В консультации для педагогов - «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА», говорится о том, что за последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.В консультации для педагогов - «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА», говорится о том, что за последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ
ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Подготовил материал педагог – психолог – Е.М.Бондарь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
2ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально
экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни
произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую
тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с
созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и
способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического
воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые
характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть
целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления
личности.
Сегодня всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на
важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный,
и духовно
нравственный идеологический культурно исторический, военноисторический и другие
компоненты.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм»
включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические
свершения народа.
но
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку,
традициям начали
формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического
воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения
феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси Х
XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания,
воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских .
Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с
произведений древнерусской литературы первых работ, где обобщены некоторые идеи
народного воспитания.
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.
Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите
отечества:
С родимой земли умри не сходи.
Русский не с мечом, ни с калачом не шутит.
Один в поле не воин.
Храбрость города берет.
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать
все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по
ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется
ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя,
его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо
окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью
своей малой родины, гражданином России.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем
естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в
процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от
средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.
3Гуманизация дошкольного образования, обращение к личностно ориентированной
педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов
перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям работы.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных
направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность
понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и
методических разработок (характерной особенностью многих исследований является
обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое со
держание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано
воспитателем, какие методы используются, как организована предметноразвивающая
среда в группе.
Понятие патриотизм это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в
себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни,
особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная,
расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной
жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает
творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках
его характера и культуры.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно
любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается
индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не
будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви
к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит
духовное самоопределение.
В новой образовательной программе «Истоки», основанной под руководством
известного психолога академика А.В. Запорожца обозначено социальное развитие ребенка
дошкольника, где акцентируется социальная компетентность ребенка. В качестве основы
социального развития рассматривается общение ребенка со взрослыми (воспитателями и
родителями), сверстниками, где в детских видах деятельности происходит усвоение
ребенком общечеловеческих ценностей,
чувств
гражданственности, любви к своей семье, Родине, местам где родился и вырос. Именно в
дошкольном возрасте формируется самосознание ребенка.
национальных традиций,
Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни.
Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов
дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной
жизни, Российским традициям, праздникам (День города, День защитников Отечества,
Родительский день, День Победы, День Конституции и т.д.). Дети всегда должны быть
участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей
Родине. Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким
людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство
любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей работников
дошкольного учреждения, соседей, знакомых.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру,
представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер
4отношений между людьми.
Важно учитывать особенности ребенка, предусматривать возможность противоречия
между его нравственными представлениями и конкретными поступками. Поэтому особое
внимание следует уделять воспитанию действенной любви к людям, желанию помогать им
(накрыть на стол, вымыть посуду и т.д.) т.е. разнообразную посильную помощь.
Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад,
чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в
коллективе сверстников, делают для ребёнка детский сад вторым домом.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам
хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он
должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только
для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник
проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным
общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем,
ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не
сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой
они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в
нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только
нравственного, но и трудового умственного, эстетического, а также физического
воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их
эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают
яркое, живое слово, музыка изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине,
о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится,
ощущать свою причастность к героическому Искусство помогает воспринимать то, чего
нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также поновому представлять
то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Во время прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту
окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только
познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные. Чем интереснее и
целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее
становится детское творчество.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим
воспитанием.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная,
разнообразная деятельность, так как быть патриотом это не только знать и любить свою
страну, но и активно действовать на её благо.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является
приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим
глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в
потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам.
При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует
учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.
При правильном определении темы, программного содержания и распределения
5заданий между детьми занятие имеет большой воспитательный эффект для каждой
возрастной группы.
Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями
принимают участие в подготовке праздников, развлечений, посвященных природе родной
страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера,
подготовленные старшими. Если к этому празднику организуется выставка, малышам
поручают разложить картинки, поделки из природного материала. Эти небольшие
поручения сделают малыша полноправным участником всех групповых мероприятий.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад
устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу
ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми
педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить
дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоциональнонравственная
насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё
это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на
помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования
детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет
ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном
не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до
того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения
государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только
родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 67 лет дошкольник должен знать, что все
близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым,
что советские люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться
постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от
будущего гражданина доброты, честности, трудолюбия.
Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать,
чем они славятся задача, которая вполне по плечу любой семье.
Семья первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя
равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное
дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение
возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственнобытовому, ручному,
труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.
Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать
чтото для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Постепенно ребёнок понимает, что он частица большого коллектива детского
сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность
поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и
патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия
детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.
Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным
богатством и ценностью нашей жизни является ЧЕЛОВЕК.
Литература:
61. Дошкольное воспитание № 2 , 2006 г. стр. 14 15.
2. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2001 2002 годы. Российская газета. 2001 год.
3. Князева О. Л.. Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
Санкт Петербург, 1999 год.
4. Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной
программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012002 годы», //
Вестник образования. Декабрь № 23, 2001 год.
5. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. М, Просвещение, 1990
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
Анкета для воспитателей.
Ф.И.О. воспитателя ___________________________________________ Группа № ________
Инструкция: Уважаемые педагоги, вам предложено 12 вопросов.
Прочитав каждый вопрос Вам необходимо дать ответ следующим образом.
Если вы согласны с предложенным вам вопросом, т.е. отвечаете «ДА», вам
необходимо обвести номер этого вопроса в кружочек, если не согласны с
предложенным Вам вопросом, т.е. отвечаете «НЕТ», то пропускаете вопрос
неотмеченным.
1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания? ________
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к
детям дошкольного возраста?__________________________________________
3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить
положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
____________________
4. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии
России?
_______________________________________________________________
5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?______________________
6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором живете? _________________
7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до
сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?______
8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с
детьми той возрастной группы, с которой Вы работаете?____________________
79. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?____________
10. Правильно ли организована в групповой комнате предметноразвивающая
среда: подобран демонстративный материал, дидактические игры по
патриотическому
_________________________________________________
воспитанию?
11. Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?
__________________________
12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?
__
______________________________________________________________________
Благодарим ВАС за участие в анкетировании!
Дошкольное воспитание № 2 , 2006 г. стр. 14 15.
8