В консультации для педагогов - Работа с неблагополучными семьями, говорится о том, что в последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении. Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны.В консультации для педагогов - Работа с неблагополучными семьями, говорится о том, что в последние годы в стране отмечается рост неблагополучных семей, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении. Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны.
Консультация для педагогов
Работа с неблагополучными
семьями.
В последние годы в стране
отмечается рост неблагополучных
семей, в которых дети оказываются
брошенными на произвол судьбы.
Профилактическая работа с семьей
–
составляющая
деятельности
в
общеобразовательном учреждении.
важная
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не
всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны.
Такую помощь может оказать социальный педагог.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными
подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и
других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней.
Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять
поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального
педагога с семьями "группы риска".
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это
семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители алкоголики или
наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и
безработицу родителей.
В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической,
социальной жизни.
Сегодня можно предвидеть, что эти изменения приведут к появлению новых
социальных проблем, которые в первую очередь скажутся на воспитании, развитии,
социальном формировании детей, подростков.
Реальная жизнь, анализ статистических данных, демографических прогнозов
позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства:
неблагоприятные тенденции в демографических процессах, увеличение детской
смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской
безнадзорности, преступности и социального сиротства, детский алкоголизм и
наркомания, жестокое обращение с детьми.
За последнее десятилетие в три раза выросло число детей, бежавших от
родителей, из учебновоспитательных учреждений, пропавших без вести, многие из них
стали жертвами преступлений.
По данным прокурорского надзора основной причиной усиления этой опасной
тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания,
жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцировавшее несовершеннолетних
на бегство и, нередко, толкавшее к суициду.Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего, на
детях, как наименее защищенной части население. Их проблемам и переживаниям
стали уделять меньше внимания в семье.
Надо признать, что в современной России существует социальное дно. При этом
не все определяется материальным благополучием. Большую роль здесь играет потеря
ценностных ориентаций. На социальное дно попадают целые слои населения: инвалиды,
материодиночки, беженцы, безработные, многодетные.
Семья в целом в настоящее время испытывает кризис, а ведь ценностные нормы и
правила, любовь, забота, сочувствие, ответственность взращиваются именно в семье.
Работа с проблемной семьей одно из приоритетных направлений в деятельности
социального педагога.
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и
счастья.
Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и
способствовать развитию.
Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых,
индивидуальных особенностей.
Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и
высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы
семейного воспитания.
Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны
быть построены на игре.
Оптимизм и мажор основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Литература:
1. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие Уфа;
2005 1011с; 2540с.2. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников – 2000
№10 – с.18.
3. Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе.
– Волгоград; 2005. 621с;
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Бондарь Е.М.