Консультация для родителей - АУТИЗМ, говорится о том, что установлено, что заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики - от 3-4 до 10-15 случаев на 10 000 детей. Аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.Консультация для родителей - АУТИЗМ, говорится о том, что установлено, что заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики - от 3-4 до 10-15 случаев на 10 000 детей. Аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.
АУТИЗМ
Понятие «синдром раннего детского аутизма» ввел в обиход американец
Л. Каннер, который в 1943 году в собственной клинике наблюдал 11 сходных
между собой случаев. Благодаря его последователям — австрийцу Г.
Аспергеру и нашему соотечественнику С. Мнухину — сегодня мы
располагаем обширными знаниями об этой болезни.
КРИТЕРИИ БОЛЕЗНИ
Установлено, что заболевание встречается не так уж редко: по данным
статистики — от 3—4 до 10—15 случаев на 10 000 детей. Аутизмом чаще
страдают мальчики, чем девочки. Эта болезнь поражает не только
психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически
отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная
проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла со
бытий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.
Уже в первый год жизни проявляются начальные симптомы аутизма —
ребенок не реагирует на удаление и приближение матери, не улыбается, не
проявляет видимого интереса к игрушкам. В возрасте 2—3 лет родители
отмечают необычность детской речи: эхолалию, перестановку местоимений,
наличие штампов и начинают бить тревогу.
В дальнейшем основными критериями болезни являются:
отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающими;
отгороженность от внешнего мира;
слабость эмоциональных реакций;
недостаточная способность дифференцировать людей, животных,
неодушевленные предметы;
недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового);
однообразное поведение, наличие постоянных стереотипных
регрессивных
движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание
предметов).
Современная наука связывает появление и дальнейшее развитие аутизма
с целым рядом врожденных биологических факторов: мозговой дисфункцией,
хромосомными аномалиями и обменными нарушениями. Но, так или иначе,
аутизм проявляется в индивидуальной форме, сочетание вышеперечисленных
признаков может быть самым различным (см. таблицу «Классификация
детского аутизма».)
АУТИЗМ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 балловпо стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности к рисованию,
музыке, конструированию. Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе,
не интересуют ребенка.
Особенности восприятия больных аутизмом детей таковы: информация
входит в сознание целыми блоками, хранится не перерабатываясь;
применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята.
Например: «Здравствуйте! Как поживаете? Я чувствую себя хорошо» —
аутичный ребенок может это говорить каждый раз при встрече с людьми на
улице, не разделяя их на знакомых и незнакомых, на взрослых и детей. А с
помощью фразы «Дать печенье» — как бы нажимает на невидимую кнопку и
пассивно ждет, что ситуация изменится в нужную сторону, то есть появится
тарелка с едой.
Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию
и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно
против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся
стереотипы.
Бытует мнение, что молчаливые аутичные дети не только умственно
отсталые, но и не впечатлительные, не чувствительные к происходящему
вокруг, их трудно «задеть». На самом деле избирательность в контактах и
отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из
целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.
Человеческое лицо, яркий свет, громкий звук становятся для ребенка
источником постоянно действующего дискомфорта и напряжения. Страх
играет ведущую роль в формировании аутичного поведения и может
сохраняться долгие годы. Порой, на взгляд здорового человека, аутичные
страхи выглядят смешно и нелепо. Как объяснить, почему ребенок боится
капель воды в кране, урчания труб, луча света на полу или шума вскипающего
чайника? Однообразные движения — бег по кругу, застывание в замыс
ловатой позе, потряхивание руками или постукивание игрушкой —
представляют собой патологическую аутостимуляцию, которая компенсирует
нервное напряжение.
Начинающие психологи часто путают синдром раннего детского аутизма
с другими психическими и умственными аномалиями роста — олигофренией,
шизофренией, синдромом Аспергера, неврозом навязчивых состояний.
Аутичный ребенок действительно производит впечатление капризного,
избалованного, а порой и умственно отсталого: не говорит, не выполняет
команды, не смотрит в глаза.
Неправильный диагноз поставить легко. Чем это грозит, думаю,
объяснять не надо. Скажу проще, вырвав аутичного ребенка из привычного
жизненного уклада и поместив в стационар для неполноценных детей, мы тем
самым окончательно лишим его возможности успешной социализации.
Выявить симптомы болезней могут только длительные занятия с ребенком и
наблюдение за ним.В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА
Какие же специалисты должны принять участие в реабилитации
аутичных детей? Начнем по порядку.
Обнаружив первые эмоциональные трудности и неадекватность в
поведении ребенка, родители обычно обращаются за консультацией к
педиатру. И действительно, аутичные дети с рождения физиологически
незрелы. Порой это проявляется в довольно грубой форме: ярко выраженная
аллергия на продукты питания, частые простудные заболевания, желудочно
кишечные болезни. Следует помнить, что эмоциональное состояние аутичных
детей находится в прямой зависимости от их физического здоровья. Даже
простой насморк способен серьезно затруднить контакт аутичного ребенка с
окружающим миром. Педиатр на начальном этапе болезни должен
рекомендовать основные приемы профилактической работы, а также следить
за самочувствием маленького пациента.
В нашей стране сложилось негативное отношение к врачампсихиатрам и
психоневрологам, что вполне понятно. Годы репрессий сделали свое дело.
Между тем аутичным детям медикаментозное лечение необходимо. Может
быть, не постоянно, а только в моменты обострения.
Известно, что такие дети с трудом преодолевают периоды возрастных
кризисов. Иногда наблюдается регресс психического развития. Лечебная
поддержка купирует проявления страхов, агрессии и самоагрессии. Жизнь
аутичного ребенка постоянно усложняется, возникают незнакомые,
травмирующие обстоятельства: вынужденный переезд на новое место
жительства, переход в другую школу. В эти сложные моменты
дополнительная стимуляция поведения никогда не бывает лишней.
Следует особенно отметить роль психологов и педагоговдефектологов
в коррекции аутистических проблем. В Центре лечебной педагогики
разработана многоступенчатая система психологической работы, включающая
на первом этапе игротерапию.
Ребенку из первой группы (классификацию по группам см. в таблице)
необходимо помочь проявить избирательность по отношению к человеку или
предмету, ребенку из второй группы усложнить стереотип контакта, из
третьей включиться в диалог, а из четвертой наладить взаимодействие с
миром.
В процессе игры, доступной пониманию аутичного ребенка, ему
прививается уверенность в себе и собственных постепенно вскрываются и
преодолеваются страхи.
Второй этап включает в себя направленное обучение пациентов навыкам
самообслуживания.
Третий этап заключается в установлении с ребенком физического
контакта.Психологическая работа должна быть направлена также и на поддержку
семьи, воспитывающей аутичного ребенка. Часто родители занимают
отстраненную позицию, говоря иными словами, опускают руки: «Мы не знаем,
как общаться с ребенком». Но задача психолога состоит в том, чтобы помочь
родителям решить отдельные проблемы их ребенка, а не взваливать на себя
ответственность за его комплексное обучение и воспитание. Поэтому
основная ответственность за аутичного ребенка ложится на его семью. От ее
психологической и эмоциональной стабильности зависит успех лечения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА
(по книге О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг «Аутичный ребенок.
Пути помощи»)
Общие характеристики
1 группа. Полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма
является самой тяжелой
2 группа. Активное отвержение происходящего
3 группа. Погружение в аутистические интересы
4 группа. Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с
ребенком
Речь
1 группа. Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести
короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что
они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера:
щебет, свист, бормотание
2 группа. Характерны эхолалии. Например, всякий раз, когда ребенок
голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице:
«Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а
свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет
пальцем
3 группа. Много говорят и часто цитируют целые страницы любимых
литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к
диалогу. Речь смазана, тороплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут
переставлять слова по смыслу.
Речь отличается сложностью иинтеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. В
разговоре смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному
человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по
общению.
4 группа. Речь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и
диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что
ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую
его (по непонятной причине) ситуацию или образ
Поведение
1 группа. Не реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не
проявляют испуга, даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют
целенаправленного взгляда.
пассивно
передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по
очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на коголибо
или на чтолибо возникает реакция самоагрессии
Время проводят бесцельно,
2 группа. Аутизм проявляется как неприятие мира, если последний не
укладывается в понимание ребенка. Моторно дети очень неловки.
Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети
достигают большого мастерства в действиях определенного характера.
Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное,
наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не
символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение
3 группа. «Книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по
определенной теме, часто поражают своей неорганизованностью в быту. Не
умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не
стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или
исходят от другого человека. Способны принять новшество только под
собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от
проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и
рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация
таким образом становится аутостимулирующей
4 группа. На первый план выходит ранимость, беззащитность детей. В отличие
от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт
глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается
препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной
поддержкой к близким людям. Данная сверхзависимость от взрослоговыражается в безмолвном вопросе ребенка: «Что вы считаете правильным?»
или «Какого ответа вы ждете от меня?»
Стереотипы
1 группа. Стереотипы выражаются в монотонности полевого поведения. Эти
дети могут часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окном
2 группа. Проявляют явные предпочтения в еде. Например, едят только
длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или
слишком маленького размера — отказываются от еды. Прогулка должна
проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками
определенного цвета. Данные дети могут существовать только в узких рамках
расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает
панический страх
3 группа. Дети производят впечатление захваченности определенными
действиями. Они могут годами говорить на волнующую тему или рисовать
излюбленных животных. В отличие от детей второй группы, не столько
склонны к сохранению постоянства в окружающей обстановке, сколько в
желании отстоять стереотипность собственного поведения
4 группа. В стереотипах, как средствах защиты, на первое место выходит
«правильность». Словчить, схитрить, обмануть для них неприемлемо. Дети
делают все так, как учили взрослые, отчего зачастую выглядят туповатыми
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь