В консультации для педагогов - «Как сохранить здоровье педагога и ребёнка», говорится о том, что профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих заболеваний. Ярко выраженные преобладающие заболевания: сердечно-сосудистые; желудочно-кишечные;нарушения опорно-двигательного аппарата; болезни крови; нарушение функций щитовидной железы. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами, имеющий глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня – нам в сердце», «Он разбил мне сердце», «Сердце кровью обливается», «Чует моё сердце, плохо дело», «Чувствую сердцем, он жив». Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует, т.е. это выражается спазмированием. При этом – сокращаются и закрываются капилляры, кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода – результат – сердечно-сосудистые заболевания.В консультации для педагогов - «Как сохранить здоровье педагога и ребёнка», говорится о том, что профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих заболеваний. Ярко выраженные преобладающие заболевания: сердечно-сосудистые; желудочно-кишечные;нарушения опорно-двигательного аппарата; болезни крови; нарушение функций щитовидной железы. Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом фразами, имеющий глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня – нам в сердце», «Он разбил мне сердце», «Сердце кровью обливается», «Чует моё сердце, плохо дело», «Чувствую сердцем, он жив». Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует, т.е. это выражается спазмированием. При этом – сокращаются и закрываются капилляры, кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает мало кислорода – результат – сердечно-сосудистые заболевания.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Как сохранить здоровье педагога
и ребёнка»
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
ВолгодонскВо все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний
человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» говорят люди друг другу. По
большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства.
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он
от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика:
вопервых, педагогическая профессия – профессия здоровьеразрушающая;
вовторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя,
«постарели», т.к. молодёжь всё реже идёт в педагогику.
В методах воспитания всё чаще встречается излишняя строгость, что создаёт
психологическую напряженность во взаимоотношениях с детьми. Это вредно для педагогов, т.к.
порождает психосоматические болезни и усиливает проявления хронических заболеваний, но
недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье.
Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и
серьёзности протекающих заболеваний. Ярко выраженные преобладающие заболевания:
1.
1. сердечнососудистые;
2. желудочнокишечные;
3. нарушения опорнодвигательного аппарата;
4. болезни крови;
5. нарушение функций щитовидной железы.
Любая информация, поступающая в мозг, проходит через сердце. Язык говорит об этом
фразами, имеющий глубокий внутренний смысл: «Твои слова для меня – нам в сердце», «Он
разбил мне сердце», «Сердце кровью обливается», «Чует моё сердце, плохо дело»,
«Чувствую сердцем, он жив». Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом
протестует, т.е. это выражается спазмированием. При этом – сокращаются и закрываются
капилляры, кровь с трудом течет через сердце, нарушая работу клапанов, в мозг поступает
мало кислорода – результат – сердечнососудистые заболевания.
3.
2. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он её или
нет. Вспомните, как выражаются некоторые люди: «Я его не перевариваю…» или «Меня от
него тошнит…». Язык явно проговаривает «мнение» желудка о ситуации. Если ситуация
неблагоприятная, желудок напрягается, его пищеварительные функции выполняются
недостаточно эффективно. Напряжение в желудке вызывает спазм, что способствует
возникновению заболевания.
Проблемы остеохондроза, одна из самых серьезных для педагогов. Причина этого –
результат воздействия многих факторов, основные из которых – наследственность и его
образ жизни.
Болезни крови могут возникать изза серьёзных психологических срывов и стрессов.
Вспомните фразу: «Он мне столько крови попортил», «Уж он моей крови попил». Кровь –
это озеро чистой воды по имени жизнь. Стрессы – камни, с шумом падающие в это «озеро»,
расплескивающие воду, пугающие рыбное царство.
Проблему со щитовидкой многие называют «проглоченной обидой». Всю ту неправду
жизни, о которой мы упоминали, «чувствует» и эта железа. В случае несправедливости мы
ощущаем напряжение в области горла, т.е. спазм, что приводит к заболеванию щитовидной
железы.
Причинами всех этих заболеваний у педагогов являются стресс и психическое напряжение.
главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный
4.
5.
эмоциональный стресс;
существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и
психическая, причём вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие причины:1. Неумение принимать жизнь такой, «какая она есть».
2. Неумение жить в данный момент без критики и протеста, считая его самым важным в
жизни.
3. Наличие высоких жизненных притязаний (желаний), не соответствующих возможностям.
4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение.
5. Неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что
каждый у нас является творцом истории.
6. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нём.
7. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своём месте.
Психические причины:
1. Неумение противостоять стрессам.
2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.
3. Частое превышение своих психических возможностей.
4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости.
Г. Сигериста «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим
развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не
означает просто отсутствие болезней, это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное
выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
Педагог сознательный, культурный, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами,
ради двух целей:
чтобы не болеть;
чтобы принимать правильные решения.
Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет к здоровью или болезни. Надо
научиться:
жить с хорошими эмоциями;
противодействовать негативным эмоциям.
Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем
случае не подавлять их.
Болезненные эмоции
: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность,
отчаяние5, грусть …
Здоровьесоздающие эмоции: интерес, радость, удовлетворение, нежность, спокойствие,
сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение.
Эмоции и чувства нравственного роста: стыд, угрызения совести, раскаяние, сочувствие,
благоговение, уважение, жалость.
Психологически здоровый человек – это прежде всего, спонтанный и творческий,
жизнерадостный и весёлый и открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом,
но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и признаёт ценность и
уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность за свою жизнь
прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь
наполнена смыслом, и он находится в постоянном развитии с способствует развитию других
людей.
Если говорить о психологическом здоровье ребёнка, то оно является лишь предпосылкой
достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью. Психологическое здоровье
детей имеет свою специфику. Её основу составляет полноценное психическое развитие на всех
этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребёнка и взрослого и будет
отличаться совокупность личностных новообразований, которые не получили своего развития у
ребёнка, но должны присутствовать у взрослого. Психологическое здоровье в течение жизни
человека постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов.
Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие
задачи психологической поддержки детей: Обучение положительному соотношению и принятию других людей.
Обучение рефлексивным умениям.
Формирование потребности в саморазвитии.
«Как сохранить здоровье педагога» авторы: В.Г. Лободин, Г.В. Лавренова, С.В. Лободина
метод. пособие. М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2005 г. стр. 515.