В консультации для родителей - Адаптация к школе, говорится о том, что школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.В консультации для родителей - Адаптация к школе, говорится о том, что школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.
Адаптация к школе
Школа – совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это
большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё
подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень
напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед
ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим
опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и
интеллектуальных сил. Трудно всё: сам режим учебных занятий (с
перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут), и обилие новых
впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые
приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью
учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.
Вообщето первый год в школе – это испытательный срок для
родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки,
невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и
неумение помочь.
Порой не хватает родителям терпения и
снисходительности, спокойствия и доброты; часто из «добрых побуждений»
они становятся виновниками «школьных стрессов».
Семилетки проходят этап психологической адаптации к школе легче, а
вот для шестилеток это бывает очень сложно. Среди шестилеток гораздо чаще
встречаются первоклассники, не осознающие не только специфическую
позицию учителя и его роль, но и своё положение ученика. Таким детям
трудно понять условность отношений учителя и ученика, и ребёнок может
сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу здесь учиться, мне с
вами не интересно».
Учёба требует умения жить в коллективе, поэтому ребёнок должен
обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением
вместе работать, считаться с чужим «хочу». Большинство детей быстро
знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, но всётаки
доминирует в совместной работе элемент соревновательности,
конкурентности, и не всем детям под силу интенсивное общение с
одноклассниками на уроках и переменах. Некоторые долго не сближаются с
одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в
стороне или жмутся к стенке. Другие, стремясь привлечь к себе внимание,
командуют, указывают, могут унизить одноклассника.
Положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со
сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к
школе. Следует отметить, что в период адаптации проявляются негативные
изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение или
даже агрессивность,
заторможенность,
депрессивность. Может возникнуть и чувство страха, нежелание идти в школу
и т. д.
а может быть,
наоборот,Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, это
необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков.
И, несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей,
реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с
недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью,
низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств,
необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе
организации.
Суммируя факторы психологической адаптации ребёнка, можно
сказать, что основными показателями благоприятной адаптации являются:
– формирование адекватного поведения;
– установление контактов с учащимися и учителем;
– овладение навыками учебной деятельности.
Характер протекания адаптации во многом зависит от здоровья
ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда переносят изменение
привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют
хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно
усваивают программу.
Таким образом, адаптация к школе – сложный и длительный процесс,
очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от
многих факторов: уровня психологического, физического и функционального
развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к
школе.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь