Консультация для педагогов - «Как сохранить здоровье педагога и ребёнка»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «Как сохранить здоровье педагога и ребёнка», говорится о том, что профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих заболеваний. Ярко выраженные преобладающие заболевания: сердечно-сосудистые; желудочно-кишечные;нарушения опорно-двигательного аппарата; болезни крови; нарушение функций щитовидной железы. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами, имеющий глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня – нам в сердце», «Он разбил мне сердце», «Сердце кровью обливается», «Чует моё сердце, плохо дело», «Чувствую сердцем, он жив». Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует, т.е. это выражается спазмированием. При этом – сокращаются и закрываются капилляры, кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода – результат – сердечно-сосудистые заболевания.В консультации для педагогов - «Как сохранить здоровье педагога и ребёнка», говорится о том, что профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих заболеваний. Ярко выраженные преобладающие заболевания: сердечно-сосудистые; желудочно-кишечные;нарушения опорно-двигательного аппарата; болезни крови; нарушение функций щитовидной железы. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами, имеющий глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня – нам в сердце», «Он разбил мне сердце», «Сердце кровью обливается», «Чует моё сердце, плохо дело», «Чувствую сердцем, он жив». Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует, т.е. это выражается спазмированием. При этом – сокращаются и закрываются капилляры, кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода – результат – сердечно-сосудистые заболевания.
Иконка файла материала Как сохранить здоровье педагогов и ребёнка.doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я                    ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ «Как сохранить здоровье педагога и ребёнка»       Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь                                                    ВолгодонскВо все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека,   некой   абсолютной   ценностью.   «Будьте   здоровы!»   ­   говорят   люди   друг   другу.   По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства. Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика: ­ во­первых, педагогическая  профессия – профессия здоровьеразрушающая; ­ во­вторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», т.к. молодёжь всё реже идёт в педагогику. В   методах   воспитания   всё   чаще   встречается   излишняя   строгость,   что   создаёт психологическую напряженность во взаимоотношениях с детьми. Это вредно для педагогов, т.к. порождает  психосоматические  болезни  и  усиливает  проявления   хронических   заболеваний,   но недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье. Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих заболеваний. Ярко выраженные преобладающие заболевания:  1. 1. сердечно­сосудистые;  2. желудочно­кишечные;  3. нарушения опорно­двигательного аппарата;  4. болезни крови;  5. нарушение функций щитовидной железы. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами, имеющий глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня – нам в сердце», «Он разбил   мне   сердце»,   «Сердце   кровью   обливается»,   «Чует   моё   сердце,   плохо   дело», «Чувствую сердцем, он жив». Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует, т.е. это выражается спазмированием. При этом – сокращаются и закрываются капилляры, кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода – результат – сердечно­сосудистые заболевания. 3. 2. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он её или нет. Вспомните, как выражаются некоторые люди: «Я его не перевариваю…» или «Меня от него тошнит…». Язык явно проговаривает «мнение» желудка о ситуации. Если ситуация неблагоприятная,   желудок   напрягается,   его   пищеварительные   функции   выполняются недостаточно   эффективно.   Напряжение   в   желудке   вызывает   спазм,   что   способствует возникновению заболевания. Проблемы   остеохондроза,   одна   из   самых   серьезных   для   педагогов.   Причина   этого   – результат воздействия многих факторов, основные из которых – наследственность и его образ жизни. Болезни   крови   могут   возникать   из­за   серьёзных   психологических   срывов   и   стрессов. Вспомните фразу: «Он мне столько крови попортил», «Уж он моей крови попил». Кровь – это озеро чистой воды по имени жизнь. Стрессы – камни, с шумом падающие в это «озеро», расплескивающие воду, пугающие рыбное царство. Проблему   со   щитовидкой   многие   называют   «проглоченной   обидой».   Всю   ту   неправду жизни, о которой мы упоминали, «чувствует» и эта железа. В случае несправедливости мы ощущаем напряжение в области горла, т.е. спазм, что приводит к заболеванию щитовидной железы. Причинами всех этих заболеваний у педагогов являются стресс и психическое напряжение. ­   главным   болезнеобразующим   фактором   для   педагога   является   профессиональный 4. 5. эмоциональный стресс; ­ существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причём вторая вытекает из первой. Мировоззренческие причины:1. Неумение принимать жизнь такой, «какая она есть». 2. Неумение жить в данный момент без критики и протеста, считая его самым важным в жизни. 3. Наличие высоких жизненных притязаний (желаний), не соответствующих возможностям. 4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение. 5. Неосознание  себя   частицей  великих  исторических  процессов,  непонимание   того,  что каждый у нас является творцом истории. 6. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нём. 7. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своём месте. Психические причины: 1. Неумение противостоять стрессам. 2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями. 3. Частое превышение своих психических возможностей. 4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости. Г.   Сигериста   «Здоровым   может   считаться   человек,   который   отличается   гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней, это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Педагог сознательный, культурный, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами, ради двух целей: ­ чтобы не болеть; ­ чтобы принимать правильные решения. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет к здоровью или болезни. Надо научиться: ­ жить с хорошими эмоциями; ­ противодействовать негативным эмоциям. Чтобы сделать  из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.   Болезненные эмоции    :  гнев, ярость, уныние,  озабоченность, печаль, страх,  тревожность, отчаяние5, грусть … Здоровьесоздающие эмоции: интерес, радость, удовлетворение,  нежность, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение. Эмоции и чувства нравственного роста: стыд, угрызения совести, раскаяние, сочувствие, благоговение, уважение, жалость. Психологически   здоровый   человек   –   это   прежде   всего,   спонтанный   и   творческий, жизнерадостный и весёлый и открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но   и   чувствами,   интуицией.   Он   полностью   принимает   самого   себя   и   признаёт   ценность   и уникальность   окружающих   его   людей.   Такой   человек   берёт   ответственность   за   свою   жизнь прежде   всего   на   самого   себя   и   извлекает   уроки   из   неблагоприятных   ситуаций.   Его   жизнь наполнена смыслом,  и он находится в постоянном развитии с способствует развитию других людей.  Если говорить о психологическом здоровье ребёнка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью. Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Её основу составляет полноценное психическое развитие на всех этапах   онтогенеза.   Следовательно,   психологическое   здоровье   ребёнка   и   взрослого   и   будет отличаться совокупность личностных новообразований, которые не получили своего развития у ребёнка, но должны  присутствовать у взрослого.  Психологическое  здоровье в течение жизни человека постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов. Выделение   компонентов   психологического   здоровья   позволяет   определить   следующие задачи психологической поддержки детей: Обучение положительному соотношению и принятию других людей.  Обучение рефлексивным умениям.  Формирование потребности в саморазвитии.  «Как сохранить здоровье педагога» ­ авторы: В.Г. Лободин, Г.В. Лавренова, С.В. Лободина метод. пособие. ­  М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2005 г.  стр. 5­15.