Консультация для педагогов - «Основные операции логического мышления»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «Основные операции логического мышления», говорится о том, что в дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Одна из ведущих операций этого вида мышления - сравнение. Без умения абстрагироваться, выявлять существенные признаки предметов невозможно в полной мере овладеть этой мыслительной операцией. Если ребенок не научится сравнивать, то у него будут трудности при обучении в школе. Логика не врожденна изначально, а развивается она у детей постепенно в процессе взаимодействия с предметами.В консультации для педагогов - «Основные операции логического мышления», говорится о том, что в дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Одна из ведущих операций этого вида мышления - сравнение. Без умения абстрагироваться, выявлять существенные признаки предметов невозможно в полной мере овладеть этой мыслительной операцией. Если ребенок не научится сравнивать, то у него будут трудности при обучении в школе. Логика не врожденна изначально, а развивается она у детей постепенно в процессе взаимодействия с предметами.
Иконка файла материала Операции мышления.doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я                   ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ «ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»      Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.БондарьВолгодонскОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В   дошкольном   возрасте  у   детей  начинает   закладываться  понятийное, словесно ­ логическое мышление. Одна из ведущих  операций этого вида мышления ­ сравнение.  Без  умения  абстрагироваться,   выявлять   существенные   признаки предметов   невозможно  в   полной   мере   овладеть   этой   мыслительной   операцией. Если ребенок не научится сравнивать, то у него будут трудности при обучении в школе. Логика   не   врожденна   изначально,   а   развивается   она   у   детей   постепенно  в процессе взаимодействия  с предметами. Мышление   в   отличие   от   других   процессов   совершается   в  соответствии   с определенной   логикой.   Соответственно,   в   структуре  мышления   можно   выделить следующие  логические операции:  сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение  вскрывает   тождество   и   различие   вещей.   Результатом   сравнения,   кроме того,   может   стать   классификация.   Нередко   она   выступает   как   первичная   форма теоретического и практического познания. Познание   человеком   окружающего   мира   осуществляется   в   двух   основных формах:   чувственного   познания   и   абстрактного   мышления.   Всякое   познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения,  восприятия  и  представления. Ощущения   ­  это   отражение   отдельных   свойств   предметов,  непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Когда мы берем в руки яблоко, мы чувствуем, что оно твердое, видим, что оно   зеленое,   откусывая   яблоко,   мы   ощущаем   определенный   вкус  ­  это ощущение.  Все ощущения позволяют судить о предмете в целом. В результате создается целостный образ воспринимаемого. Это  восприятие. Восприятие  ­   это   целостное   отражение   внешнего   материального  предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Не видя яблоко, мы представляем его. А образ примерно такой: это съедобный предмет,   фрукт,   кислый   или   сладкий   на   вкус,   округлой   формы,   зеленого, цвета, твердый. Представление  ­ это чувственный образ предмета, в данный  момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или  иной  форме. Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и  их свойства. Законы   мира,   сущность   предметов,   общее   в   них   мы   познаем  посредством абстрактного, логического мышления. Основными   формами   абстрактного   мышления   являются   понятия, умозаключения.  суждения, Понятие  ­ форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Признаки ­ это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.  Абстрагирование ­ мысленное выделение одних признаков предмета и  отвлечение от других.  Абстракция ­ это выделение какой­либо стороны или аспекта явления, которые в   действительности   как   самостоятельные   не   существуют.   Абстрагированиевыполняется   для   более   тщательного   их   изучения   и,   как   правило,   на   основе предварительно   произведенного   анализа   и   синтеза.   Результатом   всех   этих   операций нередко выступает формирование понятий. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить   целый   предмет  на   его   составные   части,  элементы,   стороны,   отдельные признаки,   а   затем   осуществить   обратную   операцию   ­   синтез   (мысленное объединение)   частей   предмета,   притом   признаков  Игры   обучающие   ребёнка     выделять   главные, существенных,   в   единое  целое.   существенные признаки предметов: «Кто летает?», «Кто плавает?», «Съедобное ­ несъедобное» и т.д.   отдельных   признаков, Более   глубокое   проникновение   в   суть   вещей   требует   раскрытия   их   внутренних связей,   закономерностей   и   существенных  свойств.   Оно   выполняется   при   помощи анализа и синтеза. Анализ  ­   мысленное   расчленение   предметов   на   их   составные  части, мысленное   выделение   в   них   признаков  на   составляющие   его   элементы   с последующим   их   сравнением  Например:  анализ  слова,   разбор   его   структуры (приставка,   корень,   суффикс,   окончание).   Анализ   структуры   предложения (подлежащее, сказуемое, дополнения, определения, обстоятельства). Синтез  ­   мысленное   соединение   в   единое   целое   частей  предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. На основе анализа предложения  мы делаем   вывод   о   том,  это   предложение:   сложносочиненное, сложноподчиненное, простое и   т.д. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют  более глубокому познанию действительности. Анализ и синтез ­ «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию.    какое Сравнение  ­   мысленное   установление   сходства   или   различия  предметов   по существенным  или несущественным  признакам. Эта  мыслительная   операция   имеет большое  значение.  Игры обучающие ребёнка  сравнивать, искать черты сходства и различия: «Что на что похоже?», «Времена года», «Найди предмет, не похожий на другие», «Найди два одинаковых предмета», «Найди сходства и различия»  и т.д. Обобщение  ­   мысленное   объединение   отдельных   предметов   в   каком­либо  малина, понятии   на   основании   похожих   существенных   признаков.  Например:   клубника,  черника  ­  ягоды. Классификация  ­  это распределение  предметов  по группам,  где каждая группа,   каждый   класс   имеет   свое   постоянное   место.  Очень   важен   выбор основания классификации. Под основанием классификации понимается признак, с точки зрения которого данное   множество  делится   на  классы. Классификация может проводиться по существенным признакам (естественная) и     по     несущественным     признакам     (вспомогательная).  Игры обучающие ребёнка классифицировать и обобщать предметы: «Четвёртый лишний», «Что общее?», «Разложи картинки по группам», «Назови предметы одним словом» и т.д. Наиболее часто встречаются следующие отношения  между понятиями: 1)  Вид ­ род или род ­ вид.     Пример: окунь ­ рыба, рыба ­ окунь.         2) Часть – целое.Пример: плавник ­ окунь. 3) Причина ­ следствие.     Пример: горе ­ слезы, солнце ­  жажда. 4) Последовательность.     Пример: понедельник ­ вторник, зима ­ весна.  5) Функциональные отношения.     Пример: окунь ­ река, песня ­ композитор. 6) Противоположность.     Пример: день­ ночь, свет ­ тьма. Особо следует остановиться на понятии «причины» и «следствия». Причина  ­   явление   или   совокупность   явлений,   которые  непосредственно обусловливают   или   порождают   другое   явление   (следствие).  Например,  хорошая подготовка   и   музыкальные   способности   являются   причиной   того,   что   этот человек станет хорошим  музыкантом.  Причину нельзя смешивать с условиями. Ребенку   можно   создать   все   условия:   купить   инструмент,   ноты,   ­   но   если   нет способностей,   то   ваше   желание   сделать   из   ребенка   прекрасного   музыканта   не осуществится. Суждение  ­  это   высказывание,   содержащее   определенную   мысль   или  форма мышления, в которой  что­либо утверждается   или   отрицается   о   предметах,   их признаках,   их   отношениях.   помощью предложения.    В   языке   суждение   выражается     с   Например:   Ученик  Петров ­ отличник. Все бабочки  имеют  крылья. Умозаключение  ­  представляет собой серию логически связанных высказываний, из   которых   выводится   новое   знание   и  мы     по     определенным     правилам     вывода получаем  заключение. Умозаключения   могут   выводиться   из   одного   суждения.   Их   роль   в   процессе логического   мышления   очень   велика,   так   как   они   позволяют   исключить неясности, двусмысленности.  Например:   Все бабочки  имеют крылья  (суждение). Ни  одна бабочка не является бескрылой  (умозаключение). Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например,   в   том,   что   из   общего   определения   ­   понятия   ­   выводится   суждение   о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы   мышления.   К   ним относятся   суждение,   умозаключение,   определение   понятий,   индукция,   дедукция. Определение  понятий   рассматривается   как   система   суждений   о   некотором   классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция ­ это   способы   производства   умозаключений,  отражающие   направленность   мысли   от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция ­ вывод общего суждения из частных. Очень   важно,   чтобы   уже   с   дошкольного   возраста   у   ребенка  началось формирование   понятийного   мышления,   и   он   овладел   основными   операциями логического мышления.  Дети   дошкольного   возраста   к   моменту   поступления   в   школу   должны   овладетьспособами   познания   предметов,   ведущими   из   которых   являются   абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация. Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции.  Эмоции, способны не только искажать, но и стимулировать мышление.  Развитие  мышления  идет в практической  деятельности. Игра   и   есть   та   деятельность,   в   которой   ребенок   сначала   эмоционально,   а   затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Материал подготовил педагог – психолог – Е.М.Бондарь.