Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности посредством словесных игр»
Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
03.09.2019
В консультации для педагогов раскрыта актуальная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Приведены примеры словесных, словесно дидактических игр для развития связной речи и коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Игры можно использовать во сех видах детской деятельности
конс для педагогов развитие речи посредством словесных игр.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида
"Сказка"
Консультация для педагогов на тему:
«Развитие речевой активности посредством словесных игр»
Воспитатель средней группы
Абзалова Н. Л. Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем
обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение
низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов
телевизоров, агрессивнопримитивная речь, насаждаемая телевизионной
рекламой, западными фильмами и мультфильмами всё это способствует
приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем
экологическая.
Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах,
занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего
педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную
речь малыша.
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и
грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,
состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного
развития ребенка.
Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение.
Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двухтрех фраз,
однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение.
Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее
развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи
оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более
последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно
высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными,
краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать
высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом
году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить
описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.
Так же в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами
монологической и диалогической речи.
Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В
игровой деятельность старших дошкольников существует двусторонняя связь
между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в
игре, а с другой сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра
становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские
отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства,
мысли, переживания к выполняемому действию.
В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время
непосредственно не воспринимают.
Словесная дидактическая игра доступный, полезный, эффективный метод
воспитания самостоятельности мышления у детей, «самое важное для
развития мышления уметь пользоваться знаниями. Это значит отбирать из
своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для
решения стоящей задачи» (А.А.Люблинская).
Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а
требует лишь знания педагогом самой игры. При проведении игр необходимо
учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию
самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут
проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно
организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи,
учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит
слушать своего собеседника участника игры. Именно в процессе игры у
ребенка активно происходит психическое развитие развитие воли, памяти,
внимания, воображения.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи;
описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по
описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по
различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей
развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное
восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и
быстро поддаются эмоциональному воздействию.
Они активно включаются в словесноречевые игры. В своей работе я
учитываю, что в младшей и средней группах игры направлены на развитие
речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и
активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. А в
старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться
логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования
мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети
должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои
мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных
игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что
является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Для
удобства использования словесных игр в педагогическом процессе я
применяю четыре группы игр, предложенные Бондаренко А.К. [7]
Приведу краткие характеристики каждой группы: группа игры, которые формируют умение выделять существенные признаки
предметов и явлений: «Магазин», «Отгадайка?», «Радио», «Да нет», «Чьи
вещи?»
группа игры, используемые для развития у детей умения сравнивать,
сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож
не похож», «Кто больше заметит небылиц?»
группа игры, с помощью которых развивается умение обобщать и
классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?»,
«Назови три слова», «Назови одним словом».
группа игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления,
выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает не
летает», «Белого и черного не называть».
Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным
восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти
игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них
дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и
умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические
ошибки.
Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры
предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел
быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают
развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или
обобщеннодоказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы
темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые
дети высказывают, исходя из своего опыта.
Более содержательные ответы: «Заводы не могли бы работать например,
выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди опоздали
бы на работу» и т. д. Эти игры требуют умения соотнести знания с
обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и
соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят
такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения
«подумать». Хотелось бы особенно отметить применяемые мною словесные
игры, пробуждающие воображение детей: «Что бы я увидел на Луне, если бы
был космонавтом», «Что бы я сделал, если бы был волшебником», «Если бы я
стал невидимкой». Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает
воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди
были здоровы».
Можно с уверенностью говорить о том, что эти игры учат детей
фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с
речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят
быть космонавтами, другие врачами, чтобы все были здоровы, третьи
(отдавая дань любви к воспитателю) хотят быть тоже воспитателями.
Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря. При словарной работе с детьми я применяю игры
загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и
отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным
признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно
расшифровать (отгадать и доказать).
С этой целью можно провести вечерадосуги «Отгадай загадку». Дети не
только отгадывают новые загадки, предложенные мною, но и готовят заранее
вместе с родителями для таких вечеров свои загадки. Словесные игры на
развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это помогает
удержать внимание ребенка; ведь дети, посещающие логопедические группы,
как правило, невнимательны, часто отвлекаются.
Применяю следующие виды игр с мячом:
1. Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания.
2. Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»).
3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению
(«Скажи об этом же, но подругому», например, путь дорога, маленький
небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.)
4. Перебрасывание мяча с называнием предмета какойлибо группы (на
классификацию).
5. Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук и т.д.
Применение словесноигровой деятельности повышает эффективность
речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные
умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения.
Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают
развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь
детей более грамотной, выразительной. Проблема владения словом актуальна
на сегодняшний день для всех возрастов, об этом говорит тот факт, с каким
энтузиазмом включаются родители в процесс игр со словами, с какой
гордостью дети рассказывают о своих достижениях. Со словесными играми
можно познакомить родителей через информационные стенды,
индивидуальные беседы, на собраниях, открытых показах.
Памятки, буклеты помогают педагогу довести нужную информацию по
развитию речи до каждого родителя. Словесные игры можно использовать,
организуя совместно с родителями и детьми мероприятия КВН, «круглые
столы», «Поле чудес» и др. Родители включаются в игровой процесс и
получают массу положительных эмоций, узнают новые словесные игры, в
которые можно играть с ребенком по дороге домой, в транспорте, дома.
Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в
определенный творческий и эмоциональный контакт, что ценно для
налаживания коммуникативных отношений. А ребенок, в свою очередь, решая
несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и
достижениям. Организация игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:
подготовка к проведению словесной игры, её проведение и анализ.
Руководство словесными играми с целью развития связной речи в старшем
дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в
процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей
соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и
изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры,
а также четкое определение своей роли в игре. По итогам проведенного
исследования можно заключить, что гипотеза, заявленная в работе, о том, что
дидактические игры являются эффективным средством развития связной
речи дошкольников (56 л), доказана. Цель и задачи достигнуты.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: воспитателям
применять словесные игры во всех видах деятельности для развития связной,
грамматически правильной речи.
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности посредством словесных игр»
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности посредством словесных игр»
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности посредством словесных игр»
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности посредством словесных игр»
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности посредством словесных игр»
Консультация для педагогов на тему: «Развитие речевой активности посредством словесных игр»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.