Консультация для педагогов - «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», говорится о том, что нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.В консультации для педагогов - «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», говорится о том, что нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Иконка файла материала нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.doc
Психология для педагогов. «НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". О   важности   приобщения   ребенка   к   культуре   своего   народа   написано   много,   поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно­патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Нравственно­патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается  с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто­ нибудь   был   в   состоянии   состязаться   в   этом   случае   с   педагогическим   гением   народа".   Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным".  Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое   значение   для   воспитания   у   детей   интереса   и   любви   к   родному   краю   имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои   традиции   и   свой   быт.   Отбор   соответствующего   материала   позволяет   формировать   у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку. что родной город славен своей  историей,  традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?  детский сад.  Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших  улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.  Диапазон   объектов,   с   которыми   знакомят   старших   дошкольников,   расширяется   —   это  район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют,что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,  что  труд  объединяет  людей,  требует  от  них слаженности,  взаимопомощи,  знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно­патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и   бабушек,   участников   Великой   Отечественной   войны,   их   фронтовых   и   трудовых   подвигов) необходимо   привить   детям   такие   важные   понятия,   как   "долг   перед   Родиной",   "любовь   к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье   людей.   Их   имена   увековечены   в   названиях   городов,   улиц,   площадей,   в   их   честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Однако   следует   подчеркнуть,   что   предложенная   система   нравственно­патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине.   К   сожалению,   известны   случаи,   когда   преданность   своему   дому   уживается   с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) Показать   через   малое   большое,   зависимость   между   деятельностью   одного   человека   и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно­патриотических чувств. Организованная   таким   образом   работа   будет   способствовать   правильному   развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:  повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);      везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;  повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;  люди берегут и охраняют природу;  есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. Быть   гражданином,   патриотом   —   это   непременно   быть   интернационалистом.   Поэтому воспитание   любви   к   своему   Отечеству,   гордости   за   свою   страну   должно   сочетаться   с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним.   Особенно   это   актуально   в   наши   дни,   когда   среди   какой­то   части   взрослого   населения возникают   противостояния   по   данным   проблемам.   Поэтому   особенно   важно   в   детском   саду поддержать   и   направить   интерес   ребенка   к   людям   других   национальностей,   рассказать,   где территориально   живет   данный   народ,   о   своеобразии   природы   и   климатических   условий,   от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К   концу   дошкольного   периода   ребенок   должен   знать:   нашу   страну   населяют   люди   разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Следует   подчеркнуть,   что   для   ребенка   дошкольного   возраста   характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократноеобращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.  Следует   подчеркнуть,   что   трудности   в   ознакомлении   детей   с   бытом,   традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно­ образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации,   шутку   и   т.д.,   но   и   "живые"   наглядные   предметы   и   материалы   (национальные костюмы,   старинную   мебель,   посуду,   орудия   труда   и   т.д.).   "Бытовая   повседневность" чрезвычайно   эффективна   для   ознакомления   детей   со   сказками,   народными   промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.). Не   менее   важным   условием   нравственно­патриотического   воспитания   детей является   тесная   взаимосвязь   с   родителями.  Прикосновение   к   истории   своей   семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.  Все, что совершается в стране,   через   вашу   душу   и   вашу   мысль   должно   приходить   к   детям",   —   эту   заповедь   А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение   семьи   к   нравственно­патриотическому   воспитанию   детей   требует   от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого­либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:    корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;  семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;  счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее   интересно   провести   "мини­исследование".   Причем   воспитатель   вместе   с   родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой   находится   детский   сад   или   живут   дети),   или   прошлого   дома   и   судеб   его   жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. Хорошо,  когда   занятия   семейных   клубов   включают   в  себя   работы   фольклорного   плана (разрисовка   глиняных   игрушек,   народное   плетение   и   т.д.),   а   также   местные   традиционные праздники   и   обряды,   рождественские   балы,   праздник   русском   масленицы,   березки   и   т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.Материал подготовлен педагогом – психологом : Е.М.Бондарь.