Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"
Оценка 4.6

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Детсад
05.09.2019
Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"
Определение мнемотехники.Психофизические принципы мнемотехники. Мнемотехнические приёмы. Виды мнемотехники. Мнемотаблицы, как с ними работать. Практическое применениемнемотехник в образовательном процессе. Рекомендуемая тематическая литература по данной теме. более подробно В.Козаренко "Мнемотехника шаг за шагом", К.Лоберга, М. Байстер "Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное"
Мнемотехника.docx
Мнемотехника ­ искусство запоминания Человеческая память устроена удивительным образом. Можно четко помнить  события, произошедшие в раннем детстве, а вот факты последних лет, или даже  дней, иногда совершенно не запоминаются. С точки зрения психологии эта интересная особенность объясняются тем, что с  происходящими событиями связаны ассоциации – запахи, образы, эмоциональное  состояние. И как только в памяти представляется нужная ассоциация, сразу же  ясно появляется связанное с ней событие. Вот на таких причинно­следственных  связях основана мнемотехника. Мнемотехника – это технология развития памяти, которая облегчает запоминание  информации. Мнемотехнические приемы расширяют память, являются  своеобразным тренажером, обеспечивающим развитие работы мозга. Мнемотехника основана на двух психофизиологических принципах: 1. 2. Человеческий мозг одинаково обрабатывает информацию о реальных и  вымышленных образах. Цепочка ассоциаций в мозге может быть настоящей или выдуманной. Вот  такие выдуманные искусственные цепочки и являются сущностью мнемотехники. Наряду с термином мнемотехника встречается понятие мнемоника. На самом деле  эти два термина тесно переплетены. Само слово мнемоника, в переводе с  греческого языка, означает «искусство запоминать». Мнемонические приемы основаны на связи объектов для запоминания с  искусственными ассоциациями, образами. А мнемотехника это, так сказать,  практическая мнемоника. Ведь она использует естественные процессы мозговой  памяти для сохранения и припоминания цепочки зрительных образов. Виды мнемотехники Классическая.  Это самое древнейшее направление в истории. Возник этот вид мнемотехники на  базе ораторского искусства, для упрощения запоминания длинных речей. Следуя  классической мнемонике, информация преображалась в зрительные образы,  которые делились на две группы: 1. 2.  образы, в которых шифровалась сама информация; второстепенные образы для фиксации последовательности. Память некоторых людей неспособна воспроизводить визуальные образы. Поэтому,  постепенно, на основе классического вида, появилась педагогическая мнемотехника — как средство развития памяти. Педагогическая. Педагогическими   мнемотехническими   приемами   владеют   школьники   и   студенты. Сущность   заключается   в   естественном   запоминании   информации,   путем переписывания,   заучивания,   повторения.   Для   методики   заучивания   стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.  Мнемотехника   ­   это   система   различных   приемов,   облегчающих   запоминание   и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц, в качестве дидактического материала, на занятиях по развитию   связной   речи   позволяют   детям   эффективнее   воспринимать   и перерабатывать   зрительную   информацию,   ее   перекодировать,   сохранять   и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Мнемотаблица ­ это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение   приемами   работы   с   мнемотаблицами   сокращает   время   обучения   и решает задачи, направленные на: •   развитие   основных   психических   процессов   ­   памяти,   внимания,   образного мышлении; •   развитие   мелкой   моторики   рук   при   частичном   или   полном   графическом воспроизведении. На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Так,   детям   дается   чистый   лист,   разделенный   на   несколько   клеток   (бланк­ мнемотаблица).   Педагог   на   доске   по   одному   полю   заполняет   пустые   клетки мнемотаблицы.   Дети   рисуют   на   собственных   бланках.   Таким   образом,   каждый ребенок   в   ходе   занятия   заполняет   свою   собственную   мнемотаблицу,   с   помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение. Наглядная   схема   выступает   в   качестве   плана   речевого   высказывания.   Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании  стихотворений можно  использовать  опорные  рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка   после   прослушивания,   сопровождающегося   просмотром   рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Предлагаемая   методика   очень   хорошо   себя   зарекомендовала   и   имеет   высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими   словами,   если   ребенку   сложно   запомнить   строки   стихотворения,   то   с нарисованными   к   нему   образными   картинками   –   эффективность   запоминания увеличивается на порядок. Цирковая. Цирковой вид основан на классической мнемонике, но здесь используется больший  круг мнемонических образов. Это могут быть интонации, мимика, жесты, и даже  конкретная последовательность слов. Сущность цирковой мнемотехники  заключается в искусстве передачи и расшифровки закодированной информации. Спортивная. Это соревнования профессионалов, специализирующихся на запоминании чисел. Современная. Современная мнемотехника это достаточно емкое понятие. Все методы мнемоники  тщательно прорабатываются и объединяются в своеобразную систему, которая     направлена на решение узкоспециализированных задач. Таких, как изучение  иностранных языков или запоминание значительных объемов точной информации. Практическое применение мнемотехник обширно. Первое знакомство с  мнемоническими приемами происходит еще в детском саду – это мнемотаблицы. С помощью таких таблиц у малышей развивают логическое мышление, практикуют  заучивание стихотворений. Элементарным примером мнемотаблицы служит  алгоритм мытье рук – прием – пищи – раздевание — тихий час. Школьная программа построена на основе классической мнемотехники – это  постоянное заучивание, повторение, переписывание. Стихи являются эффективным тренажером для памяти и расширяют словарный запас. Мнемотехники и способы развития памяти облегчают нашу жизнь и тренируют мозг. Ведь ежедневно, и дома и на работе, нужно запоминать массу точной информации  – пароль от электронной почты, пин – код банковской карты, список покупок в  магазине. Ежедневные тренировки приемами мнемотехники, хотя — бы по четверти часа,  помогут в короткие сроки выучить иностранный язык. А на его базе, используя как  основу, можно в кратчайшие сроки изучить и второй и третий язык. Книги по развитию памяти На тему тренировки памяти существует много литературы. Это книги, описывающие  обобщенную информацию – что такое мнемотехника и зачем она нужна. Другие  авторы дают практические приемы, с помощью которых можно самостоятельно  натренировать память. Есть узкоспециализированные издания, предназначенные  для людей, изучающих иностранные языки. Из всей тематической литературы выделяется книга Владимира Козаренко  «Мнемотехника шаг за шагом», которую называют учебником мнемотехники. Автор  разработал приемы для запоминания информации и объединил в 5  последовательных этапов. С каждым этапом сложность упражнений увеличивается. Так, упражнения последнего этапа требуют серьезной концентрации и мастерства.  Этот учебник примечателен еще и тем, что содержит пособие для изучения  иностранных языков. Там описанные лучшие приемы для запоминания иностранных  слов. Книга «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное» авторов Кристина  Лоберга и Майка Байстера описывает интересные мнемотехнические приемы  тренировки мозга с помощью чисел. Эти интересные математические методы  вырабатывают сосредоточенность и концентрацию, позволяют запоминать и  обрабатывать информацию проще, отбрасывать ненужное, чтобы не перегружать  мозг. Из новинок по мнемотехнике ознакомьтесь с книгой  «Как запомнить все! Секреты  чемпиона мира по мнемотехнике» Борис Конрад. Интересный способ мнемотехники— метод мест (метод Цицерона). Метод назван в  честь великого оратора Цицерона потому, что он первым описал и употребил его  для запоминания своих речей. Придумывая речь, Цицерон обычно прохаживался по  своим шикарным покоям. Когда же ему нужно было выступать с речью, он, мысленно вспоминал комнаты и ту часть речи, которую там готовил. Этот метод применяют  политики до сегодняшнего дня, чтобы запомнить длинные выступления и большое  число точной информации. МБДОУ «Д/с «Звёздочка» Консультация «Мнемотехника – искусство запоминания» Подготовили и провели: Попова Е.В. Орешкова А. С. Абакан 2018г.

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"

Консультация для педагогов "Мнемотехника - искусство запоминания"
Скачать файл