В консультации для родителей - Что читать маленьким трусишкам, говорится о том, что выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатли¬тельного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа»; или грустные вроде «Русалочки»,В консультации для родителей - Что читать маленьким трусишкам, говорится о том, что выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатли¬тельного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа»; или грустные вроде «Русалочки»,
Консультация для родителей
Что читать маленьким трусишкам?
Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое
оказывает на человеческую душу художественная литература. И, как у любого
явления, у этого есть две стороны: произведение может и облагородить,
просветлить человека, и ввергнуть его в бездну ужаса и безысходности. Поэтому,
выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в
памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка.
Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа»;
или грустные вроде «Русалочки», «Стойкого оловянного солдатика» и «Девочки со
спичками» Г.Х. Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть
литературно обработаны и именно для детей, поскольку в «непричесанном»
варианте слишком много архаической жестокости. Еще более осторожно следует
подходить к легендам и мифам. Их лучше оставить лет до 911, а в дошкольном
возрасте читать побольше веселых произведений наших и зарубежных классиков
детской литературы. «Буратино», «Чиполлино», «ВинниПух», «Малыш и
Карлсон», книги Волкова, Драгунского, Успенского, Носова, Маршака, Михалкова,
В. Медведева «Баранкин, будь человеком!», Л. Лагина «Старик Хоттабыч» и
многие другие не только развлекают, но и многому учат. В том числе и смелости. А
в «Приключениях желтого чемоданчика» С.Прокофьевой тема обретения смелости
вообще ключевая, и с детьми, которым театрализация по душе, можно подготовить
на основе этого сюжета целый кукольный спектакль.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рассказы про
животных, но взрослые не должны забывать о том, что в природе господствует
беспощадный естественный отбор, и, учитывая психологические особенности детей,
либо опускать кровавые подробности, либо временно воздержаться от чтения
некоторых повестей и рассказов. Скажем, я бы не стала читать пяти или даже
семилетним трусишкам повесть В.Бианки про злоключения мышонка Пика. Из нее
можно, конечно, почерпнуть много сведений о повадках мышей, птиц и прочих
«братьев наших меньших», но вполне вероятно, что в детскую память западет, к
примеру, такая картина: «Ветви этого куста были усажены длинными острыми
колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные
птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была воздушная кладовая
разбойника». Или вот такая: «Пик посмотрел, на чем он лежит, и сейчас же вскочил.
Лежал он, оказывается, на мертвых мышах. Мышей было несколько, и все они зако
ченели: видно, лежали здесь давно».
Очень взвешенно надо подходить и к чтению детских книг приключенческого
или исторического жанра. Допустим, развитому семилетнему ребенку вполне по
плечу «Приключения Тома Сойера», но если он мучается страхами темноты,
одиночества, смерти и бандитов, его ночные кошмары обогатятся еще и образом
индейца Джо. И уж тем более следует отсрочить знакомство с «Принцем и нищим».
Взрослые обычно помнят лишь забавную интригу с переодеванием и нелепымиситуациями, в которые попадает незнающий придворного этикета Том Кенти, но
напрочь забывают тягостные и страшные подробности жизни бедняков, а также
пыток и казней, которые, следуя исторической правде, описывает в своей книге
Марк Твен.
Переход к еще более серьезной, более взрослой литературе тоже может
оказаться болезненным. Повзрослев, классе в четвертом, пятом и даже в седьмом,
робкие дети нередко отказываются читать книги, «которые плохо кончают». А ведь
это львиная доля мировой литературной классики! Родителям лучше осуществлять
этот переход мягко, учитывая природные склонности и интересы ребенка. Дочь
любит помечтать, ее не оторвать от телевизора, когда там показывают
сентиментальные латиноамериканские сериалы? Предложите ей романтические
произведения типа «Джейн Эйр», «Алых парусов» и т.п. Это уже и не сказки, но еще
и не «суровая правда», которая, будучи узнанной раньше времени, может породить
в душе девочки страх перед взрослой жизнью, в которой столько несчастья. Сын
проявляет интерес к миру животных (например, пристает к вам, чтобы вы купили
ему собаку). Вот теперь настало время для реалистичных рассказов и повестей
СетонТомпсона, где далеко не все всегда кончается благополучно, романов Дж.
Лондона и проч. А заинтересовавшийся историей ребенок в 1112 лет уже без
ущерба для психики прочтет и «Принца и нищего», и «Легенду о Тиле
Уленшпигеле», и «Спартака».
Важно учитывать еще и то, что многие дети уже в младшем школьном возрасте
начинают примерять к себе образы героев любимых книг. И, увидев непроходимую
пропасть, могут отреагировать болезненно. Заботливые, любящие родители
постараются учесть и это обстоятельство. Конечно, очень может статься, что ваш
ребенок «псевдотрусишка», и страх был у него признаком какогото другого
душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания изза
ощущения своей ненужности, заброшенности. В психологических играх это все
быстро выявится, и тогда то, о чем пойдет речь дальше, к вам не относится. Но если
ваш ребенок от природы робок и боязлив, не стремитесь сделать из него супермена.
Психологические игры, а главное, бережное, тактичное обращение взрослых
помогут ему избавиться от патологических страхов, но не обольщайтесь, отчаянным
храбрецом и сорвиголовой он, вероятнее всего, не станет. И, ориентируя такого
ребенка на подобные примеры, вы только лишний раз понизите его самооценку, а в
конце концов сформируете комплекс неудачника. Как же быть?
У каждого человека есть свой круг возможностей. Они не беспредельны, но в
рамках этого круга можно добиться очень многого. Надо только правильно
определить, что человеку органически присуще, а что нет. Мы с И.Я.Медведевой
считаем, что практически любой недостаток человека можно повысить до уровня
достоинства. Трусишкой быть, конечно, плохо, но если, преодолев болезненные
страхи, ребенок станет просто осторожным и осмотрительным, вреда от этого
никому не будет, а будет только польза. Тем более, что от природы робкий ребенок
тоже способен проявить чудеса мужества, но не на том поле битвы, на котором
побеждают герои приключенческих романов и боевиков. Его сфера
интеллектуальная: наука, искусство, литература. Поэтому давайте ему читатьпобольше книг об ученых, писателях, художниках (судя по тому, к чему у него
самого есть склонности). В них он найдет образец для подражания, созвучный с
особенностями своей натуры. А приключений и подвигов, которых так жаждет
подросток, в этих книгах тоже будет немало. Одна история Коперника или Галилея
чего стоит! Упорно отстаивать свои взгляды, стойко вынося нападки врагов, разве
это не подвиг? Даже монотонная с виду жизнь кабинетного ученого может быть
наполнена мужественными, дерзновенными поисками, только это будут поиски
научной истины, а не сокровищ ВестИндии.
Кстати, о сокровищах. Вряд ли имеет смысл нацеливать впечатлительных,
ранимых детей на занятие бизнесом. Прежде всего, разумеется, потому, что эта
сфера сейчас сильно криминализована, и человек с тонкой душевной организацией
не сможет чувствовать себя в ней спокойно уверенно, а следовательно, не добьется
больших успехов. Но даже если бы все наши бизнесмены стали бы в одночасье
порядочными, культурными людьми, свято чтущими закон, творческими
личностями а я в начале книги уже говорила, что у робких детей, как правило,
большой творческий потенциал разумнее поискать более интересную область
приложения своих талантов.
Короче, не требуйте от ЗайчишкиТрусишки, чтобы он стал Волком, но
постарайтесь, чтобы он постепенно превратился в здорового, уверенного в себе,
красивого Зайца.
И не паниковал при мысли о волках.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь