Консультация для психологов - «Время для клиента»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для психологов - «Время для клиента», говорится о том, что любое консультирование – это не только совет, но и давание какой-то информации. Задача консультанта – понять, что хочет клиент. Есть два очень важных момента. Во-первых, конечно, это проблема времени. Сколько его нужно, чтобы консультацию можно было считать состоявшейся? Обычно время сеанса колеблется от 40 минут для индивидуальной консультации до полутора часов при работе с семьёй. Также считается, что первичный приём требует больше времени, поскольку включает в себя знакомство с актуальной жизненной ситуацией клиента, а также диагностические процедуры.В консультации для психологов - «Время для клиента», говорится о том, что любое консультирование – это не только совет, но и давание какой-то информации. Задача консультанта – понять, что хочет клиент. Есть два очень важных момента. Во-первых, конечно, это проблема времени. Сколько его нужно, чтобы консультацию можно было считать состоявшейся? Обычно время сеанса колеблется от 40 минут для индивидуальной консультации до полутора часов при работе с семьёй. Также считается, что первичный приём требует больше времени, поскольку включает в себя знакомство с актуальной жизненной ситуацией клиента, а также диагностические процедуры.
Иконка файла материала время работы с клиентом.doc
МБДОУ  ДС« Золотой ключик» г.Волгодонска К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я              ДЛЯ  ПСИХОЛОГОВ                       « Время для клиента»Материал подготовлен педагогом­психологом –  Е.М.Бондарь.                                          г. ВолгодонскЛюбое консультирование – это не только совет, но и давание какой­то  информации. Задача консультанта – понять, что хочет клиент. Есть два очень важных момента. Во­первых, конечно, это проблема  времени. Сколько его нужно, чтобы консультацию можно было считать  состоявшейся? Обычно время сеанса колеблется от 40 минут для  индивидуальной консультации до полутора часов при работе с семьёй. Также  считается, что первичный приём требует больше времени, поскольку  включает в себя знакомство с актуальной жизненной ситуацией клиента, а  также диагностические процедуры. Люди разные – одному нужно время, чтобы начать говорить, а другой не  может остановиться, получив в лице консультанта внимательного слушателя.  И мы слушаем, поскольку считаем, что должны дать, клиенту выговориться. Когда человек вдруг останавливается и задаёт свой главный вопрос:  «Скажите, что мне делать?» ­ это сочувствие почему­то не даёт нам  возможности ответить по существу. И ещё мы нервничаем оттого, что время  консультации подходит к концу и человек ждёт. Это мешает сосредоточиться, мобилизовать, все свои знания и совершить нужное в данной ситуации  действие. В результате мы отделываемся общими фразами о том, что  проблема, безусловно, очень серьёзная, и что выход из неё обязательно есть.  Уже потом, когда человек уходит и напряжение спадает, вдруг  начинаешь понимать, что можно было подробнее расспросить его о том­то,  предложить сделать такое­то упражнение или попробовать совершить  определённое действие… но на это почему­то не хватило времени. Как избежать таких ситуаций? Прежде всего, следует осознать, что продолжительность консультации  определяется вашими возможностями, а не потребностями клиента. Вы  решаете, сколько времени можете потратить на конкретную сессию. И об  этом следует заранее сообщить клиенту.Осознание ограниченности времени стимулирует ответственность  человека, обратившегося за помощью. Очень хорошо, если у вас в кабинете  имеются большие настенные часы, которые видны вам обоим. Не стесняйтесь  посматривать на них – это скорее демонстрирует клиенту вашу  ответственность, чем желание поскорее закончить.  Полезно также использовать звуковой сигнал, оповещающий о  приближении окончания сессии, ­ за десять­пятнадцать минут до истечения  времени. Этот сигнал сообщает вам и клиенту о том, что пора переходить к  подведению итогов встречи.  Важно помнить, что если человек сделал для себя какое­то открытие  (пережил инсайт), он должен это «переварить», а для этого требуется время и  одиночество. Вы свою работу сделали, теперь пусть трудится психика клиента.  Что вообще должен делать консультант во время сессии? Попробуем  теперь рассмотреть виды деятельности сквозь призму ограниченного времени  консультационной сессии. На первой встрече акцент делается на познании и мотивировании.  Естественно, чтобы помочь, мы нуждаемся в информации о человеке и его  жизненной ситуации. Параллельно с этим мы должны попытаться  мотивировать его на совместную работу по осуществлению изменений.  Именно мотивирование выходит на первый план в начале цикла  консультирования. Сформированная мотивация – ключ к успешному решению проблем. Внимательно слушая и расспрашивая клиента о его жизни, мы создаём у  него мотивацию к сотрудничеству с нами. Таким образом, мотивирующая  деятельность соединяется с деятельностью познавательной. Оба этих вида  деятельности пронизывают всё время консультирования. Чтобы не утонуть в потоке информации, который обрушивает на вас  клиент, обратите внимание на следующие моменты.Во­первых, на повторения: если человек повторяется, значит, он уже  готов остановить свою речь.  Во­вторых, не бойтесь переспрашивать и признаваться в своём  непонимании по мере его возникновения. Особенно необходимо делать это в  случае, если то, о чём сказал клиент, кажется вам важным. Помните, что все  по­настоящему важное обязательно всплывёт в дальнейшем вашем  взаимодействии. В­ третьих, не забывайте подводить промежуточные итоги, резюмируя  сказанное клиентом, а может быть, и записывая свои промежуточные выводы.  Ну и не забывайте поглядывать на часы! В последние пятнадцать минут мы должны справиться, как человек  себя  чувствует. Если его состояние не слишком комфортно, то у вас есть время его изменить с помощью короткой визуализации или другого метода.  Важно спросить клиента о том, что ему удалось открыть для себя за  время вашей встречи, а также поделиться своими открытиями. Затем следует  обозначить ориентиры для дальнейшей работы. В конце каждой сессии психолог должен вдохновлять клиента на  осуществление изменений и попытку жить во вновь создаваемых им  обстоятельствах. Поддержка и вера – это всё, что мы можем сделать для  человека, но и это не мало. В конечном счёте, мы не можем прожить за других их жизнь, и мы не вправе отнимать у человека право на собственный  жизненный выбор.  Индивидуальное консультирование педагогов. 1. Первичный приём – 1,0  (40 мин.) на одного клиента. 2. Вторичный приём – 1,0  (40 мин.) на одного клиента. 3. Последующие приёмы – 0,7  (25­30 мин) на одного клиента.Индивидуальные консультации родителей. 1. Первичный приём – 1,5  (60 мин) на одного клиента. 2. Вторичный приём – 1,5  (60 мин) на одного клиента. 3. Последующие приёмы – 1,0  (40 мин.) на одного клиента. Групповое консультирование педагогов. 1. Проведение консультаций – 2,0  (1 час 20 мин). Групповое консультирование родителей. 1. Проведение консультаций – 2,5  (1 час 40 мин). Консультирование со специалистами. 1. Совместная консультация – 20­35 мин. Консультирование родителей по результатам диагностики. 1. Первичный приём – 15­35 мин. 2. Вторичный приём – 15­30 мин.ТИПЫ  ЖАЛОБ 1. Низкий уровень произвольности деятельности:     2.  Увлеченность   ребенка игрой и           непоседливость, невнимательность, отсутствие                        фантазирование                воли, нежелание подождать, проявить терпение, целеустремленность.   3. Негативные формы поведения: капризы,                  4. Ранние этапы формирования              непослушание, негативизм.                                                   характера.                                                    5. Ускоренное психическое развитие                                                   (вундеркинды, одаренные дети.)Довольно часто психологи испытывают затруднения при встрече с реальной жалобой родителей или самого клиента.                                                            Действия    психолога: В основе этих жалоб лежат необоснованно завышенные, с точки зрения возможностей, требования к произвольному поведению  и контролю. Последовательность действий психолога: 1. Психологу нужно исключить вероятность задержки умственного или общего психического и личностного развития, так как  I.               при ней страдает регуляторная сторона поведения. 2. Необходимо продиагностировать детско­родительские отношения, так как неадекватные жалобы чаще характерны для      авторитарных родителей, негибких в поведении или тяготящихся заботой о ребёнке. 3. Разъяснение родителям особенностей развития в данном возрасте. 4. Необходимо: объективная оценка психологом развития ребёнка с обязательным указанием сильных и слабых сторон (чтобы     понять сверхтребования родителей). 1. Объяснения родителям, что игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности, способствующим интеллектуальному и  личностному развитию. 2. Исключить возможность игры, как компенсации нарушенных значимых отношений со сверстниками или родителями.   1. Разъяснение родителям симптомов кризиса трёх лет. Показ негативных (капризы, непослушание, негативизм) и позитивных III.               (самостоятельность , инициатива, желание сделать всё «по­своему») сторон кризиса.  II. IV. 2. Диагностика и коррекция установок и навыков взаимодействия с детьми. 1. Ранняя диагностика черт акцентуаций характера по гипертивному, сензитивному, истероидному, неустойчивому типам.  2. Определить сочетания типов акцентуаций и типа воспитания.  3. Разъяснение родителям, что неблагоприятное сочетание типа характера (например: истероид) и типа воспитания (например:      кумир семьи) приводит к психопатическому развитию. 4. Объяснение родителям зон «наименьшего сопротивления в личности конкретного ребёнка, положительных и отрицательных      сторон характера.V. 1. Диагностика объективных достижений умственного развития ребёнка. 2. Диагностика уровня притязаний и самооценки. 3. Исследование творческих способностей. 4. Объяснить родителям особенности психики одарённых детей и трудности, с которыми они встретятся в детском саду.