Консультация для родителей - АУТИЗМ

  • Лекции
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация для родителей - АУТИЗМ, говорится о том, что установлено, что заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики - от 3-4 до 10-15 случаев на 10 000 детей. Аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.Консультация для родителей - АУТИЗМ, говорится о том, что установлено, что заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики - от 3-4 до 10-15 случаев на 10 000 детей. Аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.
Иконка файла материала АУТИЗМ.docx
АУТИЗМ Понятие «синдром раннего детского аутизма» ввел в обиход американец Л. Каннер, который в 1943 году в собственной клинике наблюдал 11 сходных между   собой   случаев.   Благодаря   его   последователям   —   австрийцу   Г. Аспергеру   и   нашему   соотечественнику   С.   Мнухину   —   сегодня   мы располагаем обширными знаниями об этой болезни. КРИТЕРИИ БОЛЕЗНИ Установлено, что заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики — от 3—4 до 10—15 случаев на 10 000 детей. Аутизмом чаще страдают   мальчики,   чем   девочки.   Эта   болезнь   поражает   не   только психические   функции   (речь,   интеллект,   мышление),   но   и   патологически отражается   на   восприятии   ребенком   целостной   картины   мира.   Основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла со­ бытий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения. Уже в первый год жизни проявляются начальные симптомы аутизма — ребенок не реагирует на удаление и приближение матери, не улыбается, не проявляет   видимого   интереса   к   игрушкам.   В   возрасте   2—3   лет   родители отмечают необычность детской речи: эхолалию, перестановку местоимений, наличие штампов и начинают бить тревогу. В дальнейшем основными критериями болезни являются:  отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающими;  отгороженность от внешнего мира;   слабость эмоциональных реакций;   недостаточная   способность   дифференцировать   людей,   животных, неодушевленные предметы;   недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;  фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового);   однообразное   поведение,   наличие   постоянных   стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов). Современная наука связывает появление и дальнейшее развитие аутизма с целым рядом врожденных биологических факторов: мозговой дисфункцией, хромосомными аномалиями и обменными нарушениями. Но, так или иначе, аутизм проявляется в индивидуальной форме, сочетание вышеперечисленных признаков   может   быть   самым   различным   (см.   таблицу   «Классификация детского аутизма».) АУТИЗМ   УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 балловпо   стобалльной   шкале.   Такие   дети   проявляют   способности   к   рисованию, музыке, конструированию. Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе, не интересуют ребенка. Особенности восприятия больных аутизмом детей таковы: информация входит   в   сознание   целыми   блоками,   хранится   не   перерабатываясь; применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Например: «Здравствуйте! Как поживаете? Я чувствую себя хорошо» — аутичный ребенок может это говорить каждый раз при встрече с людьми на улице, не разделяя их на знакомых и незнакомых, на взрослых и детей. А с помощью фразы «Дать печенье» — как бы нажимает на невидимую кнопку и пассивно ждет, что ситуация изменится в нужную сторону, то есть появится тарелка с едой. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и   самоагрессию.   Взрыв   отчаяния   разрушительной   силы   направлен   обычно против   вмешательства   в   его   жизнь   и   попыток   изменить   сложившиеся стереотипы. Бытует   мнение,   что   молчаливые   аутичные   дети   не   только   умственно отсталые,   но   и   не   впечатлительные,   не   чувствительные   к   происходящему вокруг, их трудно «задеть». На самом деле избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности  даже  к  близким  людям  проистекает  из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений. Человеческое лицо, яркий свет, громкий звук становятся для ребенка источником   постоянно   действующего   дискомфорта   и   напряжения.   Страх играет   ведущую   роль   в   формировании   аутичного   поведения   и   может сохраняться   долгие   годы.   Порой,   на   взгляд   здорового   человека,   аутичные страхи выглядят смешно и нелепо. Как объяснить, почему ребенок боится капель воды в кране, урчания труб, луча света на полу или шума вскипающего чайника?   Однообразные   движения   —   бег   по   кругу,   застывание   в   замыс­ ловатой   позе,   потряхивание   руками   или   постукивание   игрушкой   — представляют собой патологическую аутостимуляцию, которая компенсирует нервное напряжение. Начинающие психологи часто путают синдром раннего детского аутизма с другими психическими и умственными аномалиями роста — олигофренией, шизофренией,   синдромом   Аспергера,   неврозом   навязчивых   состояний. Аутичный   ребенок   действительно   производит   впечатление   капризного, избалованного,   а   порой   и   умственно   отсталого:   не   говорит,   не   выполняет команды, не смотрит в глаза. Неправильный   диагноз   поставить   легко.   Чем   это   грозит,   думаю, объяснять не надо. Скажу проще, вырвав аутичного ребенка из привычного жизненного уклада и поместив в стационар для неполноценных детей, мы тем самым   окончательно   лишим   его   возможности   успешной   социализации. Выявить симптомы болезней могут только длительные занятия с ребенком и наблюдение за ним.В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА Какие   же   специалисты   должны   принять   участие   в   реабилитации аутичных детей? Начнем по порядку. Обнаружив   первые   эмоциональные   трудности   и   неадекватность   в поведении   ребенка,   родители   обычно   обращаются   за   консультацией   к педиатру.   И   действительно,   аутичные   дети   с   рождения   физиологически незрелы. Порой это проявляется в довольно грубой форме: ярко выраженная аллергия на продукты питания, частые простудные заболевания, желудочно­ кишечные болезни. Следует помнить, что эмоциональное состояние аутичных детей находится в прямой зависимости от их физического здоровья. Даже простой насморк способен серьезно затруднить контакт аутичного ребенка с окружающим   миром.   Педиатр   на   начальном   этапе   болезни   должен рекомендовать основные приемы профилактической работы, а также следить за самочувствием маленького пациента. В нашей стране сложилось негативное отношение к врачам­психиатрам и психоневрологам, что вполне понятно. Годы репрессий сделали свое дело. Между тем аутичным детям медикаментозное лечение необходимо. Может быть, не постоянно, а только в моменты обострения. Известно, что такие дети с трудом преодолевают периоды возрастных кризисов.   Иногда   наблюдается   регресс   психического   развития.   Лечебная поддержка  купирует  проявления  страхов, агрессии  и  самоагрессии.  Жизнь аутичного   ребенка   постоянно   усложняется,   возникают   незнакомые, травмирующие   обстоятельства:   вынужденный   переезд   на   новое   место жительства,   переход   в   другую   школу.   В   эти   сложные   моменты дополнительная стимуляция поведения никогда не бывает лишней. Следует особенно отметить роль психологов и педагогов­дефектологов в   коррекции   аутистических   проблем.   В   Центре   лечебной   педагогики разработана многоступенчатая система психологической работы, включающая на первом этапе игротерапию. Ребенку из первой группы (классификацию по группам см. в таблице) необходимо помочь проявить избирательность по отношению к человеку или предмету,   ребенку   из   второй   группы   ­   усложнить   стереотип   контакта,   из третьей ­включиться в диалог, а из четвертой ­ наладить взаимодействие с миром. В   процессе   игры,   доступной   пониманию   аутичного   ребенка,   ему прививается уверенность в себе и собственных постепенно вскрываются и преодолеваются страхи. Второй этап включает в себя направленное обучение пациентов навыкам самообслуживания. Третий   этап   заключается   в   установлении   с   ребенком   физического контакта.Психологическая работа должна быть направлена также и на поддержку семьи,   воспитывающей   аутичного   ребенка.   Часто   родители   занимают отстраненную позицию, говоря иными словами, опускают руки: «Мы не знаем, как общаться с ребенком». Но задача психолога состоит в том, чтобы помочь родителям решить отдельные проблемы их ребенка, а не взваливать на себя ответственность   за   его   комплексное   обучение   и   воспитание.   Поэтому основная ответственность за аутичного ребенка ложится на его семью. От ее психологической и эмоциональной стабильности зависит успех лечения. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА (по книге О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг «Аутичный ребенок. Пути помощи») Общие характеристики 1 группа. Полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма  является самой тяжелой 2 группа. Активное отвержение происходящего 3 группа. Погружение в аутистические интересы 4 группа. Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с  ребенком Речь 1 группа.   Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание 2   группа.   Характерны   эхолалии.   Например,   всякий   раз,   когда   ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем 3   группа.   Много   говорят   и   часто   цитируют   целые   страницы   любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут переставлять   слова   по   смыслу.   Речь   отличается   сложностью   иинтеллектуальностью,   но   нередко   интонация   не   соответствует   тексту.   В разговоре   смотрят   на   собеседника,   но   обращаются   не   к   конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общению. 4   группа.     Речь   тихая,   нечеткая.   Ребенок   в   общении   прибегает   к   речи   и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ Поведение 1  группа.  Не   реагируют  на  внешние  раздражители:   боль,  холод,  голод.  Не проявляют испуга, даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют целенаправленного   взгляда.   пассивно передвигаясь   по   комнате:   лазают,   карабкаются   по   мебели,   бегают   по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого­либо или на что­либо возникает реакция самоагрессии   Время   проводят   бесцельно, 2   группа.     Аутизм   проявляется   как   неприятие   мира,   если   последний   не укладывается   в   понимание   ребенка.   Моторно   дети   очень   неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают   большого   мастерства   в   действиях   определенного   характера. Например,   могут   высокохудожественно   нарисовать   любимое   животное, наиграть   на   пианино   музыкальное   произведение.   Мышление   буквально,   не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение 3   группа.   «Книжные»   дети,   рано   набирают   знания   и   словарный   запас   по определенной теме, часто поражают своей неорганизованностью в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся   к   новому.   Боятся   перемен   в   жизни,   если   они   неожиданны   или исходят   от   другого   человека.   Способны   принять   новшество   только   под собственным   контролем.   Дети   «зацикливаются»   на   удовольствии   от проговаривания,   проигрывания   неприятных   ситуаций.   Часто   говорят   и рассуждают   о   пожарах,   бандитах,   пиратах,   помойках.   Пугающая   ситуация таким образом становится аутостимулирующей 4 группа. На первый план выходит ранимость, беззащитность детей. В отличие от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается препятствие.   Дети   способны   обратиться   за   помощью   и   эмоциональной поддержкой   к   близким   людям.   Данная   сверхзависимость   от   взрослоговыражается в безмолвном вопросе ребенка: «Что вы считаете правильным?» или «Какого ответа вы ждете от меня?» Стереотипы 1 группа. Стереотипы выражаются в монотонности полевого поведения. Эти дети могут часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окном 2   группа.   Проявляют   явные   предпочтения   в   еде.   Например,   едят   только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком   маленького   размера   —   отказываются   от   еды.   Прогулка   должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определенного цвета. Данные дети могут существовать только в узких рамках расписания,   привычном   укладе   жизни,   разрушение   которого   вызывает панический страх 3   группа.   Дети   производят   впечатление   захваченности   определенными действиями. Они могут годами говорить на волнующую тему или рисовать излюбленных   животных.   В   отличие   от   детей   второй   группы,   не   столько склонны   к   сохранению   постоянства   в   окружающей   обстановке,   сколько   в желании отстоять стереотипность собственного поведения 4  группа.  В  стереотипах,  как  средствах   защиты,  на  первое   место  выходит «правильность». Словчить, схитрить, обмануть для них неприемлемо. Дети делают все так, как учили взрослые, отчего зачастую выглядят туповатыми Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь