Консультация для педагогов - Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 25.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для педагогов - Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ, говорится о том, что дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.Консультация для педагогов - Психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках реализации ФГТ, говорится о том, что дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка.
Иконка файла материала психолого-пед сопровожд пед по фгт.doc
Консультация для педагогов. Психолого­педагогическое сопровождение педагогов ДОУ в рамках  реализации ФГТ Дошкольное   образование   является   самой   первой   общественно­государственной   формой,   в которой   осуществляется   профессионально­педагогическая   работа   с   подрастающим   поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми   изменениями   в   когнитивных   способностях,   физическом,   языковом,   социальном   и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобразования России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении   в   действие   федеральных   государственных   требований   к   структуре   основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся   представление   работников   системы   дошкольного   образования   о   программном обеспечении деятельности ДОУ. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного   образования,   требуют   выстраивания   системы   психолого­педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений. В   отличие   от   образования   на   других   возрастных   этапах   развития,   дошкольное   образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него   ложится   ответственность   за   качество   взаимодействия   с   детьми.   Следовательно,   рядом   с дошкольниками   должны   находиться   высокопрофессиональные   педагоги.   Исследуя профессиональную   компетентность   педагога,   Э.Ф.   Зеер,   Е.А.   Климов,   Н.Н.   Тулькибаева,   А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя   понимание   сущности   профессионализма   применительно   к   профессионально­ педагогической   деятельности,   А.К.   Маркова,   Л.Г.   Семушина,   О.М.   Краснорядцева   и   др. определяют   профессионала­педагога   как   человека,   хорошо   понимающего   общие   тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. Контингент педагогов нашего детского сада представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. Так, с высшим образованием работают 14 педагогов (1 из педагогов с   непедагогическим   образованием),   со   среднем   педагогическим   образованием   –   17.   Высшая категория у 4 педагогов, первая категория – у 14 , 4 педагога не имеют пока категории. Половина педагогов   работает   более   20   лет,   четвёртая   часть   менее   3   лет,   только   начинают   свой   путь   в педагогике, не имея опыта. И важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм. Реализация   ФГТ   –   непростой   процесс,   требующий   максимального   внимания   и   поддержки педагогов со стороны психологических  и методических  служб. Как выяснилось,  сложнее  всего приходится   тем   педагогам,   которые   привыкли   считать   занятие   –   основной   формой   работы   с детьми. В ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра.Отправной точкой в выборе стратегии психолого­педагогического сопровождения реализации ФГТ,   несомненно,   стал   мониторинг   и   анализ   образовательной   ситуации   в   ДОУ,   анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений. Всё это позволило сопоставить истинные и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГТ. 1. Часть   педагогов   ДОУ   не   готовы   к   изменениям,   проявляют   «протест»   или   занимают пассивную позицию. 2. Недостаточна   профессиональная   компетентность   педагогов   в   вопросах   ФГТ;   имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям. 3. Уровень   мотивационной   готовности   большей   части   педагогов   (67%)   к   инновационным изменениям   не   обеспечивает   системное   использование   ими   соответствующих   индивидуальным, возрастным,   психофизиологическим   особенностям   развития   воспитанников   методов   обучения  и воспитания. 4. Нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях. 5. Испытывают трудности в проектировании образовательного процесса, сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области». Это касается, например, тех педагогов, которые привыкли считать, что изо­деятельность – это формирование умений и навыков. Им   будет   непросто   перестроиться   на   образовательную   область   «Художественное   творчество», задачи которой, прежде всего, направлены на развитие творчества детей. 6. В   требованиях   говорится   об   обучении,   но   основным   организующим   моментом   все   же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы   разные   виды   продуктивной   деятельности.   Как   же   они   будут   реализованы?   Один ребенок сядет рисовать, другой – бегать, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система   обучения,   и   слово   «занятие»   в   программе,   как   считают   наши   педагоги,   должно присутствовать, но нужно отличать его от школьного урока. Далее игра – ведущая деятельность, направленная   на   социализацию,   формирование   психических   качеств   ребенка.   Но   игру   нельзя подчинять   решению   дидактических   задач.   Обучение   и   самодеятельная   игра   –   два   разных   вида деятельности. 7. Проблемы   возникают   при   реализации   образовательных   областей   «Социализация»   и «Коммуникация»   и   области   «Труд».   При   реализации   образовательной   области   «Безопасность» возникают  непонимания  с  формированием   гендерной  принадлежности,  которую  часто  сводят  к поло­ролевому воспитанию. 8. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что­то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. 9. Опрос   в   форме   анкетирования   показал,   что   только   37%   педагогов   получают   личное удовлетворение от введения новшеств в педагогический процесс и отмечают позитивные изменения в жизни детского сада. Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого­педагогического сопровождения деятельности педагогов   ДОУ,   в   которой   педагогическая   поддержка   будет   адресной   (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное   влияние   на   всю   атмосферу   дошкольного   учреждения,   снижающую эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками,   родителями,   коллегами,   разрушают   психическое   здоровье,   обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность. Формы проявления недовольства и непонимания у педагогов выражались следующим образом:– пассивные формы проявления; – активные формы проявления; – негативное отношение, стремление защититься от нововведений. Поэтому ещё раз повторюсь, что просто необходимо повышение эффективности психолого­ педагогического   сопровождения   участников   образовательного   процесса,ихпрофессиональной компетентности в условиях внедрения и реализации ФГТ. Важная задача – умение настроить на внедрение ФГТ весь педагогический коллектив. Понятие «сопровождение»   означает   «следовать  рядом»,  делая   возможным,  реально  выполнимым   то,  что запланировано.   А   это   в   свою   очередь   преобразование   сложившегося   образовательного пространства, приведение  его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными  новыми социокультурными   условиями   России.   Прежде   всего,   что   значит   «сопровождать»?   В   словаре русского   языка   мы   читаем:   сопровождать   –   значит   идти,   ехать   вместе   с   кем­либо   в   качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Целью   психологического   сопровождения  для   меня   является   создание   социально­ психологических условий для развития личности педагогов. В ходе психологического сопровождения наметила решение следующих задач: – формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию; – систематически отслеживать психолого­педагогический статус педагога; – снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные; – создать специальные  социально­психологические  условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы; – помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста. Психолого­педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГТ организуется в несколько этапов: –на   подготовительном   этапе   основными   задачами   являются:   изучение   инновационного потенциала   личности   педагога,   выявление   способности   педагога   к   развитию,   анализ   условий образовательной среды; – практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития   педагогов   в   направлениях,   по   которым   существуют   затруднения   и   необходима помощь; – на обобщающем этапе основная работа будет заключаться в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы, по которым наработан интересный опыт, и им можно поделиться с коллегами. С опорой на результаты мониторинга мы выделили несколько направлений психолого­ педагогического сопровождения: 1. Информационно­аналитическое   сопровождение   через   повышение   профессиональной компетентности   педагогов   ДОУ   в   вопросах   организации   планирования   и   деятельности   в соответствии с ФГТ, знакомство со спецификой реализации ФГТ в ДОУ. 2. Актуализацию интереса к ФГТ и мотивационную готовность воспитателей ДОУ. Мотивация является  системообразующим  компонентом  в  осуществлении  педагогической   деятельности,   она позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели. 3. Направление   педагогов   ДОУ   на   повышение   квалификации   для   получения   новых специализаций, более высоких квалификационных категорий. 4. Организация   профессионального   общения   педагогов   через   интернет,   участие   в   работе видеоконференций, сеть районных и городских методических мероприятий.5. Психолого­педагогическая   поддержка   педагогов   ДОУ   по   вопросам   планирования   и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ. 6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников. Тема   реализации   ФГТ   в   образовательном   процессе   для   нас   новая,   но,   тем   не   менее,   есть определенные наработки преподавателей, методистов города и наших педагогов, которые успешно представляются через мастер­классы, нестандартных форм работы. На прошедших у нас семинарах с использованием мультимедийных технологий изучали: – нормативно­правовую базу обновления содержания дошкольного образования, ознакомились и изучили приказ № 655, СанПины; – провели   анализ   содержания,   разделов   программы   «Детство»   на   соотнесение   его   с образовательными областями, выделенными в приказе № 655; – проанализировали   программно­методическое   обеспечение   и   использование   парциальных программ; – провели анализ развивающей среды в ДОУ; – изучали способы организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В   этом   году   запланировали   на   районном   уровне   показать   семинар   «Музыка   как   средство интеграции образовательных областей». Имеющийся опыт сопровождения деятельности педагогов даёт возможность наметить новые перспективы дальнейшей работы по оказанию помощи педагогам в прогнозировании изменений и тех проблем, с которыми они могут столкнуться в будущем: – обеспечение   мониторингового   характера   контроля,   развития   участников   педагогического процесса; – оказание   помощи   педагогам   в   повышении   квалификации;   осуществлении   инновационной деятельности,   т.   к.   в   настоящее   время   внедрение   инноваций   –   обязательное   условие   развития дошкольного образовательного учреждения; – сохранение высокого уровня работы учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово­экономических условиях. Таким  образом,   психолого­педагогическое   сопровождение   образовательного   процесса   в ДОУ  гарантирует  формирование  профессионального   мастерства   педагогов,  а  это  в  свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь