Консультация для педагогов - «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ВОСПРИЯТИЮ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЮ».

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ВОСПРИЯТИЮ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЮ», говорится о том, что тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической памятью. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное запоминание, связанное с активным и сознанным использованием различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.В консультации для педагогов - «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ВОСПРИЯТИЮ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЮ», говорится о том, что тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической памятью. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное запоминание, связанное с активным и сознанным использованием различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Иконка файла материала обучение дошкольников расказыванию.doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я                 ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ВОСПРИЯТИЮ, ПАМЯТИ  И  ВООБРАЖЕНИЮ».      Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.БондарьВолгодонскТесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром.  Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления   памяти  являются   воспроизведением,   более   или   менее   точным, предметов или  явлений, когда­то действовавших на наши органы чувств.  С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во­первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической памятью. Во­вторых,   непосредственное   запоминание   со   временем   превращается   в   опосредованное   и   сознанным   использованием   различных запоминание,   связанное   с   активным   мнемотехнических   приемов   и   средств.   В­третьих,   непроизвольное   запоминание, доминирующее   в   детстве,   у   взрослого   человека   превращается   в   произвольное.   Ещё   в онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл Блонский, «память­рассказ». Она имеется уже у ребенка 3­ 4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук. Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки  только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени –  моторная   или   двигательная   память.  В   генетическом   плане   она   предшествует   всем остальным. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает,   писал   Выготский,   ­   что   мышление   ребенка   во   многом   определяется   его памятью…Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Существенную   роль   в   развитии   памяти   играет   речь,   поэтому   процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием речи. Без памяти  невозможно  нормальное  функционирование  ни  личности,  ни общества. Память  можно определить как способность   к получению, хранению  и воспроизведению жизненного опыта. Память ­ форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем   воспроизведении   прошлого   опыта,   делающая     возможным   его   повторное использование   в   деятельности.   Память   связывает   прошлое   субъекта   с   его   настоящим   и будущим и является важнейшей  познавательной  функцией,  лежащей в  основе развития и обучения. Памятью ­ является основа  психической деятельности, без которой  невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания.  Существуют два   вида  памяти:  генетическая   и механическая. Первая проявляется в   передаче   генетическим   путем   из   поколения   в   поколение   жизненно   необходимых биологических,   психологических   и   поведенческих   свойств.   Вторая   выступает   в   форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. У   человека   есть  три   вида   памяти:  произвольная,   логическая   и   опосредованная. первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая­ с употреблением логики, третья­   с   использованием   разнообразных   средств   запоминания,   большей   частьюпредставленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Представления памяти являются   воспроизведением,   более   или   менее   точным,   предметов   или     явлений,   когда­то действовавших на наши органы чувств. Представления воображения ­ это представление о предметах, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались.   воспроизведение].  Основными   процессами   памяти   являются  запоминание,   сохранение,   узнавание   и         1)   Запоминание  –   процесс,   направленный   на   сохранение   в   памяти   полученных впечатлений, предпосылка  сохранения. По степени активности  протекания этого процесса выделяют два вида запоминания: Непроизвольное   запоминание  –запоминание   без   заранее   поставленной   цели,   без использования каких­либо приемов и проявления волевых усилий Произвольное   запоминание  ­   характеризуется   тем,   что   человек   ставит   перед   собой определенную цель – запомнить некоторую информацию и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание включает в себя следующие действия – заучивание – многократное повторение 2)   Сохранение   ­  процесс   активной   переработки,   систематизации,   обобщения   материала, овладения им. 3) Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не   воспринимаемого   в     данный   момент.   Воспроизведение   может   быть   непреднамеренным (непроизвольным)   и   преднамеренным   (произвольным).     В   первом   случае   воспроизведение происходит неожиданно для нас самих, во втором случае – воспроизводим, имея сознательно поставленную цель. 4) Забывание  ­  процесс памяти, который выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Таким образом, память можно определить как психологический и культурный процесс, выполняющий   в   жизни   человека   функции   запоминания,   сохранения   и   воспроизведения информации.        Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них – деление   памяти   по   времени   сохранения   материала   (мгновенная,   кратковременная, оперативная,   долговременная   и   генетическая   память),   другое   –   по   преобладающему   в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения  анализатору (двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная память), третье по наличию волевых усилий   в   процессе   запоминания  и   воспроизведения   материала   (произвольная   и непроизвольная память).1. Непроизвольная  память ­  информация   запоминается   сама   собой   без         специального заучивания,  в ходе выполнения деятельности,  работы над информацией.  Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. 2.   Произвольная   память   ­  (информация   запоминается   целенаправленно   с   помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:           1)  От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель ­ выучить   надолго,   для   будущей   профессиональной   деятельности,   то   информация   мало забывается.       2) От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:                      а) механическое дословное многократное повторение – работает  механическая память,  тратится много сил, времени, а результаты низкие.  Механическая память  –  это память, основанная на повторении материала  без его осмысления. Например, заучивание исторических дат, статистических данных.                        б)  логический пересказ,  который включает логическое осмысление материала, систематизацию,   выделение   главных   логических   компонентов  информации,   пересказ своими словами  – работает  логическая память (смысловая)  – вид памяти, основанный на установлении   в   запоминаемом   материале   смысловых   связей.   Эффективность   логической памяти в 20 раз выше, чем механической памяти;             в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы,  Образная   память   бывает   разных   типов: картинки)   –   работает   образная   память. зрительная,   слуховая,   осязательная, обонятельная, вкусовая;               г) мнемотехнические приемы запоминания ­ специальные приемы для облегчения запоминания.   Выделяют   следующие   приемы   запоминания:   составление   плана,   выделение смысловых опорных пунктов, сравнение, повторение.   моторно­двигательная,   эмоциональная, Рассмотрим такие виды памяти, как:         Генетическая   память   –  такой   вид   памяти,   в   котором   информация   хранится   в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.  Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.      Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может представить, он, как правило запоминает и воспроизводит.          Слуховая   память   –  это   хорошее   запоминание   и   точное   воспроизведение разнообразных   звуков.   Особую   разновидность   речевой   памяти   составляет   словесно­ логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью, логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого­то доказательства, смысл читаемого текста и т.д. Этот смысл он может передать своими словами.     Двигательная   память   ­  представляет   собой   запоминание   и   сохранение,   а   при необходимости   и   воспроизведение   с   достаточной   точностью   многообразных   сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.        Осязательная, обонятельная, вкусовая  и другие виды  памяти  особой роли  в жизничеловека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной   памятью   ограничены.   Их   роль   в   основном   сводится   к   удовлетворению биологических   потребностей   или   потребностей,   связанных   с   безопасностью   и самосохранением организма. Память ­ способ существования психики во времени, её можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти. Чтобы что­либо запомнить  быстро и надолго, рекомендуется  в отношении  материала выполнить следующую последовательность действий: а). Мысленно связать запоминаемое с каким­либо хорошо известным и легкопредставимым в воображении   предметом.   Этот   предмет   далее   связать   с   каким­нибудь   другим,   который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое. б). Оба предмета в воображении соединить каким­либо причудливым образом друг с другом в единый фантастический предмет. в). Мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.        Данных трех действий практически достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить   запоминаемое,   причем,   благодаря,     описанным   выше   действием,   оно   сразу   же переводится из кратковременной   памяти в долговременную и остается там надолго. Для лучшего   запоминания   материала   рекомендуется   повторять   его   незадолго   до   нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накапливаются с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.  Представления   воображения  ­   это   представление   о   предметах,   которые   в   таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. В ходе восприятия окружающего взрослый должен обращать внимание ребенка на явления окружающего мира, рассказывать о них.  Воображение  – это высшая форма познавательной деятельности,   тесно   связанная   с   мышлением   и   позволяющая   ребёнку   придумывать   новые образы. Благодаря воображению  ребёнок имеет возможность ещё до начала своей работы представить себе готовый результат.  Существует   два   вида   воображения:  пассивное    и  активное.  Для  пассивного воображения  характерно создание  образов, которые не воплощаются  в жизнь, которые не осуществляются   или   вообще   не   существуют.   А  активное    воображение     может   быть: воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение – имеет в своей основе создание тех образов, которые существуют. А творческое воображение выражается в создании нового оригинального образа, идеи. Воображение ­ важная составная часть творческого процесса. Следовательно,  воображение  – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком ранее, но которые строятся на основе восприятия, памяти и мышления. Есть такое выражение: «Дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Поэтому надо учить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, т. е. основой обучения   является   развитие   восприятия   —   формирование   умений   вслушиваться   в   речь, понимать ее содержание, а также сосредоточиваться, «настраиваться» на восприятие речи.Развитие восприятия речи осуществляется в процессе всей практической деятельности детей.  С целью развития восприятия обращенной речи можно использовать речь взрослых как средство регуляции детской деятельности. Речь взрослого по своей форме и назначению может   как   ограничивать   действия   детей   «Нельзя!»,   так   и   побуждать   к   действиям, совмещаться с действиями или завершать их «Будем мыть руки» ­ «Моем руки» ­ «Вымыли руки». Восприятия, в которых ребёнок познает окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшей его жизненной деятельности. Воспринимая, ребёнок не только видит, но и смотрит, не только слышит,   но   и  слушает,  а   иногда   он   не   только   смотрит,   но   и  рассматривает  или всматривается,  не   только   слушает,   но   и  прислушивается,  воспринимая,   он,   таким образом, производит определённую деятельность, направленную на то, чтобы привезти образ восприятия в соответствии с предметом. Адекватное   выполнение   действий   детьми   говорит   о   правильном   восприятии   и понимании   обращенной   речи.   Таким   образом,   восприятие   речи   взрослого   исподволь подготавливает   детей   к   овладению   более   сложными   функциями   речи   регулирующей   и планирующей. Развитие восприятия речи взрослых осуществляется на протяжении всего срока обучения­ детей в дошкольном учреждении. Вместе с тем благодаря объяснению взрослого ребенок научается выделять из ряда впечатлений   те,   на   которые   указывает   взрослый.   Таким   образом,   у   ребенка   развиваются познавательные способности. Для более успешного развития речи как основного средства общения с окружающими следует   систематически   развивать   понимание   речи   и   стимулировать   собственно   речевую активность детей. Психические   явления   формируются   при   участии   речи   в   процессе   различных   видов деятельности под решающим влиянием воспитания и обучения. В   дошкольном   возрасте     ведущим   видом   деятельности   является  игра.  В   игре формируется   личность   ребёнка.   Когда   ребёнок   играет   он   учится   овладевать   всеми познавательными процессами. В игре у ребёнка активно развивается мышление, творчество, память, воображение. Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие   речи     ребёнка.  Речь   направляет   работу   воображения,   ставит   задачи   перед вниманием и памятью. Без овладения речью нормальное психическое развитие дошкольника становится невозможным.  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ При обучении детей составлению рассказов по картине условно можно выделить два типа занятий: подготовительное и основное.                                     Цель  подготовительного   занятия  состоит   в   том,  чтобы  познакомить   детей   с содержанием   картины,   уточнить   и   расширить   словарь,   научить   детей   понимать последовательность   происходящих   на   картине   событий,   устанавливать,   связь   между предметами и явлениями. На подготовительном занятии устанавливается связь между предметами и явлениями, изображенными на картине, определяются внешние признаки и свойства предметов. В конце занятия дети прослушивают образец рассказа взрослого по данной картине.  Цель основного занятия ­ научить детей составлять  рассказ. В средней группе детскогосада ведется работа лишь по подготовке детей к составлению рассказа по картине. После того как дети уже рассмотрели картину, познакомились с основными объектами, установили связи между ними (на предыдущем занятии), взрослый обращает их внимание на последовательность событий путем наводящих вопросов. Сначала допустимы краткие ответы детей на вопросы взрослого, а затем, когда последовательность происходящих на картине событий понята детьми, они учатся строить развернутые предложения. В зависимости от состояния речи детей их рассказы могут быть простыми и сложными. Сложность   рассказа   определяется   самостоятельностью   ребенка   в   построении   ответов   на вопросы взрослого, вариативностью построения ответов, развернутостью рассказа (насколько полно отражено содержание картины). Самостоятельность   в   построении   ответов   на   вопросы   взрослого   зависит   от возможностей ребенка.  Затем дети учатся строить развернутые самостоятельные ответы. Вопросы к картине по­ прежнему задаются в определенной логической последовательности. Ребенок достигает максимальной самостоятельности, когда ему становятся доступными разные варианты ответов на один вопрос. Такая вариативность построения ответов возможна только в результате специального обучения. В начале обучения дети называют лишь основные предметы, изображенные на картине крупным планом.  Затем дети постепенно научаются всматриваться в картину и видеть все большее число предметов, признаков и т.д., т. е. рассказ становится все более развёрнутым по мере овладения речевыми  средствами и умением, всматриваться    в картину. Важно обратить   внимание   ребенка   на   последовательность   событий,   а   не   сосредоточивать  его внимание на определении признаков объектов. Самостоятельным считается рассказ а том случае, если после подготовительных занятий (рассматривание картины) дети придумывают рассказ по картине, не опираясь на вопросы взрослого и не прослушивая образец его рассказа.  Из  всех видов рассказов детям с общим недоразвитием речи наиболее доступен  пересказ. Поэтому, после того как дети научились развернуто отвечать на вопросы, взрослый дает образец   рассказа   и   предлагает   детям   пересказать   его.   Важно,   чтобы   дети   передавали   в рассказе   последовательность   событий.   Следует   помнить,  что  дети   быстро   запоминают рассказ; поэтому не следует стремиться к тому, чтобы один рассказ пересказали все дети.  Специфика   обучения   рассказыванию   состоит   в   воспитании   умений   последовательно   и логично   отвечать   на   вопросы,   пересказывать   короткие   рассказы   и   сказки,   выразительно рассказывать.     В результате обучения дети должны приобрести следующие навыки речевого общения: осознанно воспринимать речь взрослых  активно пользоваться звукоподражаниями, имеющими в соответствующих ситуациях  лексическое значение. имея определенный пассивный запас слов, активно пользоваться словарем из  пройденных тем (дву­ и трех­ сложные слова, обозначающие предметы, действия,  признаки). пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению взрослых, так и по  собственной инициативе.Материал подготовлен педагогом психологом – Бондарь Е.М.                                                             Консультация для воспитателей. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО ВОСПРИЯТИЮ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЮ». Тесная связь познавательных процессов и речи позволяет одновременно решать задачи по развитию речи детей и ознакомлению их с окружающим реальным миром. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями   Представления   памяти  являются   воспроизведением,   более   или   менее   точным, предметов или  явлений, когда­то действовавших на наши органы чувств. Ещё в онтогенезе все виды   памяти   формируются   у   ребенка   довольно   рано   и   также   в   определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, она имеется   уже   у   ребенка   3­   4   летнего   возраста   в   сравнительно   элементарных   формах,   но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Без памяти   невозможно   нормальное   функционирование   ни   личности,   ни общества. Памятьможно определить как способность   к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.   Существенную   роль   в   развитии   памяти   играет   речь,   поэтому   процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием речи. Представления   воображения  ­   это   представление   о   предметах,   которые   в   таких сочетаниях   или   в   таком   виде   никогда   нами   не   воспринимались.   Воображение   ­   важная составная часть творческого процесса. Следовательно, воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком ранее, но которые строятся на основе восприятия, памяти и мышления. Благодаря воображению ребёнок имеет возможность ещё до начала своей работы представить себе готовый результат.  Психические   явления   формируются   при   участии   речи   в   процессе   различных   видов деятельности под решающим влиянием воспитания и обучения. Есть такое выражение: «Дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Поэтому надо учить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но слышать,т. е.  основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредоточиваться, «настраиваться» на восприятие речи. Развитие восприятия речи осуществляется в процессе всей практической деятельности детей.  С целью развития восприятия обращенной речи можно использовать речь взрослых как средство регуляции детской деятельности. Таким   образом,   восприятие   речи   взрослого   исподволь   подготавливает   детей   к овладению более сложными функциями речи регулирующей и планирующей. Развитие   восприятия   речи   взрослых   осуществляется   на   протяжении   всего   срока обучения­детей в дошкольном учреждении. Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие речи     ребёнка.  Речь   направляет   работу   воображения,   ставит   задачи   перед   вниманием   и памятью. Без овладения речью нормальное психическое развитие дошкольника становится невозможным.  Вместе с тем благодаря объяснению взрослого ребенок научается выделять из ряда впечатлений   те,   на   которые   указывает   взрослый.   Таким   образом,   у   ребенка   развиваются познавательные способности. Для более успешного развития речи как основного средства общения с окружающими следует   систематически   развивать   понимание   речи   и   стимулировать   собственно   речевую активность детей. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ При обучении детей составлению рассказов по картине условно можно выделить два типа занятий: подготовительное и основное.                                     Цель  подготовительного   занятия  состоит   в   том,  чтобы  познакомить   детей   с содержанием   картины,   уточнить   и   расширить   словарь,   научить   детей   понимать последовательность   происходящих   на   картине   событий,   устанавливать,   связь   между предметами и явлениями. На подготовительном занятии устанавливается связь между предметами и явлениями, изображенными на картине, определяются внешние признаки и свойства предметов. В конце занятия дети прослушивают образец рассказа взрослого по данной картине.  Цель основного занятия ­ научить детей составлять  рассказ. В средней группе детского сада ведется работа лишь по подготовке детей к составлению рассказа по картине. После того как дети уже рассмотрели картину, познакомились с основными объектами,установили связи между ними (на предыдущем занятии), взрослый обращает их внимание на последовательность событий путем наводящих вопросов. Сначала допустимы краткие ответы детей на вопросы взрослого, а затем, когда последовательность происходящих на картине событий понята детьми, они учатся строить развернутые предложения. В зависимости от состояния речи детей их рассказы могут быть простыми и сложными. Сложность   рассказа   определяется   самостоятельностью   ребенка   в   построении   ответов   на вопросы взрослого, вариативностью построения ответов, развернутостью рассказа (насколько полно отражено содержание картины). Самостоятельность   в   построении   ответов   на   вопросы   взрослого   зависит   от возможностей ребенка.  Затем дети учатся строить развернутые самостоятельные ответы. Вопросы к картине по­ прежнему задаются в определенной логической последовательности. Ребенок достигает максимальной самостоятельности, когда ему становятся доступными разные варианты ответов на один вопрос. Такая вариативность построения ответов возможна только в результате специального обучения. В начале обучения дети называют лишь основные предметы, изображенные на картине крупным планом.  Затем дети постепенно научаются всматриваться в картину и видеть все большее число предметов, признаков и т.д., т. е. рассказ становится все более развёрнутым по мере овладения речевыми  средствами и умением, всматриваться    в картину. Важно обратить   внимание   ребенка   на   последовательность   событий,   а   не   сосредоточивать  его внимание на определении признаков объектов. Самостоятельным считается рассказ а том случае, если после подготовительных занятий (рассматривание картины) дети придумывают рассказ по картине, не опираясь на вопросы взрослого и не прослушивая образец его рассказа.  Из  всех видов рассказов детям с общим недоразвитием речи наиболее доступен  пересказ. Поэтому, после того как дети научились развернуто отвечать на вопросы, взрослый дает образец   рассказа   и   предлагает   детям   пересказать   его.   Важно,   чтобы   дети   передавали   в рассказе   последовательность   событий.   Следует   помнить,  что  дети   быстро   запоминают рассказ; поэтому не следует стремиться к тому, чтобы один рассказ пересказали все дети.  Специфика   обучения   рассказыванию   состоит   в   воспитании   умений   последовательно   и логично   отвечать   на   вопросы,   пересказывать   короткие   рассказы   и   сказки,   выразительно рассказывать.                                  Материал подготовлен педагогом психологом – Бондарь Е.М.