В консультации для педагогов - «Тревожный ребёнок», говорится о том, что тревожность: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребёнок волнуется перед выступлением на празднике. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.В консультации для педагогов - «Тревожный ребёнок», говорится о том, что тревожность: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребёнок волнуется перед выступлением на празднике. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Тревожный ребёнок».
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.БондарьВолгодонск
2ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Слово «тревога» означает трижды повторённый сигнал об опасности со
стороны противника.
Тревожность:
это «индивидуальная психологическая особенность,
заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых
различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не
предрасполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические
проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым
состоянием. Например, ребёнок волнуется перед выступлением на празднике. Это
– проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых
разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.),
то следует говорить о тревожности.
Под тревожностью понимают эмоциональное состояние, возникающее в
проявляющееся в ожидании
ситуациях неопределённой опасности и
неблагополучного развития событий. Любая активная деятельность человека
иногда сопровождается неопределённостью, неясностью, что создаёт базу для
возникновения тревоги. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую
деятельность, что приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.
Предпосылкой
является
возникновения тревожности
повышенная
чувствительность (сенситивность). Однако не каждый ребёнок с повышенной
чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения
с детьми взрослых, особенно родителей. Например, завышенные требования
могут вызвать ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными
расхождениями между реальными возможностями и тем высоким уровнем
достижений, которого ждут от него взрослые, ребёнок испытывает беспокойство,
которое легко перерастает в тревожность.
Тревога возникает в душе ребёнка, когда есть препятствие для реализации
его важнейших потребностей:
В физическом существовании (пище, воде, свободе от физической
угрозы и т.д.).
В близости, привязанности к человеку или группе людей.
В независимости, самостоятельности, признании права на собственное
«Я».
В самореализации и др.
Большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном
возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детскородительских
отношений.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего
конфликта, который может быть вызван:
31. Противоречивыми требованиями,
либо
родителями и детским садом. Например, родители не пускают ребёнка в
школу изза плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» и отчитывает
его за пропуск урока в присутствии других детей.
предъявляемыми родителями,
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). например, родители
неоднократно повторяют ребёнку, что он непременно должен быть
отличником.
3. Негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое
положение. Например, воспитатель говорит ребёнку: «Если ты расскажешь,
кто плохо себя вёл в моё отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».
Специалисты считают, что в дошкольном и младшем возрасте более тревожны
мальчики, а после 12 лет – девочки. Девочки больше волнуются по поводу
взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени
беспокоят насилие и наказание.
Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих
его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В
семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где
часто возникают конфликты.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует
внутреннему спокойствию ребёнка.
Тревожности могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и
завышенные требования к ребёнку, постоянные сравнения его с другими детьми.
ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЁНКА
Тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает
чрезмерное беспокойство, причём иногда они боятся не самого события, а его
предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя
беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам
деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень
их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всём, что
они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения
взрослых во всех делах.
КАК ВЫЯВИТЬ ТРЕВОЖНОГО РЕБЁНКА
Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймёт, кто из них
обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные
выводы, необходимо понаблюдать за ребёнком, вызывающим опасения, в разные
дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в
общении с другими детьми.
4Критерии определения тревожности у ребёнка.
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чёмлибо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребёнок тревожен, если хотя бы один из критериев,
перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
С целью выявления тревожного ребёнка используется также следующий
опросник (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ
Тревожный ребёнок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чёмто.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряжённых ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10.У него нередко бывает расстройство стула.
11.Сильно потеет, когда волнуется.
12.Не обладает хорошим аппетитом.
13.Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14.Пуглив, многое вызывает у него страх.
15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16.Часто не может сдержать слезы.
17.Плохо переносит ожидание.
18.Не любит браться за новое дело.
19.Не уверен в себе, в своих силах.
20.Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность – 1520 баллов.
Средняя – 714 баллов.
Низкая 16 баллов.
5Наличие страха разлуки можно определить по следующим критериям (П.
Бейкер, М. Алворд).
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАХА РАЗЛУКИ
1. Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.
2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может
быть плохо.
3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какоелибо событие приведёт его к
разлуке с семьей.
4. Постоянный отказ идти в детский сад.
5. Постоянный страх остаться одному.
6. Постоянный страх засыпать одному.
7. Постоянные ночные кошмары, в которых ребёнок с кемто разлучается.
8. Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др.
(Дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могу заболеть, если
много думают, о том, что их тревожит.)
Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребёнка в течение четырёх
недель, то можно предположить, что у ребёнка действительно наблюдается этот
вид страха.
КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЁНКУ
Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как
правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трёх
направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее
волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ
Конечно же, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно.
Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. обращайтесь к
ребёнку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в
присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому
что дети остро реагируют на фальшь. Причём ребёнок обязательно должен знать, за
что его похвалили.
6Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу,
как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много
приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
В раздевалке, на шкафчике каждого ребёнка можно закрепить «Цветик
семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В
центре цветка – фотография ребёнка. А на лепестках, соответствующих дням
недели, информация о результатах ребёнка, которыми он гордится.
Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для
установления взаимопонимания между ними. Причём нужна она для родителей
детей любого возраста.
Таким образом, использование наглядной формы работы (оформление
стендов, информационных «Цветиковсемицветиков» и т.п.) помогает решить сразу
несколько педагогических задач, одна из которых повышение уровня самооценки
детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а
иногда даже скрывают их. Поэтому если ребёнок заявляет взрослым, что он ничего
не боится. Это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее
всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребёнок не может или не
хочет признаться.
Можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый
человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто
умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребёнок сказал вслух о
том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в
кругу, показав рисунок, рассказать о нём. подобные беседы помогут тревожным
детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми
которые характерны, как им казалось, только для них.
Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно с ним
установить контакт глаз: либо вы к нему наклонитесь, либо приподнимите ребенка
до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать
свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному
герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой
то мере успокоит ребенка.
Применялись другие приемы работы: психогимнастические упражнения,
рисование своего страха и других эмоций. Мама каждые вечер рассказывала ей
придуманные совместно с психологом сказки и истории со счастливым концом.
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры.
Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую
тревогу ребенка.
7Тревожные дети боятся двигаться , а ведь именно в подвижной эмоциональной
игре (война, «Казакиразбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и
волнение, и это поможет снять ему напряжение в реальной жизни.
СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный
контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания,
занятия йогой, массаж и просто растирание тела.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА.
Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным.
Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым
он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно
пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой,
понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.
Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым
приносить бесконечные извинения.
Родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его
присутствии другим членам семьи. Необходимо отказаться от слов, которые
унижают достоинство ребенка. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или
иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет).
Полезно снизить количество замечаний.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот
заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без этого бояться всего на свете.
Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной
ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли
и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести
чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха, насмешки и
предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны,
поощряя и наказывая его.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение,
поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам.
Ведь не для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается
детям, а тревожность педагога воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать
помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.
8ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ.
(рекомендации родителям)
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него
людей. (например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают!
Бабушку лучше слушай!»).
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких
причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут
выполнить. Если ребенку с трудов дается какойлибо учебный предмет, лучше
лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже
малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он
есть.
5. Если по какимлибо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите
для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не
чувствовал себя ущемленным.
КАК ИГРАТЬ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует
руководствоваться следующими правилами:
1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно, пусть он
сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие
дети, и лишь потом, когда сам захочет станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых
учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто
быстрее?».
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал
опасности от встречи с чем то неизвестным, лучше проводить ее на материале,
уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть
инструкций или правил из игры в которой ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после
длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это
условие.
Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с
релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик»,
«Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.
Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям
добавить следующие: «Подарок по елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай
Болтай», «Танцующие руки».
9В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует
себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него
особых трудностей, на этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой
танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».
Эффект от этих игр будет лишь в том случае если они проводятся
многократно и регулярно.
10