Консультация для родителей - Детская гиперактивность
Оценка 5

Консультация для родителей - Детская гиперактивность

Оценка 5
Лекции
doc
родителям
Детсад
06.03.2018
Консультация  для родителей -  Детская гиперактивность
В консультации для родителей - Детская гиперактивность, говорится о том, что гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая по норме — продолжительность сна.В консультации для родителей - Детская гиперактивность, говорится о том, что гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая по норме — продолжительность сна.
82 + Детская гиперактивность.doc
ДЕТСКАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ причины, рекомендации Не за горами 1 сентября... Как подготовить к этой дате, связанной с поступлением в школу,   ребенка?   Известно:   вчерашний   выпускник   детского   сада   может   успешно адаптироваться в школе, успешно учиться, если имеет определенный уровень зрелости тех функций,   которые   специалисты   называют   школьно   значимыми   познавательными функциями.   Именно   они   обеспечивают   способность   ребенка   заниматься   учебной деятельностью.   Именно   организация   деятельности   ­   один   из   главных   показателей готовности к обучению. А если ребенок, воспринимая словесную инструкцию, тем не менее, допускает много ошибок? Или все время отвлекается и не доводит работу до конца? Проблема   гиперактивных   детей,   проблема,   связанная   с   так   называемым   синдромом дефицита   внимания   с   гиперактивностью   (СДВГ),   в   последнее   время   приобретает   все большую   актуальность.   Статистические   данные   показывают:   в   США   гиперактивных детей – 4 ­ 20%, в Великобритании ­ 1­3, в Италии ­ 3­10, в Китае ­ 1­13, в Австралии ­ 7­10, в   России   –   4   ­   18%.   Те   же   статистические   данные   свидетельствуют   об   устойчивой тенденции к увеличению количества детей с СДВГ. Большинство   исследователей   отмечают   три   основных   блока   проявления   СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С. Шенченко, Н.Н. Заваденко).    застегивать   пуговицы, Гиперактивность  проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая по норме — продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются   нарушения координации, несформированность  мелкой  моторики  (неумение завязывать   шнурки,   использовать   ножницы   и   иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше (даже во сне). В чем может проявляться дефицит внимания?   В   трудностях   его   удержания,   в   снижении   избирательности   и   в   выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей вот как можно характеризовать таких детей. К тому же они старательно избегают заданий, требующих   длительных   умственных   усилий.   Что   касается  импульсивности  ребенок   часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия я подчиняться правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, эмоционально лабилен (часто меняется настроение). Примечательно,   что   внешние   проявления   СДВГ   с   возрастом   могут   меняться.   Если   в раннем   детстве   отмечается   незрелость   двигательных   и   психических   функций,   то   в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. Известно: у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. Понятно, какую серьезную социальную проблему представляет   данная   патология.   Да,   к   подростковому   возрасту   повышенная   двигательная активность   в   большинстве   случаев   исчезает,   но   импульсивность   и   дефицит   внимания сохраняются.   По   результатам   исследования   Н.Н.   Заваденко,   поведенческие   нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз СДВГ. Гиперактивность я дефицит внимания у детей способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 ­ 1,7 года.   К   этой   характеристике   добавьте   слабое   развитие   тонкой   моторной   координации; беспорядочные,   неловкие   движения;   постоянную   внешнюю   «болтовню»,   указывающую   на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; 1 трудности   планирования;   слабую   психоэмоциональную   устойчивость   при   неудачах;   низкую самооценку;   упрямство,   лживость,   вспыльчивость,   агрессивность.   Из­за   непонимания   со стороны   окружающих   у   детей   формируется   агрессивная   модель   защитного   поведения, выгодная для них, а потому трудноисправляемая. Характерная   черта   умственной   деятельности   гиперактивных   детей   ­   цикличность: продуктивно они могут работать 5 ­ 15 минут, затем 3 ­ 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию   для   следующего   цикла.   В   этот   момент   ребенок   отвлекается   и   не   реагирует   на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается. Гиперактивный ребенок имеет как бы мерцающее сознание, может «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной   стимуляции.   При   недостаточном   развитии   вестибулярного   аппарата   ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для   того   чтобы   сохранить   концентрацию   внимания,   он   применяет   адаптивную   стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности. Анализ   возрастной   динамики   СДВГ   показал   два   всплеска   проявления   активности. Первый отмечается в 5 ­ 7 лет и приходится на период подготовки к школе, второй ­ в возрасте 12 ­ 15  лет (период  полового  созревания). Причины  возникновения   СДВГ окончательно  не выяснены,   несмотря   на   значительное   число   исследований   в   данном   направлении.   На современном   этапе   доминируют   три   группы   причин   развития:   повреждение   центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных   отношений.   По   результатам   исследования   Н.Н.   Заваденко,   возникновение СДВГ из­за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается   в   84%   случаев,   генетические   причины   ­   в   57%,   негативное   действие внутрисемейных отношений ­ в 63% случаев. Какие же факторы могут послужить причинами раннего повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов? Речь идет о   недостаточном   питании   матери,   об   отравлении   свинцом,   о   внутриматочных   дефектах, наркотическом   отравлении   (например,   кислородной   недостаточности, недоношенности плода и т.д. А.В. Семенович называет 3­4­й месяцы внутриутробного развития «критической точкой» развития, в которой «функциональная организация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характеристики». По результатам многочисленных исследований,   одна   из   самых   распространенных   причин   отклоняющегося   психического развития ­ родовая травма шейных отделов позвоночника (О. И.. Ефимов, А.Ю. Ратнер).   кокаином), Высокая   частота   синдрома   характерна   для   мальчиков.   Обусловлен   этот   факт   более высокой   уязвимостью   мозга   мужского   плода   к   повреждающим   воздействиям   во   время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможностей по сравнению с мальчиками. Характерные проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние  биологических  факторов  играет  существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально­психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений. Дети   с   синдромом   гиперактивности   имеют   достаточно   высокие   компенсаторные механизмы.   Для   их   включения   должны   соблюдаться   определенные   условия:  обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медикаментозная поддержка; разработка   индивидуальной   помощи   ребенку   со   стороны   неврологов,   психологов, воспитателей,   родителей;   своевременная   и   полноценная   нейропсихологическая коррекция. Какие   практические   рекомендации   мы   можем   дать   воспитателям?  В   программу работы нужно обязательно включить, скажем так, поведенческий аспект. Речь идет: ­ об изменении поведения и отношения взрослого к ребенку; ­ о проявлении достаточной твердости и последовательности в воспитании. 2 Воспитатель должен подвести родителей к тому, что: а) поступки ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов «нет», «нельзя» и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на   действия   ребенка   неожиданным   приемом,   скажем   шуткой;   повторять   свою   просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать; использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций; б)   в   семье   необходимо   изменить   психологический   микроклимат,   т.е.   уделять   ребенку достаточно   эмоционального   внимания,   проводить   досуг   вместе,   не   допускать   ссор   в присутствии ребенка; в) ребенку, как к всем членам семья, необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности   большого   скопления   людей,   так   как   переутомление   способствует   снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; г) ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание ­ только не физическое! ­ за плохое поведение. Разумнее, чтобы малыш спокойно посидел в течение определенного времени (5 ­ 10 минут) в специально отведенном месте, но не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. В   детях   необходимо   воспитывать   навыки   управления   гневом   и   агрессией;   постепенно согласованно расширять обязанности, поручения, соответствующие уровню развития, возрасту и способностям; помогать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап. Желательно, чтобы взрослые поняли, что: ­   вслед   за   понесенным   наказанием   ребенку   необходимо   позитивное   эмоциональное подкрепление, знаки приятия я прошения. В коррекции его поведения большую роль играет методика   «позитивной   модели»,   суть   которой   ­   поощрение   желательного   поведения, игнорирование нежелательного. Необходимое условие успеха ­ понимание проблем ребенка; ­ невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни; ­   синдром   дефицита   внимания   и   гиперактивности   ­   это   патология,   требующая своевременной   диагностики   и   комплексной   коррекции:   психологической,   медицинской, педагогической.   Успешная   реабилитация   возможна   при   условии,   если   она   проводится   в возрасте до 9 лет. В   условиях   детского   сада   педагог   должен   опираться   на   когнитивное   развитие ребенка. Что мы в данном случае имеем в виду? Во­первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ; • строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя; • изменить режим занятий с включением физкультминуток; •   предоставить   ребенку   возможность   обращаться   за   помощью   в   случае   любого затруднения; • направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.). Во­вторых, вести знакомую систему оценивания; • чаще хвалить; • ввести постоянный режим дня; 3 • избегать завышенных или заниженных требований; • использовать на занятиях элементы игры и соревнования; • давать задания в соответствии с возможностями ребенка; • большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое; • создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны; • игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные; • строить процесс воспитания на положительных эмоциях; • помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его! В­третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии; е терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения; • профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми. В­четвертых,  объяснить   родителям   и   окружающим,   что   положительные   изменения наступят, не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить? Гиперактивность ­ это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен; 1) специалистами; 2) по   достижении   ребенком   возраста   8   лет;   3)   по   результатам   специальной   диагностики   и наблюдения за ребенком в течение б месяцев. Проблему   гиперактивности   невозможно   решить   волевыми   усилиями,   авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных   наказаний,   замечаний,   окриков,   нотаций   не   приведут   к   улучшению   поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные   результаты   коррекции   достигаются   при   оптимальном   сочетании медикаментозных,   психологических   и   педагогических   методов,   один   из   которых   — упражнения. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей   понимание   цели   деятельности   (что   сделать),   программы   деятельности   (как   сделать), значимых   условий   деятельности   (разбить   программу   на   этапы),  умение  исправлять   ошибки (самоконтроль).   В   первое   время   можно   использовать   образцы,   эталоны,   проговаривание ребенком   всех   действий   вслух.   Оптимальны   для   развития   произвольности   подробные инструкции,   подразумевающие   постепенное   формирование   способности   к   построению собственной программы. «Черепаха».  У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой ­ дети. По сигналу взрослого   дети,   не   останавливаясь   и   не   спеша,   изображал   маленьких   черепашек,   начинают медленное   движение   на   четвереньках   к   противоположной   стене.   Через   2   ­   З   минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания. «Кричалки   ­   шепталки   ­   молчалки».  Для   проведения   упражнения   необходимо приготовить   три   силуэта   ладони   ­  сигналы  ­   из  разноцветного   картона:  красного,  желтого, синего.   Когда   ведущий   поднимает   красную   ладонь   ­   «кричалку»,   это   означает,   что   можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь ­ «шепталку» ­ это уже сигнал к тому, что нужно тихо 4 передвигаться и перешептываться; синюю ладонь ­ «молчанку» ­ следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка. «Говори!»  Воспитатель   задает   вопросы,   дети   отвечают   только   тогда,   когда   дается команда: «Говори!». «Царевна Несмеяна».  Один из  участников  садится  в  центр  круга,  остальные  должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны. «Шалуны».  Воспитатель   по   сигналу   (удар   в   бубен,   колокольчик   и   т.д.)   предлагает детям   пошалить:   бегать,   прыгать,   кувыркаться.   По   второму   сигналу   все   шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ «Крик в пустыне».  Участники садятся в круг, скрестив ноги по­турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставал руками и лбом до пола. «Каратист». Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные   дети,   чтобы   помочь   игроку   выплеснуть   агрессивную   энергию,   вместе   с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...». «Рубка дров». Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор   и   с   силой   опускает   его   на   чурку.   Всякий   раз,   опуская   топор,   он   должен   громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ «Чайничек с крышечкой». Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку: Пар идет с дырочки, дырочка ­ в шишечке, шишечка ­ на крышечке, крышечка ­ на чайничке, сопровождая ее  жестами. Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней). Крышечка ­ на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая — ладонью делает круговые движения над кулаком), Шишечка ­ на крышечке (вертикальные движения кулаками), Дырочка ­ в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают коленки), Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки). При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу­гу­гу», жесты сохраняются. Гу­гу­гу! Крышечка ­ на чайничке. и т.д. 5 «Кто летает?». Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает ­ руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое­либо задание. «Чужие   колени».  Дети,   сидя   на   стульях,   образуют   тесный   круг.   Каждый   участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую   ­   на   правое   колено   соседа   слева.   В   результате   на   коленях   у   каждого   участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с зтим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей   последовательно,   не   обгоняя   друг   друга.   Задание   не   такое   простое,   как   кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка. «Сантики­фантики­лимпопо». Доброволец выходит за дверь. Его задача ­ угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу громко повторяя словосочетание: «сантики­ фантики­лимпопо». Примечание.  Лучше,   если   дети   будут   повторять   движения   впереди   идущего,   а   не смотреть на того, кто задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь. «Запаздывающие движению».  Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий  за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает   второе   движение,   то   стоящий   за   ним   выполняет   первое.   Третий   ребенок   тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока. И т.д.           Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется. «Считалочки­бормоталочки». По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: «Идет ­ бычок ­ качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет ­ бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок ­ качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом: Вариант 1 1. Идет — бычок — качается. 2. Идет — бычок — хлопок. З. Идет — хлопок — хлопок. 4. Хлопок — хлопок — хлопок. Вариант 2 1. Ехал — грека — через — реку 2. Ехал — грека — через — хлопок. З. Ехал — грека — хлопок — хлопок. 4. Ехал — хлопок — хлопок — хлопок. 5. Хлопок — хлопок — хлопок — хлопок. Вариант З 1. Подарил — утенку ­ ежик ­ пару — кожаных ­ сапожек. 2. Подарил — утенку — ежик — пару ­ кожаных ­ хлопок. 3. Подарил — утенку — ежик — пару — хлопок — хлопок. 4. Подарил — утенку — ежик — хлопок — хлопок — хлопок. 5. Подарил — утенку — хлопок — хлопок — хлопок — хлопок. 6 6. Подарил — хлопок — хлопок — хлопок — хлопок — хлопок. 7. Хлопок — хлопок — хлопок — хлопок — хлопок — хлопок. «Костер». Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жарко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!» протягивают   руки   к   «костру»,   по   команде   «Ой,   какой   большой   костер!»   встают   и   машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер принес дружбу и   веселье!»   берутся   за   руки   и   ходят   вокруг   «костра».   Вторично   роль   ведущего   поручают ребенку. А. СИРОТЮК// Дошкольное воспитание №8 2007. С 44­50.                                                 Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь. 7

Консультация для родителей - Детская гиперактивность

Консультация  для родителей -  Детская гиперактивность

Консультация для родителей - Детская гиперактивность

Консультация  для родителей -  Детская гиперактивность

Консультация для родителей - Детская гиперактивность

Консультация  для родителей -  Детская гиперактивность

Консультация для родителей - Детская гиперактивность

Консультация  для родителей -  Детская гиперактивность

Консультация для родителей - Детская гиперактивность

Консультация  для родителей -  Детская гиперактивность

Консультация для родителей - Детская гиперактивность

Консультация  для родителей -  Детская гиперактивность

Консультация для родителей - Детская гиперактивность

Консультация  для родителей -  Детская гиперактивность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018