Консультация для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ
Оценка 4.6

Консультация для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Оценка 4.6
Лекции
docx
родителям
Детсад
29.04.2018
Консультация для педагогов -  В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ
В консультации для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ, говорится о том, что профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия. Их, к сожалению, не удалось преодолеть даже с помощью терминологического «гибрида» в названии профессии - «педагог-психолог». Несмотря на то что слово «психолог» занимает второе место в этом словосочетании, оно все-таки является ключевым. Если нет, то на практике происходит «педагогизация» психолога. Тогда не возникает никаких проблем во взаимодействии с педколлективом, потому что собственно психолога уже не существует. Есть такой же учитель, как и все остальные.В консультации для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ, говорится о том, что профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия. Их, к сожалению, не удалось преодолеть даже с помощью терминологического «гибрида» в названии профессии - «педагог-психолог». Несмотря на то что слово «психолог» занимает второе место в этом словосочетании, оно все-таки является ключевым. Если нет, то на практике происходит «педагогизация» психолога. Тогда не возникает никаких проблем во взаимодействии с педколлективом, потому что собственно психолога уже не существует. Есть такой же учитель, как и все остальные.
--Консультация для педагогов — В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ.docx
Консультация для педагогов В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ Вачков И. // ШП, №18­01 Может быть, вам, уважаемый читатель, повезло и вы работаете в  замечательной школе: учителя прекрасно понимают, чем вы занимаетесь, и  дружными рядами шагают к вам на тренинги и консультации; директор  еженедельно задает вопросы, не нужно ли приобрести для вас методические  материалы; все школьники от мала до велика воспринимают вас как друга и  защитника. Если это так, то дальнейшее вам читать не нужно. Более того –  категорически запрещено: с одной стороны, чтобы не расстраиваться,  сочувствуя коллегам, а с другой ­ чтобы не сформировалась мания величия в  результате осознания собственных успехов. Но если школа у вас самая обычная и обо всем вышеописанном приходится только мечтать, тогда есть смысл нам вместе с вами подумать о том, почему так часто   отсутствует   понимание   между   учителями   и   школьной   администрацией,   с одной стороны, и психологами, с другой. Почему это происходит и что же в такой ситуации делать? СЕРЬЕЗНЫЕ РАЗЛИЧИЯ Обычно в первый год работы психолога в школе его отношения с педагогами складываются непросто. Учителя ожидают от психолога помощи, но относятся к нему   настороженно,   ревниво   и   с   некоторым   скепсисом.   На   второй   год   скепсис может   усилиться   и   даже   породить   агрессию,   направленную   на   психолога.   Если психологу  удается  четко  и  профессионально  организовать  свою  работу, то  года через   два­три  он  становится   необходимым  компонентом   образовательной   среды. Впрочем, вынужден признать: это происходит не всегда. Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия. Их,   к   сожалению,   не   удалось   преодолеть   даже   с   помощью   терминологического «гибрида» в названии профессии ­ «педагог­психолог». Несмотря на то что слово «психолог» занимает второе место в этом словосочетании, оно все­таки является ключевым. Если нет, то на практике происходит «педагогизация» психолога. Тогда не возникает никаких проблем во взаимодействии с педколлективом, потому что собственно   психолога   уже   не   существует.   Есть   такой   же   учитель,   как   и   все остальные. РАЗБЕРЕМ  ПО ПУНКТАМ Итак, чем же различаются профессиональные позиции педагога и психолога? Во­первых,   психолог   ­   «специалист   по   неодинаковости»   (по   замечанию А.Г.Асмолова), педагог ­ специалист по выравниванию. Основная задача первого ­ помочь ребенку построить путь, индивидуального, своеобразного развития. Задача второго   —   помочь   каждому   ученику   усвоить   заданный   учебный   стандарт, одинаковый   для   всех,   а   попутно   ­   еще   и   оказать   на   ребенка   воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. В реальности векторы устремлений педагога и психолога часто имеют разные направления. Во­вторых, для психолога оценочные суждения являются неприемлемыми, а в педагогической   деятельности   без   них   не   обойтись.   Более   того,   почти   во   всех школах существует отметочная система, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное психическое развитие не удается оценить в баллах. В­третьих, ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно экстраполируется им и за пределы школьного класса, что порождает стремление количественно оценить любую деятельность (в том числе и деятельность школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом.   В­четвертых,   «мишенью»   работы   психолога   чаще   всего   выступает эмоционально­мотивационная сфера личности ребенка, которая рассматривается в качестве   базовой,   основополагающей   для   личностного   развития.   Педагог воздействует прежде всего (а иногда — и только лишь) на когнитивную сферу. В­ пятых, педагоги и психологи по­разному относятся к детям. Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить как позицию «напротив», психолога ­ как «рядом» или «в стороне». Не   следует,   конечно,   рассматривать   этот   список   различий   как   систему обвинений учителю (или психологу — по выбору читателя). Это только материал для размышлений. Разумеется,   названные   противоречия   в   профессиональных   позициях   не запускают автоматически механизм агрессии, но создают для этого весьма важные предпосылки. Есть, впрочем, и другие предпосылки для проявления агрессивности взрослых в школе — те, которые условно можно отнести к личностным. Условно, потому что они тесно связаны не только с личностными особенностями педагогов и психологов, но и со спецификой их профессиональной деятельности. НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПЕПЕЛИЩЕ Начнем   с   педагогов.   При   этом   будем   опираться   на   факты,   полученные   в результате специальных психологических исследований. Известный   специалист   в   области   психологии   учителя   А.М.   Митина   еще   в начале   90­х   годов   обнаружила,   что   показатели   степени   социальной   адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных форм реагирования (и прежде всего, агрессии) в среднем значимо превышает реакции астенического характера (депрессии). К   негативным   последствиям   следует   отнести   возможность   формирования   у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих   силах,   тревожность.  У   трети   учителей   показатель   степени   социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами. К этой категории, в основном, относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10—15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги. Более того, исследование показало, что для учителей со стажем работы более 20 лет характерно резкое снижение всех показателей эмоциональной устойчивости. То есть через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание». По данным Н.А. Аминова, среди учителей высшей категории 53% «сгоревших». При этом они характеризуются высокой тревожностью, интровертированностью. У «сгоревших»   учителей   низкой   квалификации,   наоборот,   фиксируется   крайний радикализм, стремление  к контролю  над ситуацией, открытая агрессивность. По мнению годам эмоционально сгорают все (!) учителя. Аминова, 40 к         Мои   собственные   исследования   частично   подтверждают   это   грустное утверждение:   резкий   спад   показателей   социальной   адаптации   происходит   у педагогов старше 42 лет. Причиной этого явления можно считать снижение у них уровня рефлексивных процессов (что было обнаружено в исследовании  Е.Б. Петрушихиной, 1993) и в целом профессионального самосознания.   А раз так, то становится понятно, откуда появляется неприкрытая агрессия по отношению к тем, кто не является «своим», в нашем случае — к психологам. Хотя, на самом деле, от агрессии «эмоционально сгоревших» не застрахованы и коллеги­ педагоги, несмотря даже на «корпоративную солидарность». НЕ СТОИТ ОБОЛЬЩАТЬСЯ Но   не   стоит   обвинять   учителей   в   провоцировании   всех   конфликтов   в коллективе.   По   той   простой   причине,   что   все,   только   что   сказанное   об «эмоциональном сгорании», может быть, по­видимому, с тем же успехом отнесено и к психологам. Исследований на эту тему, правда, не очень много. Но есть основания предполагать,   что   в   процессе   профессиональной   деятельности   с   психологами происходят такие же превращения, как и с учителями. А значит, профессиональная стагнация, и эмоциональной   устойчивости,   проявления   агрессивности   бывают   не   только   у педагогов, но и у школьных психологов. социальной адаптации снижение уровня           А   ведь   довольно   часто   психолог,   прознавший   об   исследованиях,  описанных выше, не только начинает относиться к учителям с изрядной долей высокомерия, но и абсолютно бестактно упрекает их в профессиональной непригодности прямо на педагогическом совете (бывает и такое). Иногда можно услышать от психологов разговоры о ригидности учителей, их нежелании   повышать   свой   профессиональный   уровень,   их   «родительски авторитарной» позиции по отношению к ученикам и окружающим людям. Так кто же тогда более агрессивен? ЧТО ЗА АМБИЦИЯМИ Порой амбиции педагогов ни в какое сравнение не идут с профессиональным апломбом психологов. Еще бы! Ведь психолог ощущает себя едва ли не мессией, пришедшим   в   школу,   дабы   спасти   нежнейшие   души   детей   от   звероподобных созданий,   только   и   мечтающих   о   том,   чтобы   наплодить   как   можно   больше дидактогенных расстройств. Ведь это он, психолог, способен интерпретировать слова и поступки учителя как  проявления нарциссизма  и  эдипова  комплекса. Это  он,  психолог,  видит все ошибки, заблуждения и просчеты педагога и может научить того, как правильно обучать ребенка   (при   этом,   конечно,   психолог   не   имеет   ни   малейшего   представления   о преподаваемом предмете). Презрительное отношение психологов к педагогам, к сожалению, не исчезло в школе за последние годы. До сих пор профессия психолога воспринимается как элитарная (об этом можно судить хотя бы по количеству факультетов, которые готовят психологов), в то время как престиж учительской профессии неуклонно катится вниз. Но ведь как часто за амбициозностью психолога ­ только пустота, потому что он не знает, как определить причины трудностей ребенка,   не   умеет   вести   психокоррекционную   работу,   не   может   ничего порекомендовать   учителям.   А   те,   видя   беспомощность   психолога,   искренне   не понимают, зачем нужен в школе такой «специалист». СО СВОИМИ  МЕРКАМИ Даже если психолог является квалифицированным и хорошо подготовленным, ему   бывает   очень   непросто   доказать   учителям   и   администрации   эффективность своей   деятельности.   Учителя   недоумевают:   в   чем   же   заключается   эта «психологическая работа», почему он уроки­то не ведет?   Объяснить же, в чем состоят обязанности психолога и каково содержание его работы, бывает ой нелегко, потому что учителя подходят к оценке его деятельности со своими, педагогическими мерками и ждут от него если уж не преподавания, то, по   крайней   мере,  воспитательных   действий  по   отношению   к   нарушителям дисциплины. если психолог   будет   всегда   под   рукой   на   случай,   если   кто­то   на   уроке  не   так   себя поведет. Чтобы не к директору нарушителя тащить, а к психологу — для беседы и вразумления. И невдомек им, что психолог не «социальный пожарный» и нотации и нравоучения ­ не его профиль. Хорошо,     А   раз   непонятно,   что   делает   психолог   в   школе,   не   видно,   как   именно   он работает, то и вывод напрашивается сам собой: бездельничает, напрасно зарплату получает. Вот и повод для агрессии. ЧТО ДЕЛАТЬ? Психологу не следует жалеть сил и времени на то, чтобы везде, где возможно —  на   заседаниях   методобъединений,  собраниях,  педсоветах,   в   частных   беседах, объяснять   учителям,   в   чем   состоит   сущность   психологической   работы, рассказывать том, что именно он сам делает. о     Нужно   также   искренне   интересоваться   трудностями   учителей,   самому предлагать свои услуги, можно организовать постоянно действующий семинар для учителей   по   какой­либо   психологической   проблеме.   Провести   общешкольные психологические мероприятия (например, в рамках недели психологии) и вовлечь в это учителей. А самое главное — относиться к педагогам с искренним уважением. Напрочь отказаться от обвинений в их адрес и любых форм агрессии. Постоянно помнить о том, что у нас, психологов и педагогов, есть наши ученики, чьи проблемы являются нашими общими.                Материал  подготовлен  педагогом­психологом – Е.М.Бондарь

Консультация для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов -  В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов -  В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов -  В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов -  В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов - В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ

Консультация для педагогов -  В ОБЩЕМ ПЛАМЕНИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018