В консультации для педагогов - «Основные операции логического мышления», говорится о том, что в дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Одна из ведущих операций этого вида мышления - сравнение. Без умения абстрагироваться, выявлять существенные признаки предметов невозможно в полной мере овладеть этой мыслительной операцией. Если ребенок не научится сравнивать, то у него будут трудности при обучении в школе. Логика не врожденна изначально, а развивается она у детей постепенно в процессе взаимодействия с предметами.В консультации для педагогов - «Основные операции логического мышления», говорится о том, что в дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Одна из ведущих операций этого вида мышления - сравнение. Без умения абстрагироваться, выявлять существенные признаки предметов невозможно в полной мере овладеть этой мыслительной операцией. Если ребенок не научится сравнивать, то у него будут трудности при обучении в школе. Логика не врожденна изначально, а развивается она у детей постепенно в процессе взаимодействия с предметами.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.БондарьВолгодонскОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное,
словесно логическое мышление. Одна из ведущих операций этого вида мышления
сравнение.
Без умения абстрагироваться, выявлять существенные признаки
предметов невозможно в полной мере овладеть этой мыслительной операцией.
Если ребенок не научится сравнивать, то у него будут трудности при обучении
в школе.
Логика не врожденна изначально, а развивается она у детей постепенно в
процессе взаимодействия с предметами.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с
определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить
следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме
того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма
теоретического и практического познания.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных
формах: чувственного познания и абстрактного мышления. Всякое познание
начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств
и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно
воздействующих на наши органы чувств.
Когда мы берем в руки яблоко, мы чувствуем, что оно твердое, видим, что
оно зеленое, откусывая яблоко, мы ощущаем определенный вкус это
ощущение.
Все ощущения позволяют судить о предмете в целом. В результате создается
целостный образ воспринимаемого. Это восприятие.
Восприятие это целостное отражение внешнего материального предмета,
непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Не видя яблоко, мы представляем его. А образ примерно такой: это съедобный
предмет, фрукт, кислый или сладкий на вкус, округлой формы, зеленого,
цвета, твердый.
Представление это чувственный образ предмета, в данный момент нами не
воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством
абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия,
умозаключения.
суждения,
Понятие форма мышления, в которой отражаются существенные признаки
отдельного предмета или класса однородных предметов. Признаки это то, в чем
предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.
Абстрагирование мысленное выделение одних признаков предмета и
отвлечение от других.
Абстракция это выделение какойлибо стороны или аспекта явления, которые
в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагированиевыполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе
предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций
нередко выступает формирование понятий.
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно
расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные
признаки, а затем осуществить обратную операцию синтез (мысленное
объединение) частей предмета,
притом признаков
Игры обучающие ребёнка выделять главные,
существенных, в единое целое.
существенные признаки предметов: «Кто летает?», «Кто плавает?», «Съедобное
несъедобное» и т.д.
отдельных признаков,
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних
связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи
анализа и синтеза.
Анализ
мысленное расчленение предметов на их составные части,
мысленное выделение в них признаков на составляющие его элементы с
последующим их сравнением Например: анализ слова, разбор его структуры
(приставка, корень, суффикс, окончание). Анализ структуры предложения
(подлежащее, сказуемое, дополнения, определения, обстоятельства).
Синтез мысленное соединение в единое целое частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа. На основе анализа предложения мы
делаем вывод о том,
это предложение: сложносочиненное,
сложноподчиненное, простое и т.д. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе,
способствуют более глубокому познанию действительности. Анализ и синтез «общие
знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному
мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию.
какое
Сравнение мысленное установление сходства или различия предметов по
существенным или несущественным признакам. Эта мыслительная операция имеет
большое значение. Игры обучающие ребёнка сравнивать, искать черты сходства и
различия: «Что на что похоже?», «Времена года», «Найди предмет, не похожий на
другие», «Найди два одинаковых предмета», «Найди сходства и различия» и т.д.
Обобщение мысленное объединение отдельных предметов в какомлибо
малина,
понятии на основании похожих существенных признаков. Например:
клубника, черника ягоды.
Классификация это распределение предметов по группам, где каждая
группа, каждый класс имеет свое постоянное место.
Очень важен выбор
основания классификации. Под основанием классификации понимается признак, с
точки зрения которого данное множество делится на классы.
Классификация может проводиться по существенным признакам (естественная)
и по несущественным признакам (вспомогательная). Игры обучающие ребёнка
классифицировать и обобщать предметы: «Четвёртый лишний», «Что общее?»,
«Разложи картинки по группам», «Назови предметы одним словом» и т.д.
Наиболее часто встречаются следующие отношения между понятиями:
1) Вид род или род вид.
Пример: окунь рыба, рыба окунь.
2) Часть – целое.Пример: плавник окунь.
3) Причина следствие.
Пример: горе слезы, солнце жажда.
4) Последовательность.
Пример: понедельник вторник, зима весна.
5) Функциональные отношения.
Пример: окунь река, песня композитор.
6) Противоположность.
Пример: день ночь, свет тьма.
Особо следует остановиться на понятии «причины» и «следствия».
Причина явление или совокупность явлений, которые непосредственно
обусловливают или порождают другое явление (следствие). Например, хорошая
подготовка и музыкальные способности являются причиной того, что этот
человек станет хорошим музыкантом. Причину нельзя смешивать с условиями.
Ребенку можно создать все условия: купить инструмент, ноты, но если нет
способностей, то ваше желание сделать из ребенка прекрасного музыканта не
осуществится.
Суждение это высказывание, содержащее определенную мысль или форма
мышления, в которой чтолибо утверждается или отрицается о предметах, их
признаках, их отношениях.
помощью
предложения.
В языке суждение выражается
с
Например: Ученик Петров отличник.
Все бабочки имеют крылья.
Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний,
из которых выводится новое знание и мы по определенным правилам вывода
получаем заключение.
Умозаключения могут выводиться из одного суждения. Их роль в процессе
логического мышления очень велика, так как они позволяют исключить
неясности, двусмысленности.
Например: Все бабочки имеют крылья (суждение).
Ни одна бабочка не является бескрылой (умозаключение).
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется,
например, в том, что из общего определения понятия выводится суждение о
принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним
относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе
предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция
это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от
частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из
общего, а дедукция вывод общего суждения из частных.
Очень важно, чтобы уже с дошкольного возраста у ребенка началось
формирование понятийного мышления, и он овладел основными операциями
логического мышления.
Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладетьспособами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование,
сравнение, обобщение, классификация.
Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда
выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления
зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции.
Эмоции, способны не только искажать, но и стимулировать мышление.
Развитие мышления идет в практической деятельности.
Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем
интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Материал подготовил педагог – психолог – Е.М.Бондарь.