В консультации для педагогов - «Социально - эмоциональное развитие дошкольников», говорится о том, что эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособится к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка – это своеобразное « послание» окружающим взрослым о его состоянии.Дошкольники 3 -5 лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние, эмоциональное состояние своих сверстников и выражать своё отношение к ним. Ребёнок – дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому эмоции (играют) участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Если ребёнок неадекватно воспринимает эмоции у него будут коммуникативные трудности.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« Социально эмоциональное развитие
дошкольников».
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.БондарьВолгодонск
2« Социально эмоциональное развитие дошкольников».
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку
приспособится к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка – это своеобразное «
послание» окружающим взрослым о его состоянии.
Дошкольники 3 5 лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее
состояние, эмоциональное состояние своих сверстников и выражать своё отношение
к ним. Ребёнок – дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен
или испуган. Благодаря этому эмоции (играют) участвуют в формировании
социальных взаимодействий и привязанностей. Если ребёнок неадекватно
воспринимает эмоции у него будут коммуникативные трудности.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик
начинает испытывать (трудности) неприязнь ко всем женщинам потому, что его
воспитывала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции
способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с
известных большинству родителей и воспитателей вопросов: « Что такое хорошо? И
что такое плохо?». Если с точки зрения норм данного общества ребёнок поступает
плохо, то ему становится стыдно и он испытывает эмоциональный дискомфорт.
Психологи определили, что люди во всём мире различают 6 эмоций: радость,
гнев, удивление, отвращение и страх. Некоторые добавляют ещё: интерес,
презрение, стыд и вину.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны, эмоции у
ребёнка выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми.
Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношения
с другими людьми, детьми.
Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники
хотят с ним дружить – он испытывает эмоциональное благополучие, чувство
уверенности, защищенности.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждая ребёнка к деятельности.
ребёнок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной
оценки окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ним,
раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется,
гордится. Если же со стороны близких людей ребёнок не находит отклика, то он
становится раздражительным, печальным, назойливым, с частыми вспышками гнева
и страха. Это говорит, что его потребность неудовлетворенна. Здесь уже можно
говорить об эмоциональном неблагополучии ребёнка.
эмоциональное
неблагополучие может возникать в различных ситуациях, например, при
переживании неуспеха в какомто виде деятельности. Например, острые и
устойчивые отрицательные эмоции, ребёнок испытывает при негативном отношении
к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников (пример с
занятием со стеклом).
Неудовлетворенность ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается
в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или
страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи,отношения к другим людям.
мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления в виде действий
(драки),
Эмоциональное неблагополучие,
проявляющееся вначале в виде обиды – в дальнейшем может привести к
замкнутости и чрезмерной застенчивости, а раздражительность и гнев могут
перерасти в агрессию.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет
интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной
форме.
«заразиться
Положение ребёнка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками
существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в
целом. От этого зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным,
удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. Детские
психологи выделяют следующие типы детей в зависимости от их положения в
группе сверстников: предпочитаемые дети, которые находятся в атмосфере любви и
поклонения. Однако дети с очень высокой популярностью могут стать излишне
самоуверенными,
«Пренебрегаемые»,
«изолированные» дети часто ощущают по отношению к себе равнодушие
сверстников или их снисходительность. Их принимают в игры на роли, которые не
захотели играть другие дети. Эти дети обидчивы, часто восстав против навязанных
условий жизни, становятся агрессивными. «Пренебрегаемыми», «изолированными»
дети становятся по разным причинам. Одни редко ходят в детский сад, другие
только недавно посещают группу, третьи имеют физические недостатки (полноту,
неуклюжесть). В тоже время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и
они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом,
эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают
взрослые, но и от мнения сверстников.
звёздной болезнью».
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может
приводить к различным типам поведения: первый тип – это неуравновешенное,
импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. негативные
эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и
самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность
приводит к разрушению игры, к дракам, к конфликтам. Второй тип поведения
характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Однако, эти
проявления ситуативным представления о других детях остаются положительными
и не препятствуют общению. Как правило, обида, недовольство надолго
задерживаются в памяти детей. Эти дети стараются избегать общения и как будто
равнодушны к окружающим. Эмоциональное неблагополучие таких детей связано с
удовлетворённостью отношения к ним воспитателя, недовольство детьми,
нежелание посещать д/с. Основной чертой поведения детей третьего типа является
наличие у детей многочисленных страхов.
Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем вероятнее
возможность возникновения ситуации, вызывающих трудности взаимодействия
ребёнка с внешним миром. Ребёнок становится малоактивен, тревожен, испытывает
4разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети,
наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение.
Детство – это период жизни человека от новорождённости до достижения
социальной и психологической зрелости, во время которого происходит его
развитие, становление как полноценного члена общества. Социальное развитие – это
процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру
общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми
и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы,
правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Что влияет на социальное развитие дошкольника? Как правило, этот процесс
осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний,
ценностей, отношений. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное
развитие в семье, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта
ребёнка с родителями, структура семьи, стиль воспитания.
Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие «ребёнок –
взрослый», в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение
другого. Ребёнок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения,
поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование
оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребёнка, чем словесные
инструкции и поручения. В дошкольном возрасте эта деятельность происходит в
виде сюжетноролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берёт на себя
ребёнок, происходит освоение отношений между людьми.
Развитие общения, установление отношений, формирование дружеских связей
со сверстниками – одна из основных составляющих социального развития ребёнка.
На какие же показатели необходимо ориентироваться воспитателям, чтобы
правильно оценить социальное развитие ребёнка – дошкольника? Для разных
возрастных групп эти показатели будут отличаться.
В 34 года дошкольники охотно взаимодействуют со взрослыми, успешно
действуют под его руководством или сообща с ним. Могут выразить просьбу
словами. Обращаясь к другому человеку, называют его по имени или по имени –
отчеству. Могут занимать себя сами. Констатируя со сверстниками хорошо себя
чувствуют как в большой, так и в малой группе детей. Могут слушать партнёра,
наблюдать за его действиями и выказывать ему знаки доброжелательного внимания,
разговаривать друг с другом в приветливой форме. Соблюдать элементарные
правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. У
детей начинают формироваться понятия о добре и зле, о том, «что такое хорошо и
что такое плохо?». Формируется представления о семье, её структуре, распорядке
значимых для семьи событий.
У более старших детей (47 лет) закрепляется умение вести себя в
соответствии с правилами поведения, не вмешиваться в разговор старших, не
перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Они охотно
выполняют просьбу и поручение взрослых. В общественных местах ведут себя
сдержанно, не привлекая внимания. Старшие дошкольники могут действовать
самостоятельно, выбирать себе занятия сами или под руководством взрослого.
5Налаживается общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими
детьми. дошкольники могут участвовать в делах, инициированных другими детьми,
позаботиться о себе и своём имуществе, реализовать чужие идеи и следовать
примеру. Дети начинают сочувствовать и помогать друг другу., могут выражать
чувства словами. Дошкольники выполняют правила поведения в группе при
отсутствии взрослых (ближе к 7 годам). Старшие дошкольники знают структуру
своей семьи, домашний распорядок, свои праздники. Знают также структуру других
семей. Имеют представление о жизни и обществе за пределами своей семьи и
детского сада. Имеют обширный словарный запас и говорят правильно.
6