В консультации для педагогов - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ДОУ, говорится о том, что работа в режиме инновационной деятельности требует от педагогов творчества, активности, постоянной готовности к неожиданностям, умения взаимодействовать с большим кругом людей. Постоянное нахождение в умственном, эмоциональном и физическом напряжении сказывается на самочувствии и общей работоспособности педагогов. Поэтому психологическое сопровождение педагогов просто необходимо в любом учебном заведении и в ДОУ в частностиВ консультации для педагогов - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ДОУ, говорится о том, что работа в режиме инновационной деятельности требует от педагогов творчества, активности, постоянной готовности к неожиданностям, умения взаимодействовать с большим кругом людей. Постоянное нахождение в умственном, эмоциональном и физическом напряжении сказывается на самочувствии и общей работоспособности педагогов. Поэтому психологическое сопровождение педагогов просто необходимо в любом учебном заведении и в ДОУ в частности
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ДОУ
Работа в режиме инновационной деятельности требует от педагогов творчества, активности,
постоянной готовности к неожиданностям, умения взаимодействовать с большим кругом людей.
Постоянное нахождение в умственном, эмоциональном и физическом напряжении сказывается на
самочувствии и общей работоспособности педагогов.
Поэтому психологическое сопровождение педагогов просто необходимо в любом учебном
заведении и в ДОУ в частности.
Основные направления работы педагогапсихолога с педагогами ДОУ:
Любая деятельность педагогапсихолога основывается на психологической диагностике,
которая позволяет выявить круг проблем и определить основные направления работы.
1. Диагностика внутренней мотивации педагогов в ходе реализации инновационной
деятельности.
Мотивационная готовность педагогов представляет собой совокупность внутренних
мотивов, адекватных инновационной деятельности и обеспечивает успешность ее освоения и
осуществления.
Показателями мотивационной готовности к инновационной деятельности являются:
проявление интереса к новшеству и его динамика позитивное отношение к новшеству,
желание им заниматься, переживание позитивных эмоциональных состояний по поводу
инноваций, стремление оценивать свой профессиональный и личностный опыт с позиций
инноваций; позитивное отношение к перспективам инновационной деятельности;
сформированность мотива самосовершенствования – осознание своих возможностей,
необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;
сформированность мотива преодоления затруднений – осознание педагогом
недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; понимание своих проблем,
самостоятельность в их решении и ответственность.
Используемые методики направлены на выявление факторов, стимулирующих и
препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов; на выявление способности
педагогов к саморазвитию; на выявление отношения педагогов к участию в инновационной
деятельности; на изучение особенностей реализации инноваций в образовательном учреждении.
Кроме того, в этом учебном году с педагогами была проведена работа по изучению
творческого мышления и профиля креативности.
Пример: диагностика вербального и образного творческого мышления.
1. «Способы использования газеты»
Варианты считаются оригинальными, если встречаются 1 раз у 20 и более человек.
Оригинальными не могут быть следующие ответы: кораблик, шапка, веер, папьемаше, кулек,
подстилка.
Оригинальные ответы педагогов ДОУ: дом для животных, труба подзорная, свечка.
2. «Рисунки из окружности»Оригинальными не могут быть следующие ответы: голова, туловище, фрукты, овощи, мяч,
воздушный шар.
Оригинальные ответы педагогов ДОУ: нота, калейдоскоп, аквариум, телефон, знак
дорожный, ваза, бубен, сковорода, ватрушка.
Методика «Креативность» позволяет оценить выраженность у каждого педагога
составляющих креативности, определить сильные стороны, на которые можно опираться в
режиме творческой работы.
2. Актуализация внутренних ресурсов педагогов в инновационной деятельности,
развитие личностного и творческого потенциала.
Работа с педагогами ориентирована на использование технологий, способствующих
актуализации внутренних ресурсов педагогов в инновационной деятельности через проявление
ими собственной активности.
Это тренинги и другие активные формы работы, позволяющие педагогу развивать свои
рефлексивные способности, способствующие принятию и реализации им инновационных
изменений.
Формы:
Семинартренинг «Ресурсы профессионального роста педагогов»
Цель – создание условий для развития мотивационной готовности к проведению
инновационных изменений, преодоления сопротивления осуществлению инновационной
деятельности через привлечение личностных ресурсов самих участников.
Темы и задачи:
1. «Общение в педагогическом коллективе» выработка общегруппового представления о
сущности педагогического общения, критериях его эффективности и уровне его реализации;
развитие коммуникативных умений умения слушать, принимать, поддерживать и развивать
точку зрения другого, умения донести свое мнение до другого.
2. «Коммуникативные умения и навыки» расширение возможностей установления
контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания других людей, себя, а
также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания.
3. «Формирование навыков конструктивного общения. Невербальные средства общения»
формирование чувствительности к невербальным средствам общения; формирование понятийных
представлений о невербальных средствах общения.
4. «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» помочь педагогам научиться
непредвзято оценивать конфликтную ситуацию, получить опыт конструктивного разрешения
конфликтов, развивать умения и навыки командного взаимодействия.
5. «Общение между педагогами и детьми» овладение навыками общения с ребенком,
развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств
общения с ребенком.
6. «Тренинг развития креативности» развитие воображения, создание положительного
эмоционального настроя, сплочение коллектива. В ходе работы участники тренинга получают
возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также
барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.Задание:
Занятия проводятся как практикум с использованием различных игр и упражнений,
направленных на овладение педагогами необходимых умений.
Например, игра «Встаньте и поменяйтесь местами те, кто…» требует внимания,
развивает коммуникативные умения, создает положительный эмоциональный настрой.
Кто побывал на субботнике в этом году.
Кто делал дома ремонт.
Кто отдыхал на море.
Кто купил новые сапоги.
Кто посмотрел фильм «Каникулы строгого режима».
Кто успел покататься на коньках этой зимой.
У кого в гардеробе есть маленькое черное платье.
Групповая консультация «Поиск внутренних ресурсов» в рамках семинара
«Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ».
Осознание каждым педагогом собственных энергетических ресурсов и актуальных
потребностей, творческое самовыражение.
Групповая консультация «Роль образовательной среды в становлении креативного
потенциала всех субъектов педагогического процесса» в рамках семинара «Создание
психологопедагогических условий становления креативного потенциала всех субъектов
педагогического процесса».
Основные вопросы:
Представление о понятии «среда»
Структурносодержательная характеристика образовательной среды
Типология образовательной среды
Принципы и методы организации творческой образовательной среды
Групповая консультация «Воображение как основной компонент креативности»
Основные вопросы:
Определение понятия «воображение», его функций и роли в становлении творческой
личности.
Подбор игр и упражнений на развитие воображения детей дошкольного возраста.
Семинарпрактикум «Изготовление дидактических игр на развитие воображения»
Каждый педагог подбирает и представляет другим дидактические игры, направленные на
развитие воображения и творчества.
Например, игра «Назови предмет»
Участникам предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака:
прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь.
1. Теплый, пушистый.
2. Сладкий, мягкий.
3. Зеленый, ароматный.
4. Звонкий, веселый.
5. Черный, мрачный.Участникам предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака:
чистый, прозрачный, голубой — небо, хрусталь.
1. Сладкий, легкий, приятный.
2. Сильный, добрый, умный.
3. Звонкий, радостный, громкий.
4. Светлый, блестящий, ранний.
5. Бодрый, веселый, энергичный.
3. Поддержка оптимального психологического климата в педагогическом коллективе.
Введение и подкрепление служебных, профессиональных традиций и ритуалов.
Коллективные традиции являются исходным базовым элементом социально – психологического
климата.
В коллективе необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие конфликтов на
межличностном уровне, по возможности предотвратить распространение слухов друг о друге, а
так же устранить признаки психологической напряженности посредством техник саморегуляции.
Руководителям для поддержания оптимального социально – психологического климата в
коллективе важное значение имеет объективная информация о составе микрогрупп, об их
сплоченности, межличностных взаимоотношениях внутри них, взаимоотношениях между их
лидерами.
4. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов.
Укрепление психологического здоровья на рабочем месте.
Диагностика уровня «эмоционального выгорания» педагогов (В.В. Бойко).
Работа в «оздоровительных группах». Занятия в группах по повышению физической
активности предполагает обучение йоге, а также комплексу упражнений для позвоночника и
суставов, массажу биологически активных точек (БАТ) и другим техникам, которые без труда
можно проделать на рабочем месте.
Практические занятия в группах
«Педагог – менеджер своего стресса» по профилактике
социальных стрессовых состояний. Обучение участников способам снятия психоэмоционального
напряжения, способам саморегуляции, технике релаксации; создание на рабочем месте
психологического климата, который исключал бы возникновение стрессовых ситуаций;
проведение индивидуального консультирования по отдельным проблемам психологического
свойства, возникающим на рабочем месте.
Темы и задачи:
1. «Стресс в жизни педагога» знакомство с понятиями «стресс», «профессиональное
выгорание», оценка степени собственного эмоционального выгорания, знакомство с естественными
механизмами регуляции стресса и основными приемами саморегуляции.
2. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Естественные способы регуляции
организма» профилактика эмоционального выгорания педагогов, освоение естественных способов
регуляции организма.Например:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
наблюдение за пейзажем за окном;
рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для
человека вещей;
мысленное обращение к высшим силам (богу, вселенной, великой идее);
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов, прослушивание музыки;
высказывание похвалы, комплиментов комулибо просто так.
3. «Банк способов саморегуляции» (2 занятия) профилактика эмоционального выгорания
педагогов, овладение доступными способами регуляции собственного психического состояния –
управление дыханием, использование образов, воздействие слова, управление тонусом мышц и
движением,
остановка бега мыслей, методы переключения внимания, использование игр,
направленных на снятие психоэмоционального напряжения.
4. «Позитивное самовосприятие» развитие позитивного самовосприятия, осознание
особенностей самовосприятия и восприятия себя другими, развитие чувства собственной
значимости
5. «Поиск внутренних ресурсов. Познание самого себя» профилактика эмоционального
выгорания педагогов, повышение самооценки, создание положительного эмоционального
настроя, снятие напряжения и чувства тревоги.
Пример одного из естественных способов саморегуляции – просмотр картин «художника
света» Томаса Кинкаде.
Работа в «творческих мастерских» с целью профилактики «эмоционального выгорания» и
развития креативности.
5. Психокоррекция, гармонизация личности педагогов, помощь в поиске решения
личностных проблем
Работа с психотерапевтическими и медитативными сказками в группах
Многие психологические, культурологические, педагогические проблемы прорабатываются
благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.
Ведущими идеями занятий с элементами сказкотерапии являются:
осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
понимание причинноследственных связей событий и поступков;
познание разных стилей мироощущения;
осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
внутреннее ощущение силы и гармонии.Используются психотерапевтические сказки сказки, врачующие Душу... Сказки,
раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть
происходящее с другой стороны, со стороны жизни Души. Они не всегда однозначны, не всегда
имеют “традиционно” счастливый конец,
но всегда глубоки и проникновенны.
Психотерапевтические сказки нередко оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь,
стимулирует процесс личностного роста.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия
психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития
личностного ресурса.
Индивидуальная работа в сенсорной комнате
Назначение:
Снижение нервнопсихического и эмоционального напряжения педагогов;
Релаксация;
Активизация положительных эмоций;
Коррекция и развитие эмоциональноличностной сферы.
Например, игры с песком. Песок и вода, как естественные природные материалы, обладают
уникальными свойствами и способностью вызывать образы определенного характера, которыми
не обладают другие материалы. Человек, руки которого прикасаются к песку, инстинктивно
пытается придать определенную форму своим чувствам и мыслям… Так игры с песком
становияся уникальным способом общения с миром и самим собой; способом снятия внутреннего
напряжения, воплощения его на бессознательносимволическом уровне, что повышает
уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность
прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность,
собрать свой уникальный образ, картину мира.
Фигурки, использованные в песочнице, могут символизировать реальных людей и явления
той среды, в которую включен человек. В песочной среде могут драматизироваться реальные
жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности.
Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет человеку изменить
отношение к ним и найти правильные для себя решения, выстроить новые
взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.
Материал подобран педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь