На современном этапе дошкольного образования увеличилось количество применений современных образовательных технологий. Одна из таких - технология ТРИЗ (Альтшуллер Г.С.). В материале освещён вопрос применения данной технологии в дошкольном образовании, а именно об авторе технологии, 10 заповедей, необходимых для организации работы.
Консультация для педагогов
«ТРИЗ технологии в дошкольном образовании»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования
подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному
образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных
учреждениях, согласно вступившему в силу ГОС ДВО воспитание нового поколения
детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в
поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих
способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей,
посещающих детские сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет
его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и
традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им
изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые
давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной
мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей
является ТРИЗ Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в
50х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя –
фантаста Генриха Самуиловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный
инструмент для поиска оригинальных идей,
развития творческой личности,
доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Генрих Саулович Альтшуллер – автор технологии ТРИЗ
Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов) автор ТРИЗТРТС (теории
решения изобретательских задач теории развития технических систем), автор ТРТЛ
(теории развития творческой личности), изобретатель, писатель.
Родился 15 октября 1926 года в г. Ташкенте (СССР, Узбекистан). В 1931 г. семья
переехала в г. Баку (СССР, Азербайджан). Родители журналисты. С отличием окончил
среднюю школу. Поступил в Азербайджанский индустриальный институт. С первого курса
нефтемеханического факультета в феврале 1944 г. добровольно пошел в Советскую
Армию. После окончания Великой Отечественной войны для продолжения службы был
направлен в Баку.
Изобретал с детства. Среди его первых изобретений катер с ракетным двигателем,
пистолетогнемет, скафандр.
В 194648 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения
изобретательских задач). Созданию и совершенствованию ТРИЗ Г.С. Альтшуллер
посвятил свою жизнь около 50 лет.
Занятия по ТРИЗ вёл с 1948 года. В эти годы им уже была сформулирована идея
выявления и преодоления ТП (технического противоречия).
В 1948 году написал письмо Сталину с резкой критикой положения дел с
изобретательством в СССР. 28 июля 1950 г. был арестован Министерством
госбезопасности, без суда приговорен к 25 годам лишения свободы и отправлен в Речлаг
один из лагерей Воркуты. В лагере сделал несколько изобретений.
После освобождения вернулся в Баку, где и жил до 1990 г. С сентября 1990 г. до
конца жизни (1998) проживал в г. Петрозаводске (Карелия).Первая публикация, посвященная теории изобретательства была опубликована в
1956 году. В статье отразился первый опубликованный АРИЗ (Алгоритм решения
изобретательских задач). Над совершенствованием АРИЗа работал около 40 лет.
Устроиться на работу реабилитированному было практически невозможно. Г.С.
Альтшуллер сформулировал проблему трудоустройства в виде изобретательской задачи:
«Надо работать и нельзя работать». Решение задачи нашел в виде: «Надо писать
фантастику». Как писательфантаст дебютировал рассказом «Икар и Дедал» в 1958 г.
Все научнофантастические произведения печатал под псевдонимом Г. Альтов.
В 19571959 г.г. работал в Министерстве строительства Азербайджана. Здесь в 1958
г. провел самый первый семинар по обучению ТРИЗ. Всего Г. Альтшуллером было
проведено около 70 семинаров и курсов по обучению ТРИЗ и подготовке преподавателей в
различных городах СССР.
В 1970 году создал в Баку Школу молодого изобретателя, которая в 1971 году
переросла в Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества
первый в мире центр обучения ТРИЗ. Организовывал первые в стране школы
изобретательского творчества,
общественные университеты научнотехнического
творчества во многих городах. Общее число таких школ в 80е годы превышало 500.
С 1989 г. по 1998 г. президент Ассоциации ТРИЗ.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80х годах. Но, несмотря на это и сейчас
остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к
дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под
девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является
принцип природосообразности обучения.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной
стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие
речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а
максимально увеличить её эффективность.
это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику,
интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и
мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием
происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство
выражается в творческой фантазии, придумывании чегото, что потом выразится в
различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей
настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями,
генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение
радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного
положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному
развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы,
решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать
практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимныхмоментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную
модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт
взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого,
расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт
возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников
нестандартному мышлению.
Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ
1. Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности.
Будьте хозяином своей судьбы.
Достигайте успеха в том, что Вы любите.
Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
Стройте свои отношения с людьми на доверии.
Развивайте свои творческие способности.
Культивируйте в себе смелость.
Заботьтесь о своем здоровье
Не теряйте веру в себя.
Старайтесь мыслить позитивно.
Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.
2. Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям
истину, он должен находить ее вместе с детьми.
3. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете,
в каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» это наличие
противоречия в объекте, когда чтото в нем хорошо, а чтото плохо, чтото полезно,
а чтото вредно.
4. Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные
приемы.
5. Игры каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А. М.
Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения. Целесообразно
составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач шуток, изобретательских,
сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.
6. Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история
изобретения стола, колеса и. т. д. Рассматривая объект в его временном развитии,
мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят что
изобретать значит решать противоречия.
7. Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение,
уменьшение и. т. д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания.
Прогулка то место и то время, которое необходимо использовать для развития
воображения детей.
8. Наступает вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых
занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей встречей
со сказкой.
Что может дать ТРИЗ педагогу и детскому саду в целом?
Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в
группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.«Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, у
воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего
результата. Заставит задуматься о стиле жизни.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо
зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, о них мы узнаем из
следующего выступления.