Консультация для родителей - Что читать маленьким трусишкам?

  • Лекции
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Что читать маленьким трусишкам, говорится о том, что выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатли¬тельного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа»; или грустные вроде «Русалочки»,В консультации для родителей - Что читать маленьким трусишкам, говорится о том, что выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатли¬тельного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа»; или грустные вроде «Русалочки»,
Иконка файла материала --Консультация для родителей — Что читать маленьким трусишкам.docx
Консультация для родителей Что читать маленьким трусишкам? Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое оказывает   на   человеческую   душу   художественная   литература.   И,   как   у   любого явления,   у   этого   есть   две   стороны:   произведение   может   и   облагородить, просветлить человека, и ввергнуть его в бездну ужаса и безысходности. Поэтому, выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа»; или грустные вроде «Русалочки», «Стойкого оловянного солдатика» и «Девочки со спичками» Г.­Х. Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно   обработаны   и   именно   для   детей,   поскольку   в   «непричесанном» варианте слишком много архаической жестокости. Еще более осторожно следует подходить к легендам и мифам. Их лучше оставить лет до 9­11, а в дошкольном возрасте читать побольше веселых произведений  наших и зарубежных классиков детской   литературы.   «Буратино»,   «Чиполлино»,   «Винни­Пух»,   «Малыш   и Карлсон», книги Волкова, Драгунского, Успенского, Носова, Маршака, Михалкова, В.   Медведева   «Баранкин,   будь   человеком!»,   Л.   Лагина   «Старик   Хоттабыч»   и многие другие не только развлекают, но и многому учат. В том числе и смелости. А в «Приключениях желтого чемоданчика» С.Прокофьевой тема обретения смелости вообще ключевая, и с детьми, которым театрализация по душе, можно подготовить на основе этого сюжета целый кукольный спектакль. Дети   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста   любят   рассказы   про животных,  но  взрослые  не  должны  забывать   о  том, что  в  природе  господствует беспощадный естественный отбор, и, учитывая психологические особенности детей, либо   опускать   кровавые   подробности,   либо   временно   воздержаться   от   чтения некоторых   повестей   и   рассказов.  Скажем,  я   бы   не   стала   читать   пяти   или   даже семилетним трусишкам повесть В.Бианки про злоключения мышонка Пика. Из нее можно,  конечно,  почерпнуть   много   сведений   о   повадках   мышей,  птиц   и   прочих «братьев наших меньших», но вполне вероятно, что в детскую память западет, к примеру,   такая   картина:   «Ветви   этого   куста   были   усажены   длинными   острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики,   ящерки,   лягушата,   жуки   и   кузнечики.   Тут   была   воздушная   кладовая разбойника». Или вот такая: «Пик посмотрел, на чем он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мертвых мышах. Мышей было несколько, и все они зако­ ченели: видно, лежали здесь давно». Очень взвешенно надо подходить и к чтению детских книг приключенческого или исторического жанра. Допустим, развитому семилетнему ребенку вполне по плечу   «Приключения   Тома   Сойера»,   но   если   он   мучается   страхами   темноты, одиночества, смерти и бандитов, его ночные кошмары обогатятся еще и образом индейца Джо. И уж тем более следует отсрочить знакомство с «Принцем и нищим». Взрослые   обычно   помнят   лишь   забавную   интригу   с   переодеванием   и   нелепымиситуациями, в которые попадает незнающий придворного этикета Том Кенти, но напрочь   забывают   тягостные   и   страшные   подробности   жизни   бедняков,   а   также пыток и казней, которые, следуя исторической правде, описывает в своей книге Марк Твен. Переход   к   еще   более   серьезной,   более   взрослой   литературе   тоже   может оказаться болезненным. Повзрослев, классе в четвертом, пятом и даже в седьмом, робкие дети нередко отказываются читать книги, «которые плохо кончают». А ведь это львиная доля мировой литературной классики! Родителям лучше осуществлять этот переход мягко, учитывая  природные склонности и интересы  ребенка.  Дочь любит   помечтать,   ее   не   оторвать   от   телевизора,   когда   там   показывают сентиментальные   латиноамериканские   сериалы?   Предложите   ей   романтические произведения типа «Джейн Эйр», «Алых парусов» и т.п. Это уже и не сказки, но еще и не «суровая правда», которая, будучи узнанной раньше времени, может породить в душе девочки страх перед взрослой жизнью, в которой столько несчастья. Сын проявляет интерес к миру животных (например, пристает к вам, чтобы вы купили ему  собаку).  Вот  теперь   настало   время  для   реалистичных   рассказов  и  повестей Сетон­Томпсона, где далеко не все всегда кончается благополучно, романов Дж. Лондона   и   проч.   А   заинтересовавшийся   историей   ребенок   в   11­12   лет   уже   без ущерба   для   психики   прочтет   и   «Принца   и   нищего»,   и   «Легенду   о   Тиле Уленшпигеле», и «Спартака». Важно учитывать еще и то, что многие дети уже в младшем школьном возрасте начинают примерять к себе образы героев любимых книг. И, увидев непроходимую пропасть,   могут   отреагировать   болезненно.   Заботливые,   любящие   родители постараются учесть и это обстоятельство. Конечно, очень может статься, что ваш ребенок   «псевдо­трусишка»,   и   страх   был   у   него   признаком   какого­то   другого душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания из­за ощущения   своей   ненужности,   заброшенности.   В   психологических   играх   это   все быстро выявится, и тогда то, о чем пойдет речь дальше, к вам не относится. Но если ваш ребенок от природы робок и боязлив, не стремитесь сделать из него супермена. Психологические   игры,   а   главное,   бережное,   тактичное   обращение   взрослых помогут ему избавиться от патологических страхов, но не обольщайтесь, отчаянным храбрецом и сорвиголовой он, вероятнее всего, не станет. И, ориентируя такого ребенка на подобные примеры, вы только лишний раз понизите его самооценку, а в конце концов сформируете комплекс неудачника. Как же быть? У каждого человека есть свой круг возможностей. Они не беспредельны, но в рамках   этого   круга   можно   добиться   очень   многого.   Надо   только   правильно определить, что человеку органически присуще, а что ­ нет. Мы с И.Я.Медведевой считаем, что практически любой недостаток человека можно повысить до уровня достоинства.   Трусишкой   быть,   конечно,   плохо,   но   если,   преодолев   болезненные страхи,   ребенок   станет   просто   осторожным   и   осмотрительным,   вреда   от   этого никому не будет, а будет только польза. Тем более, что от природы робкий ребенок тоже способен проявить чудеса мужества, но не на том поле битвы, на котором побеждают   герои   приключенческих   романов   и   боевиков.   Его   сфера   ­ интеллектуальная:   наука,   искусство,   литература.   Поэтому   давайте   ему   читатьпобольше книг об ученых, писателях, художниках (судя по тому, к чему у него самого есть склонности). В них он найдет образец для подражания, созвучный с особенностями   своей   натуры.   А   приключений   и   подвигов,   которых   так   жаждет подросток, в этих книгах тоже будет немало. Одна история Коперника или Галилея чего стоит! Упорно отстаивать свои взгляды, стойко вынося нападки врагов, разве это не подвиг? Даже монотонная с виду жизнь кабинетного ученого может быть наполнена   мужественными,   дерзновенными   поисками,   только   это   будут   поиски научной истины, а не сокровищ Вест­Индии. Кстати,   о   сокровищах.   Вряд   ли   имеет   смысл   нацеливать   впечатлительных, ранимых детей на занятие бизнесом. Прежде всего, разумеется, потому, что эта сфера сейчас сильно криминализована, и человек с тонкой душевной организацией не сможет чувствовать себя в ней спокойно уверенно, а следовательно, не добьется больших успехов. Но даже если бы все наши бизнесмены стали бы в одночасье порядочными,   культурными   людьми,   свято   чтущими   закон,   творческими личностями ­ а я в начале книги уже говорила, что у робких детей, как правило, большой   творческий   потенциал   ­   разумнее   поискать   более   интересную   область приложения своих талантов. Короче,   не   требуйте   от   Зайчишки­Трусишки,   чтобы   он   стал   Волком,   но постарайтесь, чтобы он постепенно превратился в здорового, уверенного в себе, красивого Зайца. И не паниковал при мысли о волках.                 Материал  подготовлен  педагогом­психологом – Е.М.Бондарь