Консультация для педагогов - «Социально - эмоциональное развитие дошкольников».

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «Социально - эмоциональное развитие дошкольников», говорится о том, что эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособится к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка – это своеобразное « послание» окружающим взрослым о его состоянии.Дошкольники 3 -5 лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние, эмоциональное состояние своих сверстников и выражать своё отношение к ним. Ребёнок – дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции (играют) участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Если ребёнок неадекватно воспринимает эмоции у него будут коммуникативные трудности.
Иконка файла материала социально-эмоциональное развитие дошкольников.doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я                 ДЛЯ   ПЕДАГОГОВ           « Социально ­ эмоциональное развитие                                   дошкольников».     Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.БондарьВолгодонск 2« Социально ­ эмоциональное развитие  дошкольников». Эмоции   играют   важную   роль   в   жизни   детей.   Они   помогают   ребёнку приспособится   к   той   или   иной  ситуации.  Эмоции  ребёнка  –  это  своеобразное  « послание» окружающим взрослым о его состоянии. Дошкольники 3 ­5 лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние, эмоциональное состояние своих сверстников и выражать своё отношение к ним. Ребёнок – дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или   испуган.   Благодаря   этому   эмоции   (играют)   участвуют   в   формировании социальных   взаимодействий   и   привязанностей.   Если   ребёнок   неадекватно воспринимает эмоции у него будут коммуникативные трудности. Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает   испытывать  (трудности)   неприязнь   ко   всем   женщинам   потому,  что   его воспитывала   жестокая,   нечувствительная   к   его   переживаниям   мать.   Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов: « Что такое хорошо? И что такое плохо?». Если с точки зрения норм данного общества ребёнок поступает плохо, то ему становится стыдно и он испытывает эмоциональный дискомфорт. Психологи определили, что люди во всём мире различают 6 эмоций: радость, гнев,   удивление,   отвращение   и   страх.  Некоторые  добавляют  ещё:  интерес, презрение, стыд и вину. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны, эмоции у ребёнка выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми, детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят   с   ним   дружить   –   он   испытывает   эмоциональное   благополучие,   чувство уверенности, защищенности. Эмоции   выполняют   оценочную   роль,   побуждая   ребёнка   к   деятельности. ребёнок   старшего   дошкольного   возраста,   ощущая   потребность   в   положительной оценки   окружающих   его   взрослых   и   сверстников,   стремится   к   общению   с   ним, раскрытию   своих   способностей   и,   получая   признание   окружающих,   радуется, гордится. Если же со стороны близких людей ребёнок не находит отклика, то он становится раздражительным, печальным, назойливым, с частыми вспышками гнева и страха. Это говорит, что его потребность неудовлетворенна. Здесь уже можно говорить   об   эмоциональном   неблагополучии   ребёнка.   эмоциональное неблагополучие   может   возникать   в   различных   ситуациях,   например,   при переживании   неуспеха   в   каком­то   виде   деятельности.   Например,   острые   и устойчивые отрицательные эмоции, ребёнок испытывает при негативном отношении к   нему   окружающих   людей,   особенно   воспитателя   и   сверстников   (пример   с занятием со стеклом). Неудовлетворенность ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи,отношения   к   другим   людям. мимике, позе, движениях. Также возможны   и иные проявления в виде действий (драки),   Эмоциональное   неблагополучие, проявляющееся   вначале   в   виде   обиды   –   в   дальнейшем   может   привести   к замкнутости   и   чрезмерной   застенчивости,   а   раздражительность   и   гнев   могут перерасти в агрессию. Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.   «заразиться    Положение ребёнка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно   влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.   От   этого   зависит,   насколько   ребёнок   чувствует   себя   спокойным, удовлетворённым,   находится   в   состоянии   эмоционального   комфорта.   Детские психологи   выделяют   следующие   типы   детей   в   зависимости   от   их   положения   в группе сверстников: предпочитаемые дети, которые находятся в атмосфере любви и поклонения.   Однако   дети   с   очень   высокой   популярностью   могут   стать   излишне самоуверенными,   «Пренебрегаемые», «изолированные»   дети   часто   ощущают   по   отношению   к   себе   равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игры на роли, которые не захотели играть другие дети. Эти дети обидчивы, часто восстав против навязанных условий жизни, становятся агрессивными. «Пренебрегаемыми», «изолированными» дети   становятся  по   разным   причинам.  Одни   редко  ходят   в  детский  сад,  другие только недавно посещают группу, третьи имеют физические недостатки (полноту, неуклюжесть). В тоже время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они   не   всегда   и   не   во   всём   совпадают   с   мнением   взрослых.   Таким   образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников. звёздной   болезнью». Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить   к   различным   типам   поведения:   первый   тип   –   это   неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми   незначительными.   Их   эмоциональная   несдержанность   и   импульсивность приводит   к   разрушению   игры,   к   дракам,   к   конфликтам.   Второй   тип   поведения характеризуется   устойчивым   негативным   отношением   к   общению.   Однако,   эти проявления ситуативным представления о других детях остаются положительными и   не   препятствуют   общению.   Как   правило,   обида,   недовольство   надолго задерживаются в памяти детей. Эти дети стараются избегать общения и как будто равнодушны к окружающим. Эмоциональное неблагополучие таких детей связано с удовлетворённостью   отношения   к   ним   воспитателя,   недовольство   детьми, нежелание посещать д/с. Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у детей многочисленных страхов. Чем   сильнее   эмоциональное   неблагополучие   ребёнка,   тем   вероятнее возможность   возникновения   ситуации,   вызывающих   трудности   взаимодействия ребёнка с внешним миром. Ребёнок становится малоактивен, тревожен, испытывает 4разнообразные   стойкие   страхи;   у   него   неадекватная   самооценка.   Другие   дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение. Детство   –   это   период   жизни   человека   от   новорождённости   до   достижения социальной   и   психологической   зрелости,   во   время   которого   происходит   его развитие, становление как полноценного члена общества. Социальное развитие – это процесс,   во   время   которого   ребёнок   усваивает   ценности,   традиции,   культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Что влияет на социальное развитие дошкольника? Как правило, этот процесс осуществляется   в   семье,   которая   является   основным   проводником   знаний, ценностей, отношений. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие  в семье, являются   атмосфера  семьи,  наличие  эмоционального  контакта ребёнка с родителями, структура семьи, стиль воспитания. Усвоение   социального   опыта   происходит   через   взаимодействие   «ребёнок   – взрослый»,   в   котором   каждый   оказывает   влияние   и   модифицирует   поведение другого.   Ребёнок   постоянно   наблюдает,   имитирует   и   моделирует   отношения, поведение   и   деятельность   окружающих   его   взрослых.   Такое   моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребёнка, чем словесные инструкции и поручения. В дошкольном возрасте эта деятельность происходит в виде сюжетно­ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берёт на себя ребёнок, происходит освоение отношений между людьми.  Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребёнка. На   какие   же   показатели   необходимо   ориентироваться   воспитателям,   чтобы правильно   оценить   социальное   развитие   ребёнка   –   дошкольника?   Для   разных возрастных групп эти показатели будут отличаться. В   3­4   года   дошкольники   охотно   взаимодействуют   со   взрослыми,   успешно действуют   под   его   руководством   или   сообща   с   ним.   Могут   выразить   просьбу словами. Обращаясь к другому человеку, называют его по имени или по имени – отчеству. Могут занимать себя сами. Констатируя со сверстниками хорошо себя чувствуют как в большой, так и в малой группе детей. Могут слушать партнёра, наблюдать за его действиями и выказывать ему знаки доброжелательного внимания, разговаривать   друг   с   другом   в   приветливой   форме.   Соблюдать   элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. У детей начинают формироваться понятия о добре и зле, о том, «что такое хорошо и что такое плохо?». Формируется представления о семье, её структуре, распорядке значимых для семьи событий. У   более   старших   детей   (4­7   лет)   закрепляется   умение   вести   себя   в соответствии   с   правилами   поведения,   не   вмешиваться   в   разговор   старших,   не перебивать   говорящего,   вежливо   отвечать   на   просьбу,   вопрос.   Они   охотно выполняют   просьбу   и   поручение   взрослых.   В   общественных   местах   ведут   себя сдержанно,   не   привлекая   внимания.   Старшие     дошкольники   могут   действовать самостоятельно,   выбирать   себе   занятия   сами   или   под   руководством   взрослого. 5Налаживается     общение   с   незнакомыми   ровесниками,   младшими   и   старшими детьми. дошкольники могут участвовать в делах, инициированных другими детьми, позаботиться   о   себе   и   своём   имуществе,   реализовать   чужие   идеи   и   следовать примеру. Дети начинают сочувствовать  и помогать друг другу., могут выражать чувства   словами.   Дошкольники   выполняют   правила   поведения   в   группе   при отсутствии взрослых (ближе к 7 годам). Старшие дошкольники знают структуру своей семьи, домашний распорядок, свои праздники. Знают также структуру других семей.   Имеют   представление   о   жизни   и   обществе   за   пределами   своей   семьи   и детского сада. Имеют обширный словарный запас и говорят правильно.                  6