В консультации для педагогов - «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», говорится о том, что нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.В консультации для педагогов - «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», говорится о том, что нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Психология для педагогов.
«НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается,
что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку
обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание
истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственнопатриотическое воспитание детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Нравственнопатриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В
основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие
попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто
нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не
случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным".
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к
традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом,
а затем и со страной, ее столицей и символами.
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа,
свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у
дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку. что родной
город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших
улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все
это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это
район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям
объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего
города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют,что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы
экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает
осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания
своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами
края, народными умельцами.
В нравственнопатриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек
и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию,
что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за
счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь
воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со
столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственнопатриотического
воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к
Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с
безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как
можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и
бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и
жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственнопатриотических чувств.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию
микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию,
что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много
общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают
машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому
воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с
формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку
в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в
первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с
ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какойто части взрослого населения
возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду
поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где
территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от
которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных
национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура;
каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Следует подчеркнуть,
что для ребенка дошкольного возраста характерны
кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократноеобращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному
сохранению интереса к одной теме.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями,
отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно
образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу,
иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные
костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность"
чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами,
бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация
специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность
первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении"
расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Не менее важным условием нравственнопатриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи
вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в
стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С.
Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и
терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не
считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственнопатриотическому воспитанию детей требует от
воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может
возникнуть необходимость в задействовании коголибо в поиске документов о членах семьи.
Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии,
к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных
поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление
очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с
родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут
быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не
менее интересно провести "миниисследование". Причем воспитатель вместе с родителями
должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и
"временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на
которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей,
истории шефствующего предприятия и т.д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана
(разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные
праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к
Родине.Материал подготовлен педагогом – психологом : Е.М.Бондарь.