В консультации для педагогов - Как работать с родителями, говорится о том, что объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для её решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определённое соотношение и движение внутренних и внешних целей.В консультации для педагогов - Как работать с родителями, говорится о том, что объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Принципиальные условия для её решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определённое соотношение и движение внутренних и внешних целей.
КАК РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ.
Объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей –
непростая в организационном и психологопедагогическом плане задача. Принципиальные условия
для её решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и
воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На
каждом из этапов можно отметить определённое соотношение и движение внутренних и внешних
целей.
Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребёнка. Благодаря этому
с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с
установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в
повседневном общении с ребёнком родители упускают из вида положительные черты его личности,
сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться
тревожными ожиданиями в отношении поведения ребёнка в детском саду. Данный этап может быть
обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в
семье (особенности общения ребёнка со сверстниками, его учебной деятельности и т.п.).
Например, данные социометрического исследования (игры «Секрет», «Поздравь товарища» и др.)
могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.
Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На
этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит
активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что,
казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе
достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о
проявлениях индивидуальности ребёнка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причём не только
о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция
воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнёрская (общение на равных).
Благодаря этому становится возможным переход к четвёртому, заключительному и
определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу.
Четвёртый этап – совместное исследование и формирование личности ребёнка. Девизом
данного этапа общения может быть «Давайте узнавать вместе!». Исследования подобного рода
общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочения воспитателя и
родителей на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим:
изучение направленности и типа протекания реакций ребёнка на те или иные неприятности или
травмы в присутствии взрослых; изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребёнка как
показателей его интеллектуального и эстетического развития и т.п.
Важнейшим результатом такого содержательного,
эмоционально насыщенного,
деятельностноопосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция
родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных
установок, «транслируемых» малышу.
Отмеченная выше динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно
делового контакта такова:
На первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней –
установление доверительных отношений с родителями.
На втором этапе внешняя цель может быть обозначена как ознакомление с проблемами
семьи в воспитании ребёнка, а внутренняя – как формирование и подкрепление установки к
сотрудничеству.
На третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к
сотрудничеству, а внутренняя – вызвать потребность в исследовании, а также в поощрении
ребёнка. На четвёртом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают. Это совместное исследование
личности ребёнка и формирование её на основе перестройки собственных стереотипов
общения с малышом.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.