпрямите..., Глубокий вздох... и о, чудо! Мы взлетели... Вздох­выдох (3 раза). Вздох­выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вздох­выдох... (3 раза).Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!... Вздох­выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже, еще ниже, еже ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательным был полет! Пусть у кого­то не очень получилось. Не беда! И лебедь ­ красавец не сразу взлетел. Когда­то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родится Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда­нибудь сбывается. Нужно только очень­очень верить в себя! Минута шалости V ЭТАП.«ПОХОДКА И НАСТРОЕНИЕ» Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее» «Воздушный бал». Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно. «Гнездышко». Дети присели в кругу, взявшись за руки ­ это гнездышко. Внутри сидит   птичка.   Снаружи   летает   еще   одна   птичка   и   дает   команду:   «Птичка вылетает!». Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: В .гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий. ЗАНЯТИЕ 4 I. РАЗМИНКА «СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ» Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже   держали   клубок,   взялись   за   нить.   Передача   клубка   сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем  самым  пример.  Затем  он  обращается  к детям,   спрашивая,   хотят   ли   они,   что­нибудь   сказать.   Когда   клубок   вернется   к ведущему, дети натягивают  нить   и   закрывают  глаза,   представляя   по   просьбе ведущего,     что     они составляют одно целое, что каждый из них важен и значит значим в этом целом.Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе» Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро.  Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв  голову,  прохаживается  по  двору, заложив  руки  за спину, петух и кричит: «Ку­ка­ре­ку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние  лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!». Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря­кря». Гордый гусь кивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га­га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю­хрю?». Стоя спит, опустив голову, лошадь.. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой),   поднимает     голову   и   второе   ухо   и   радостно   ржет:   «И­го­го!». Просыпаются   курицы   и   суетливо   начинают   бегать   по   двору:   «Ко­ко­ко!»   Все проснулись! С добрым утром! II. Развитие мимики, пантомимики  «Пиктограммы» После   определения   настроения   каждой   пиктограммы   дети   разбиваются   на пары.   У   каждого   участника   свой   набор   пиктограмм.   Один   участник   берет пиктограмму и, не и, не показывая ее другому,  называет  настроение,   которое   на ней   изображено.   Второй должен найти картинку, задуманную  своим  партнером. После   этого   две   выбранные   картинки   сравниваются.   При   несовпадении   можно попросить  детей  объяснить, почему  они  выбрали  ту  или  иную  пиктограмму  для определения   настроения.  Эта     игра       направлена       на      тренировку,      умение распознавать   эмоциональное состояние по мимике. «Хорошее настроение» Мама послала сына в магазин: «Купи печенье и конфет, ­ сказала она. ­ Мы попьем с тобой чая и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. Выразительные   движения:   походка   ­   быстрый   шаг,   иногда   переходящий   на подскоки, улыбка. «Ваське стыдно» Жила­была   девочка   Галя.   У   нее   была   кукла   Таня.   Галя   играла   с   куклой, кормила укладывала спать. Однажды она положила куклу на кроватку, забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла ее и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил? А Васька стоит, голову опустил, стыдно ему. Прослушав   рассказ,   дети   по   очереди   показывают,   как   стыдно   было   коту Ваське.III.  ЭТАП  ЭТЮДЫ  И  ИГРЫ  НА  ВЫРАЖЕНИЕ  ОТДЕЛЬНЫХ  КАЧЕСТВ  ХАРАКТЕРА  И ЭМОЦИЙ «Жадный поросенок» Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует большую булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что   тот   отвечает   грубым   хрюканьем.   Тогда   котенок   хватает   его   за   хвостик,   и поросенок с визгом убегает жаловаться своей маме. Идет   проигрывание   этюда   с   последующим   анализом.   После   того,   как   дети придут к выводу, что поросенку следует быть добрым и щедрым, идет проигрывание этюда с изменением характера поросенка. Минутка шалости «Дискотека   кузнечиков».  Ведущий   предлагает   всем   превратиться   в кузнечиков­попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю». IV. «ПОХОДКИ» а) Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных (как клоун в цирке, как лев   и т.п.). Варианты походок ребенок может придумать сам; б) Возможен   другой   вариант   игры,   когда   другие   дети   по   походке стараются угадать, кого хотели изобразить. «Как поступить?» Дети играют, а у одного ребенка нет игрушек. «Улиточка» Водящий (улиточка) становится в центр круга, ему завязывают глаза. Каждый из участников, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка,  Высунь­ка рога.  Дам тебе я сахару,  Кусочек пирога.  Угадай, кто я? Тот, чей голос водящий угадал, сам становится улиточкой. «Медвежонок» Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:Медвежонок, медвежонок Спит в своей берлоге. Хоть он не опасен, Будьте осторожны: Вы такому шалуну Не верьте никогда. Медвежонок»   по   окончании   стишка   (песенки)   неожиданно   вскакивает   и старается дотронуться до кого­нибудь из детей. V. ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА «СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ» Встань, расставь  широко  ноги,  согни  их  немного  в  коленях,  согни  тело  и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка  покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты отряхнул всю усталость, чуть­чуть осталось, повтори еще. «Путешествие на голубую звезду». Наша родная планета ­ Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения.  Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы... Лягте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами.   Где­то   там   далеко­далеко   тоже   есть   жизнь.   Мы   отправляемся   в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде. Вы ­ команда межпланетного космического корабля, землян. Каждый занял свое   место.     Сейчас   корабль   поднимается   в   небо.   Вдох­выдох,   3   раза.   Крепко­ крепко сожмите в кушачках  штурвалы  и  сильно  надавите ступнями  на  педали. Держите,   держите.   А   теперь     отпустите   штурвалы     и     педали...     Вдох­выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть   растекается   по   телу,  стала прижимать   нас. Корабль     взлетает.     Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох­ выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти чествуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох­ выдох 2 раза. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель ­ Голубая Звезда... Вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо­о­кий вдо­о­х 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели! Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому­то планета и совсем   голубой. В этом океане   цветов   живут   необычные       существа       с   прозрачными   крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это наши  соседи,   жители Голубой     Звезды     Чистокрылышки.     Они     рады     нам, мы им нравимся, они предлагают нам   свою дружбу и   нежность. Они протягивают нам   свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и... чувствуем как входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем , радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, и со всеми людьми. Милые Чистокрылышки, дорогие соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда не забудем вас, будем стараться быть такими же добрыми, чистыми и нежными. (Полезно спросить, как чувствует себя ребенок, что представлял).I Разминка ЗАНЯТИЕ 3 1. «На кого я похож» Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы  взрослого. «На какое животное он похож?, «На какую птицу?», «На какое животное?», «На какой цветок?» и т.п.   Свои варианты может предлагать и сам ребенок. Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему он похож на то или иное животное, птицу, дерево и т.п. 2. «Из семени в дерево» Ведущий­«садовник» предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень   бережно   относиться   к   семенам,   поливает   их   (гладит   по   голове   и   телу), ухаживает.   С   теплым   весенним   солнышком   семечко   начинает   медленно   расти. (Поднимается).   У   него   раскрываются   листочки   (руки   свешиваются   с   головы   и тянутся   кверху),   растет   стебелек   (вытягивается   тело),   появляются   веточки   с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются   (резко   разжимаются   кулачки),   и   росток   превращается   в   прекрасный сильный   цветок.   Наступает   лето,   цветок   хорошеет,   любуется   собой   (осмотреть себя),   улыбается   цветам­соседям   (улыбки   соседям),   кланяется   им,   слегка дотрагивается   до   них   своими   лепестками   (кончиками   пальцев   дотянуться   до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется   с   непогодой   (раскачивания   руками,   головой,   телом).   Ветер   срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится к земле и ложится   на   нее.   Ему   грустно.   Но   вот   пошел   зимний   снежок.   Цветок   опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет! II. «РАЗВИТИЕ МИМИКИ, ПАНТОМИМИКИ «Пиктограммы» Детям дается набор шаблонов, они распознают настроение (эмоции) и дают имя   каждой   пиктограмме   (определяют,   какой   человек:   веселый   или   грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии. «Через стекло» Детям предлагается сказать что­либо друг другу жестами представив, что они отделены   друг   от   друга   стеклом,   через   которое   не   проникают   звуки.   Тему   дляразговора   ребенку  можно   предложить,  например:  «Ты  забыл   надеть   шапку,  а  на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить» и т.п., или ребенок сам придумывает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было. Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений. «Северный полюс» У девочки Жени был волшебный цветик­семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик­семицветик, оторвала один лепесток, подбросила его вверх и сказала: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли ­ Быть по­моему вели. Вели, чтобы я была на Северном полюсе! И   Женя   тут   же,   как   была   в   летнем   платьице,   с   голыми   ногами, одна­одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов! Выразительные движения: колени согнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта, дышит на пальцы.  III   .  «Жадный пес» Ведущий читает стихотворение Василия Квитка Жадный пес Дров принес,  Воды наносил, Тесто замесил,  Пирогов не пек,  Спрятал в уголок  И съел сам – Гам­гам­гам! Затем   один   ребенок   имитирует   действия,   о   которых   говорится   в стихотворении. Идет анализ поведения и характера пса. Минута шалости «Зеркальный танец» Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары ­ зеркало, ­ он с  наибольшей точностью старается  повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются.IV   . Ролевая гимнастика а) б) в) г) Рассказать известное стихотворение следующим образом: ­ ­ ­ ­ Походить как: шепотом; со скоростью улитки; как робот; как иностранец. ­ ­ ­ медведь; цапля; кошка. Улыбнуться, как: ­ ­ кот на солнышке; само солнышко. Посидеть как: ­ ­ пчела на цветке; наездник на лошади;         ­ Карабас­Барабас. д) Попрыгать как: ­ ­ ­ кузнечик; кенгуру; зайчик. е) Нахмуриться как: ­ ­ осенняя туча; рассерженная мама. «Есть ­ Да или Нет?» Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий ­ в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!» Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки? «Жмурки» Водящему   завязывают   глаза.  Кто­то   из   группы   крутит   его   на  месте,  чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку. После этого дети разбиваются. «Жмурка» должна ходить по комнате и ловить их.   Участники   игры   бегают,   дразнят,   трогают   «жмурку»,   чтобы   отвлечь   и   т.д. «Жмурка» должна поймать кого­либо из детей и на ощупь отгадать кто это. Важно, чтобы в этой игре осуществлялась постоянная смена ролей.V. ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА «Волшебный сон» Ребенок засыпает «волшебным сном», когда каждому может «присниться» то, что он захочет. Во время «сна» хорошо использовать спокойную, расслабленную музыку.   После   «пробуждения»   дети   рассказывают   и   показывают   то,   что   им приснилось. «Окажи внимание другому» Дети   становятся   в   круг   и   по   очереди   говорят   что­нибудь   положительное одному   из   участников   игры.   Знаками   внимания   могут   отмечаться   личностные качества,  внешность, умения, манера   поведения  и т.п. В  ответ  ребенок  говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»). Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь