В консультации для педагогов - Уроки общения с ребенком, говорится о том, что у взрослых часто возникают вопросы: "Как построить нормальные отношения с ребенком? Родители знакомятся с позициями грамотного выстраивания отношений с детьми. Образ кувшина поможет разобраться и переживаниях родителей и ребенка.В консультации для педагогов - Уроки общения с ребенком, говорится о том, что у взрослых часто возникают вопросы: "Как построить нормальные отношения с ребенком? Родители знакомятся с позициями грамотного выстраивания отношений с детьми. Образ кувшина поможет разобраться и переживаниях родителей и ребенка.
Консультация для педагогов
Уроки общения с ребенком
(по Ю.Б. Гиппенрейтер)
У взрослых часто возникают допросы: "Как построить нормальные отношения с
ребенком? Как заставить его слушаться? Как избежать конфликтов?"
В книге профессора МГУ, известного ученого и талантливого педагога Юлии
Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?" можно узнать позиции
грамотного выстраивания отношений с детьми.
Работа с "кувшином эмоций".
Образ кувшина поможет разобраться и переживаниях родителей и ребенка.
Представим его схематично на рисунке.
«Кувшин эмоций»
Комментарии к " Кувшину эмоций".
Переживания детей и родителей можно сравнить с полным ими даже переполненным
стаканом ими кувшином, когда эмоции выплескиваются через край. Попробуем ра
зобраться в причинах.
Начнем с верхнего слоя (I) самых неприятных, разрушительных эмоций гнева,
злобы, агрессии. Они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его вза
имоотношения с другими людьми.
Но это чувства вторичные, они возникают от переживаний совсем другого рода та
1ких, как боль, страх, обида (II слой).
Чувства второго слоя можно назвать
страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому их
нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают изза боязни унизиться, показаться
слабым.
Причина их возникновения в неудовлетворении потребностей. За любым нега
тивным переживанием мы всегда найдем нереализованную потребность: в любви, вни
мании, ласке и т.д. (III слой).
IV слой «кувшина эмоции» отражает отношение к самому себе, самооценку. В
детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Положительное
отношение к себе основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и
даже борется за него. Он ждёт от нас подтверждения того, что он хороший, что его
любят, что он может справиться.
Далее с опарой на схему обсуждаются ситуации.
Ситуации "Чей "кувшин эмоций" переполнен?"
• Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо измазано, пуговица оторвана,
рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются; вам же неприятен вид
сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает: он
прекрасно провёл время, а сейчас рад встрече с вами.
• Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу,
сын мешает, путается под ногами, одним, словом, раздражает вас.
• Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах:
"Он отнял мою машинку!"
• Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка
капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».
• Как бы Вы ответили на такую жалобу дочери: "Таня больше не хочет со мной
дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не
взглянули".
Ситуации "Чувства ребенка" (чувства нужно определить и назвать).
• Ребенку сделали укол, он плачет: "Доктор плохой!"
• Старший сын маме: "Ты всегда ее защищаешь, говоришь "маленькая, маленькая", а
меня никогда не жалеешь".
• "Сегодня, когда мы ходили на прогулку, Петя выбил у меня корзинку для
игрушек и из нее все высыпалось".
Ситуации "Чувства родителей" (нужно определить свои возможные переживания).
• Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.
• Вы входите в комнату (9й этаж) и видите вашего сынадошкольника сидящим на
подоконнике открытого окна.
• С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.
• Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили
к торжеству.
"Я сообщение".
После анализа ситуаций участники пробуют подобрать возможные варианты ответов,
используя "Я сообщение".
Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его
чувств в необидной для собеседника форме: "Мне не нравится, я бы не хотела и т.п.", т.е.
не обвиняя и не критикуя (в отличие от "Тысообщения"): "Ты это сделал (разбил,
2намусорил и т.п.)". В ответ на "Тысообщения" ребенок обижается, защищается, дерзит,
поэтому их желательно избегать.
"Ясообщение" дает возможность детям ближе узнать взрослого. Нередко мы скры
ваемся от них броней "авторитета" во что бы то ни стало. Мы носим маску
"воспитателя" и боимся ее приподнять хотя бы на миг. Порой дети поражаются, узнав,
что взрослые могут чтото чувствовать!
В ответ на нашу открытость и искренность они тоже становятся искреннее, начинают
понимать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
Высказывая свое отношение к происходящему без приказа или выговора, мы
оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда удивительно! они
начинают учитывать наши желания и переживания.
Следует избегать ошибки: начав фразу с "Ясообщения", не заканчивать ее "Ты
сообщением": "Мне не нравится, что ты такая неряха". Можно использовать безличные
предложения, неопределенные местоимения, oобобщающие слова: "Меня раздражает,
когда дети хнычут".
Задание.
Выберите из ответов тот, который больше всего отвечает "Ясообщению".
Ситуация 1.
Вы в который раз зовете дочь обедать. Она отвечает "сейчас" и продолжает
заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
Ваши слова:
• Да сколько же раз тебе надо говорить!
• Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
• Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2.
У вас важный разговор с коллегой, ребёнок то и дело его прерывает.
Ваши слова:
• Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
• Не мешай разговаривать.
•Ты не можешь заняться чемнибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3.
Вы приходите домой уставшая. У вашего сына друзья, игры и веселье. На столе
следы их чаепития. Вы испытываете смешное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо
мне подумал?»)
Ваши слова:
• Тебе не приходит в голову, что я могу быть уставшей?!
• Уберите за собой посуду.
• Меня обижает и сердит, когда я прихожу уставшая и застаю дома беспорядок.
• Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не
ребёнком в целом.
• Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы "непозволительными"
они не были. Раз они возникли, значит для этого есть основания.
• Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно
перерастет в непринятие его.
3Журнал ребёнок в детском саду №1 – 2006 г. стр. 6 – 8.
Материал подготовлен педагогом – психологом Е.М.Бондарь.
4