Консультация для родителей - Дети с опережающим психическим развитием

  • Лекции
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Дети с опережающим психическим развитием, говорится о том, что дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюдательностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли. Для них характерна настойчивость в достижении результата: с удовольствием занимаясь сложными, а иногда даже не имеющими практического применения задачами, они, как правило, не терпят, когда им навязывают готовый ответ. При этом запрещение или отсрочка выполнения не мешает ребенку вернуться к начатому делу, искать пути его осуществления, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит о прекрасном качестве - целеустремленности.Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.В консультации для родителей - Дети с опережающим психическим развитием, говорится о том, что дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюдательностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли. Для них характерна настойчивость в достижении результата: с удовольствием занимаясь сложными, а иногда даже не имеющими практического применения задачами, они, как правило, не терпят, когда им навязывают готовый ответ. При этом запрещение или отсрочка выполнения не мешает ребенку вернуться к начатому делу, искать пути его осуществления, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит о прекрасном качестве - целеустремленности.Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.
Иконка файла материала Дети с опережающим психическим развитием.doc
Психология для родителей Дети с опережающим психическим развитием Феномен   человеческой   одаренности   издавна   привлекает   внимание   мыслителей, философов, людей искусства. Неоспорима единственность, неповторимость, уникальность Леонардо,   Рафаэля,   Моцарта,   Пушкина.   Блистательными   звездами   прошли   они   по небосклону   истории   человечества,   подарив   миру   непревзойденные   шедевры   музыки, живописи, поэзии... Но сам феномен гениальности имеет место во всех столетиях, и каждый раз это бывает по­своему уникально и неповторимо: будь то в области математики или физики, поэзии или прозы, музыки или живописи и т.д. Читая жизнеописание высокоодаренных от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано. Так, П. Чайковский с раннего детства был как бы «погружен» в мир звуков. Музыка преследовала его повсюду. Маленький Петя бросался к матери, восклицая: «Музыка, музыка, музыка! Кругом ­ одна музыка!». По всей вероятности, он уставал от бесконечного музыкального «сопровождения», которым был наполнен окружающий его мир. Маленький Моцарт уже в пять лет играл свои концерты для взыскательной публики. Отец, видя уникальность сына, поставил своей задачей развить его способности. Впрочем, здесь не обошлось без розг: малыш был резв, игрив и даже шаловлив. Одаренность и упор­ ный труд помогли юному музыканту достигнуть вершин своего таланта. Сказанное  позволяет заметить:  гениальные  дети по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличаются от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно ­ они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удается их сверстникам даже в более зрелом   возрасте.   Вспомним   юную   художницу   Наденьку   Рушеву,   к   сожалению   рано ушедшую из жизни. Уникальные таланты есть и среди математиков и физиков. Савелий Козенко в 10 лет сочинил учебник по физии, а через два месяца, окончив среднюю школу, поступил   сразу   на   два   факультета.   В   16   лет   он   уже   закончил   институт   и   сейчас продолжает учёбу в США. Даниил Лантухов, которому не исполнилось и 12 лет, успешно окончил школу и поступил в МГУ. Многие одаренные дети рано поступают в институт ­ и, заканчивая его, делают свои собственные открытия! «Значит,   феномен   одаренности   не   миф,  а  реальность!»   ­   скажут   обрадованные родители.   Оговоримся   сразу:   было   бы   глубоким     заблуждением   считать,   что   каждый малыш может стать Платоном или Ньютоном, если с ним усердно и долго заниматься. Конечно,   неспособных   детей   нет,   все   дети,   имеют   большие   потенциальные возможности. Однако стоит задуматься: как далеко следует идти по пути интенсификации темпов   развития?   Каковы   пределы   разумного   использования   детских   возможностей? Очень   часто   родители,   лелея   честолюбивые   замыслы,   стремятся   воспитать   из   своих малышей вундеркиндов, чрезмерно перегружая их мозг. Наука убедительно доказывает, что такое воспитание бесперспективно, а главное ­ опасно для детской психики. Феномен одаренности не имеет ничего общего с искусственным «обогащением» маленького ребенка знаниями, несвойственными раннему периоду детства. Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Рассмотрим эту проблему. Но прежде дадим общую характеристику ребенка, опережающего в развитии своих сверстников. Известно, интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный 1характер.  Одаренный ребенок уже в раннем возрасте отличается более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью». Дети с опережающим развитием чутко реагируют на все происходящее в окружающем мире, им интересно знать, отчего мир устроен тaк,  a  не иначе и что было бы, если бы внешние условия     изменились.   Этим   детям   свойственно   интересоваться   многим.   Их   внимание приковывает казалось бы, обычные предметы и события . Приведем примеры. Однажды   на   прогулке   Алеша   (3года)   увидев,   как   мужчина   возится   у   открытого капота машины, начал расспрашивать воспитателя: « А что случилось с машиной? А что делает дядя? Он её чинит? А почему он смотрит там? А машина поедет потом? и. т.д. И это не просто любопытство свойственное всем  детям раннего возраста, а желание установить причину и следствие ситуации в целом,  умение делать возможный  прогноз. А   вот  другой   пример.  Саша   увлечен   конструкторами.   К   трем   годам   он самостоятельно   освоил   даже   те,   которые   предназначены   для   старшего   дошкольного возраста. Строит разное, но предпочитает модели, которых нет в образцах. Практика работы с такими детьми показала, что они очень активны, всегда могут сами себя занять ­ часто делами, которые требуют умственного напряжения. Так, Оля (3 года) в свободное время любит складывать фигуры игры «Танграм», поэтому постоянно носит ее с собой. У Максима в кармане всегда лежит «Тетрис» на тот случай, если нечем будет заняться. Часто мамы и папы жалуются на то, что их трехлетний ребенок не хочет гулять, играть, бегать и прыгать со сверстниками. А дома любимыми занятиями одаренных детей   являются   компьютерные   и   интеллектуальные   игры   (географическое   лото, плоскостные и объемные пазлы и др.), а также чтение книг, предназначенных скорее для взрослых, чем для детей. Так, Костя, к трем годам умевший одинаково хорошо читать на русском и английском языках, с удовольствием изучал страницы журнала «За рулем». А маленькая девочка Тома предпочла стихам А. Барто поэзию Б. Пастернака. Все   родители   одаренных   малышей   отмечают   раннюю   речь,   в   том   числе   с использованием сложных слов, а также ранний интерес к чтению и раннее освоение чтения. Например, Алеша (2,5 года) научился читать сразу после того, как сестра­первоклассница показала ему буквы. Как   же   объяснить   феномен   одаренности?   По   мнению   известного   специалиста   в области раннего детства A.M. Фонарева, у таких детей происходит резко уплотненная во времени   и,   по   всей   вероятности,   необременительная   для   них   эксплуатация   памяти   в области накопления речевых навыков, навыков чтения, счета. Дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюда­ тельностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли. Для них характер­ на   настойчивость   в   достижении   результата:   с   удовольствием   занимаясь   сложными,   а иногда   даже   не   имеющими   практического   применения   задачами,   они,   как   правило,   не терпят,   когда   им   навязывают   готовый   ответ.   При   этом   запрещение   или   отсрочка выполнения   не   мешает   ребенку   вернуться   к   начатому   делу,   искать   пути   его осуществления, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит о прекрасном качестве ­ целеустремленности. Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования. Не менее существенным признаком раннего развития является наличие в интеллекте одаренных   детей   творческого   начала.   Такие   малыши   часто   удивляют   окружающих неожиданными   ассоциациями,   яркими   метафорами,   смелыми   аналогиями;   обладают 2изобретательностью в изобразительной  деятельности, играх, использовании материалов. Они   способны   продуцировать   оригинальные   идеи,   по­разному   подойти   к   проблеме, находить оригинальные ответы, склонны к завершенности и точности в художественно­ прикладных занятиях и играх. Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что иногда опережение в динамике развития   одних   психических   функций   у   одаренного   ребенка   может   сочетаться   с некоторым отставанием других (за исключением одаренных детей с гармоничным типом развития,   что   встречается   редко).   Эта   неравномерность   развития   называется диссинхронией. Распространенным   примером   диссинхронии   являются   сложности   в   развитии моторных функций. У некоторых интеллектуально одаренных дошкольников они могут быть выражены не только в несформированности общих движений, но и в нарушениях мелкой моторики. Мелкая моторика является важнейшим компонентом развития письма и условием успешного освоения правописания в младших классах, поэтому интеллектуально одаренный   ребенок   с   таким   нарушением   может   оказаться   в   начальных   классах   плохо успевающим,   а   его   особые   возможности   и   потребности   ­   невостребованными.   Как результат, потеря учебной мотивации и отвращение к школе. Чтобы этого не произошло, необходимо, как можно раньше выявить индивидуальные особенности крохи, показав его специалистам, и устранить имеющиеся отставания в развитии. Итак, повторим  наиболее существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием. • Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности. • Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью. • Опережающее речевое развитие. • Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творчес­ кое воображение и мышление. Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умст­ венным развитием возникают сложности социального характера, как в семье, так и в обра­ зовательных учреждениях. Детям с  опережающим темпом  развития,  с очень высокой умственной  активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают, нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко яв­ ляется возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких­нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже  самый лучший педагог, имея дело с группой  детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников. Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со свер­ стниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят   за   желание   доминировать,   нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам, а также за стремление  демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое  воображение, высокий уровень речевого раз­ вития. В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии,   т.е.   учить   их   сочувствовать   и   сопереживать.   Используйте   для   этого 3художественную литературу. Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно предотвратить или устранить. Он нуждается в спе­ циальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализации, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем всё это может стать причиной более серьёзных проблем. В заключение хотелось бы дать родителям ещё несколько советов. Необходимо помнить, что одарённость это  уникальное целостнее состояние личности ребенка.   Постарайтесь   видя   отличия   вашего   малыша,   внутренне   согласиться   с   его правом,   быть не таким, как все.  Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления. Одарённость – это большая индивидуальная и социальная ценность,   она   нуждается   в   поддержке,   но   не   должна   использоваться   как   средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем. Нельзя   «эксплуатировать»   способность   ребёнка  в   ущерб   другим   его   интересам   и возрастным   потребностям,   нельзя   превращать   его   в  узкоспециализированную   и высокопроизводительную   машину.   Подарите   ребёнку   радость    детства,   не   делая   его «заложником» своих  уникальных способностей. Не   следует   форсировать   интеллектуальные  возможности   ребенка,   предлагая информацию  бессистемно   из   разных   областей   знаний,   не  свойственных   раннему   и дошкольному периодам детства.  В педагогике широко используется  амплификация  (обогащение) ребёнка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста. Поскольку одаренные дети, как правило, бывают, уникальны во многих сторонах своего развития, не следует в ранние годы избирать для ребенка что­то, на ваш взгляд, более рациональное, подходящее, например музыку, живопись или фигурное катание. Малыш может  очень   скоро   смешать   все   ваши   планы,   проявив  себя   неожиданно   по­новому. Наблюдайте за  ребенком, старайтесь обогащать его интересы,  постепенно формируя его индивидуальность. «Идите» за ребенком, чутко реагируя на его потребности в познании. Помня,   что   интеллектуальный   труп   требует  больших   физических   сил   и   здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии. Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально­психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности мо­ гут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем. Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не   называйте   лишний   раз   «вундеркиндом»,   побеждайте   в   себе   желание   «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам. Если   малыш   одарен   от   природы   уникальными   способностями,   их   следует   развивать   с первых   лет   жизни   под   руководством   специалистов   (начните   с   визита   к   психологу, участковый  врач   всегда   подскажет,   куда   нужно   обратиться  за   помощью),   помня,   что одаренный   ребенок  нуждается   в   помощи   и   поддержке   не   менее,   чем   дошкольник, требующий коррекционной педагогики. 4Журнал  Дошкольное воспитание  №1 – 2006 г. стр. 121 – 124.          Материал подготовлен педагогом – психологом  ­ Е.М.Бондарь 5