Консультация для педагогов - Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ, говорится о том, что дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.Консультация для педагогов - Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ, говорится о том, что дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.
Консультация для педагогов.
Психологопедагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках
реализации ФГТ
Дошкольное образование является самой первой общественногосударственной формой, в
которой осуществляется профессиональнопедагогическая работа с подрастающим поколением.
Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в
первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся
быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и
эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для
успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.
Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон
РФ «Об образовании» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и
введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в
сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном
обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением
Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования,
требуют выстраивания системы психологопедагогического
сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование
рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а
процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на
него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с
дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.
Исследуя
профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.Н. Тулькибаева, А.И.
Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые
личностные свойства и ценностные ориентации.
Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально
педагогической деятельности, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, О.М. Краснорядцева и др.
определяют профессионалапедагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции
развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека
в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и
воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и
способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.
Контингент педагогов нашего детского сада представляет собой «яркое разноцветье» уровней
образования, стажа, категорий. Так, с высшим образованием работают 14 педагогов (1 из педагогов
с непедагогическим образованием), со среднем педагогическим образованием – 17. Высшая
категория у 4 педагогов, первая категория – у 14 , 4 педагога не имеют пока категории. Половина
педагогов работает более 20 лет, четвёртая часть менее 3 лет, только начинают свой путь в
педагогике, не имея опыта. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в
развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными
норм поведения, искоренить в себе консерватизм.
Реализация ФГТ – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки
педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего
приходится тем педагогам, которые привыкли считать занятие – основной формой работы с
детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.Отправной точкой в выборе стратегии психологопедагогического сопровождения реализации
ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования
педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.
Всё это позволило сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы,
выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГТ.
1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают
пассивную позицию.
2. Недостаточна профессиональная компетентность педагогов в вопросах ФГТ; имеющаяся
методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с
детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.
3. Уровень мотивационной готовности большей части педагогов (67%) к инновационным
изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным,
возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и
воспитания.
4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях.
5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить
перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Это касается, например, тех
педагогов, которые привыкли считать, что изодеятельность – это формирование умений и навыков.
Им будет непросто перестроиться на образовательную область «Художественное творчество»,
задачи которой, прежде всего, направлены на развитие творчества детей.
6. В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же
является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть
использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один
ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть
система обучения, и слово «занятие» в программе, как считают наши педагоги, должно
присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока. Далее игра – ведущая деятельность,
направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя
подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида
деятельности.
7. Проблемы возникают при реализации образовательных областей «Социализация» и
«Коммуникация» и области «Труд». При реализации образовательной области «Безопасность»
возникают непонимания с формированием гендерной принадлежности, которую часто сводят к
полоролевому воспитанию.
8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время чтото
придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не
проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому
способностей.
9. Опрос в форме анкетирования показал, что только 37% педагогов получают личное
удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения
в жизни детского сада.
Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на
них, можно сформировать такую систему психологопедагогического сопровождения деятельности
педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной),
следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает
непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, снижающую
эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с
воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают
высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.
Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов выражались следующим образом:– пассивные формы проявления;
– активные формы проявления;
– негативное отношение, стремление защититься от нововведений.
Поэтому ещё раз повторюсь, что просто необходимо повышение эффективности психолого
педагогического сопровождения участников образовательного процесса,ихпрофессиональной
компетентности в условиях внедрения и реализации ФГТ.
Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие
«сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что
запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного
пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми
социокультурными условиями России. Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре
русского языка мы читаем: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кемлибо в качестве
спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с
ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Целью психологического сопровождения для меня является создание социально
психологических условий для развития личности педагогов.
В ходе психологического сопровождения наметила решение следующих задач:
– формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;
– систематически отслеживать психологопедагогический статус педагога;
– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний,
их трансформация в положительные;
– создать специальные социальнопсихологические условия для оказания помощи педагогам,
имеющим проблемы;
– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.
Психологопедагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения
ФГТ организуется в несколько этапов:
–на подготовительном этапе основными задачами являются: изучение инновационного
потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий
образовательной среды;
– практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности,
саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима
помощь;
– на обобщающем этапе основная работа будет заключаться в оценке качества образовательного
процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы, по
которым наработан интересный опыт, и им можно поделиться с коллегами.
С опорой на результаты мониторинга мы выделили несколько направлений психолого
педагогического сопровождения:
1. Информационноаналитическое сопровождение через повышение профессиональной
компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации планирования и деятельности в
соответствии с ФГТ, знакомство со спецификой реализации ФГТ в ДОУ.
2. Актуализацию интереса к ФГТ и мотивационную готовность воспитателей ДОУ. Мотивация
является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности, она
позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели.
3. Направление педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения новых
специализаций, более высоких квалификационных категорий.
4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе
видеоконференций, сеть районных и городских методических мероприятий.5. Психологопедагогическая поддержка педагогов ДОУ по вопросам планирования и
организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ.
6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.
Тема реализации ФГТ в образовательном процессе для нас новая, но, тем не менее, есть
определенные наработки преподавателей, методистов города и наших педагогов, которые успешно
представляются через мастерклассы, нестандартных форм работы. На прошедших у нас семинарах
с использованием мультимедийных технологий изучали:
– нормативноправовую базу обновления содержания дошкольного образования, ознакомились и
изучили приказ № 655, СанПины;
– провели анализ содержания, разделов программы «Детство» на соотнесение его с
образовательными областями, выделенными в приказе № 655;
– проанализировали программнометодическое обеспечение и использование парциальных
программ;
– провели анализ развивающей среды в ДОУ;
– изучали способы организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов.
В этом году запланировали на районном уровне показать семинар «Музыка как средство
интеграции образовательных областей».
Имеющийся опыт сопровождения деятельности педагогов даёт возможность наметить новые
перспективы дальнейшей работы по оказанию помощи педагогам в прогнозировании изменений и
тех проблем, с которыми они могут столкнуться в будущем:
– обеспечение мониторингового характера контроля, развития участников педагогического
процесса;
– оказание помощи педагогам в повышении квалификации; осуществлении инновационной
деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций – обязательное условие развития
дошкольного образовательного учреждения;
– сохранение высокого уровня работы учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия
у родителей в сегодняшних финансовоэкономических условиях.
Таким образом, психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса в
ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, а это в свою
очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до
уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь