Коррекционная работа
Психологи единодушны во мнении: тенденция к воровству у детей не излечивается с помощью наказания. Да, общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам, но ни одна из них неприменима к ребенку дошкольного возраста. И это первое, что нужно объяснить родителям.
Правильная формулировка жалобы должна быть следующей: «Ребенок берет вещи без спросу» или «Берет вещи, которые ему запретили брать». Почему? Под воровством принято понимать сознательное нарушение соответствующей моральной нормы, а дошкольники еще не владеют ими. Что же делать?
1. Душевный разговор. Родителям очень полезно вместе с детьми разбирать различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм.
2. Игротерапия. Может рассматриваться в двух направлениях: как традиционные коррекционные цикличные занятия-проигрывания (психолог должен строить игровые отношения таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально значимые аспекты реальных внутрисемейных отношений), так и использование в психокоррекции интерактивных игр, в частности игры «Укради!». Ее основная задача заключается в том, чтобы в условном игровом, интерактивном контексте помочь семье заново пережить драматизм кражи. В игре люди лучше понимают всю тяжесть психологической и эмоциональной нагрузки воровства.
Обычно в игре используются косынки, подушки, фигурки животных и т.д., а в роли «границы» выступает лента или веревка. Функцию судьи берет на себя психолог. Вор и охранник меняются ролями.
Приступая к игре, психолог располагает все необходимые для нее атрибуты в одной части своего кабинета и проводит линию, отделяющую его от остального помещения. Родителю предлагают «охранять» предметы. В ходе игры «вор» (ребенок) должен, проникнув за линию, схватить какой-либо предмет и перенести его на свою половину. Если ему это удается, то он может приказать, чтобы одна из «конечностей охранника» не двигалась. И т.д.
Основная цель игры - дать и детям, и родителям возможность осознать характер своих взаимоотношений. Как правило, наибольший психотерапевтический эффект связан с такими изменениями в ходе игры, когда ребенок и родитель пытаются ввести в нее новые элементы, отражающие их отношения.
3.Сказкотерапия. Она помогает анализировать ситуации в баснях и сказках, что способствует формированию нравственного иммунитета, т.е. способности противостоять негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера.
В отличие от библиотерапии сказкотерапия имеет динамичный и подвижный характер, а также отличается предсказуемостью положительного конца, так как имеет определенный алгоритм построения. Занятия по сказкотерапии можно проводить с детьми начиная с 3-4 лет.
4.Библиотерапия. Это обсуждение с детьми 6-7 лет различных художественных произведений. (см. приложение 1).
Библиотерапия предполагает разбор различных моментов сюжета по ходу чтения рассказа. Придумывая конец рассказа, дети могут понять и прочувствовать различные варианты развязки.
Впервые став жертвой воришек, малыш может болезненно пережить это. Он сочтет себя виноватым в том, что случилось, ему будет неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как об основной реакции на то, что с ними произошло). Ребенок может даже перестать доверять людям вообще, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры, и он захочет отплатить окружающим тем же...
Правила общения с «маленьким воришкой»
В |
ы не всегда сразу сможете понять психологические причины, приведшие к воровству. Но, каковы бы они ни были, необходимо соблюдать несколько правил общения с детьми.
1. Ни в коем случае не навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т.д.
2. Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например: «В нашей семье такого никогда не водилось» или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей!».
3. Не заставлять ребенка «ради справедливости» отдавать свою лучшую игрушку.
4. Не «пережимать», обсуждая вину ребенка, - иначе он будет утаивать от вас свои проступки, которые сам считает постыдными.
5. Не возвращаться к тому, что было, если ребенок вызовет ваше недовольство еще раз.
6. Никогда не обвинять ребенка в краже, даже если, кроме него, сделать это было больше некому (исключение: если вы за стали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).
Иногда даже одного такого разговора достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь. Помните: не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы»: наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не будет любить. Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить вину, иначе отчаяние и безысходность были бы губительны для детской души, разрушили бы его уверенность в себе, создали бы чувство собственной порочности.
От этого не скрыться
В |
оровство - такое явление в нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Ребенка либо обсчитают в магазине, либо украдут деньги из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками... И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают - и ничего?» (см. приложение 2).
Впервые став жертвой воришек, малыш может болезненно пережить это. Он сочтет себя виноватым в том, что случилось, ему будет неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как об основной реакции на то, что с ними произошло). Ребенок может даже перестать доверять людям вообще, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры, и он захочет отплатить окружающим тем же...
• Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде.
• Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к ней, научите ребенка оберегать свое имущество.
• Ребенка необходимо учить не только уважать чужую собственность, но и быть бдительным: он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.
Несколько слов о профилактике
Доверительная беседа - лучшая профилактика возникновения возможных ситуаций. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Хорошо, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства испытывали в аналогичной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, ваше дружеское участие.
Необходимо направить энергию ребенка «в мирное русло», поэтому выясните, что его интересует (спорт, искусство, коллекционирование, книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше: человек, жизнь которого наполнена интересными занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, и у него обязательно будет друг, хотя бы один.
Самое главное - ненавязчиво создать ребенку приемлемый для него круг общения. Об этом надо позаботиться, пока он маленький. Это могут быть дети ваших друзей, какой-нибудь клуб, кружок, секция - словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
Ребенка надо научить сопереживать и задумываться о чувствах окружающих, познакомить с правилом «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и объяснить его смысл на примерах из собственной жизни.
Ребенок должен нести ответственность за кого-то или что-то в семье - за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и - непременно начиная с 7-8 лет - за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему свои дела, делитесь с ним ответственностью.
Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Ему очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом, почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, думайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.
Главное - помочь и взрослым, и детям «прожить» в этих чувствах столько, сколько они длятся. Не уничтожить друг друга, не заменить все скорым наказанием и скорым прощением, а пережить это как общую беду.
Ребенка надо научить сопереживать и задумываться о чувствах окружающих, познакомить с правилом «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и объяснить его смысл на примерах из собственной жизни.
Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2008г. стр. 71- 72
Приложение 1
БИБЛИОТЕРАПИЯ
Эти рассказы можно обсуждать в группе (пять-шесть детей 6-7 лет) после прочтения и во время чтения. Вопросы к ним составлены так, чтобы определить устойчивость моральных норм. Одно из заданий - «Продолжить рассказ...» - также направлено на развитие сюжетной линии в зависимости от этических и моральных установок. Чтение и обсуждение данных текстов способствуют нравственному развитию и формированию социальных норм поведения.
1. Маленькая куколка (воровство как реализация мечты и как результат размытости понятий «мое», «твое», «наше»)
Кате уже давно хотелось маленькую куколку в крошечной ванночке. Каждый раз, заходя в магазин, она говорила маме, папе и бабушке: «Вот же она! Она мне очень нужна!». И каждый раз родители проходили мимо. «У тебя миллион кукол!» - говорили они.
Воспитатель. Почему родители не хотели покупать Кате куклу?
1-й ребенок. У них не было денег.
2-й ребенок. Они жадничали.
3-й ребенок. Вот я иногда не убираю свои куклы, и мама мне не покупает новые.
4-й ребенок. Не хотели, хотели пива попить (!).
И куколка оставалась лежать... такая красивая, маленькая, почти уже родная...
Дома у Кати стояла вазочка - туда родители складывали «крупную мелочь». «Зачем эти деньги? Они ведь лежат просто так? - думала Катя. - Но ведь они же общие! Значит, и мои!».
Воспитатель. Для чего деньги складывали в вазочку?
1-й ребенок. В метро ездить.
2-й ребенок. Просто из карманов вытаскивали.
3-й ребенок. Не знаю.
4-й ребенок. На чупики и жвачки для меня.
Катя взяла вазочку и высыпала монеты в карман. Вечером, когда бабушка собралась в магазин, Катя напросилась пойти вместе с ней. Бабушка пошла покупать стиральный порошок, а Катя направилась прямо к прилавку с куколкой и с сияющим видом высыпала на стеклянный прилавок все содержимое своих карманов. Бабушка, услышав звон монет, обернулась... (придумать продолжение).
1-й ребенок. Бабушка поругала и даже побила Катю. Так ей и надо - воришке!
2-й ребенок. Бабушка забрала монеты.
3-й ребенок. Бабушка сказала, что Катю посадят в тюрьму.
4-й ребенок. Набила по рукам.
5-й ребенок. Бабушка купила куклу, но пожаловалась папе!
6-й ребенок. Бабушка простила Катю.
2. Мама, папа и Она! (воровство и подлог из-за одиночества и ревности)
Мама и папа были всегда заняты, с тех пор как появилась Она! Миша показывал столик, который сам слепил из пластилина, читал стишок или рассказывал, как провел день, но, как только появлялась Она, мама убегала от него - Она же маленькая!
Воспитатель. Почему Миша не любил сестру?
1-й ребенок. Ему с ней неинтересно играть - она же глупая.
2-й ребенок. Не знаю.
3-й ребенок. А я люблю свою сестру...
4-й ребенок. Мама разлюбила Мишу, не смотрела на него.
Когда появилась Она, и папа почти перестал играть с Мишей. Он приходил домой поздно, уставший. «Что делать, Мишутка... Теперь нас четверо», - говорил он.
Воспитатель. Из-за чего папа не играл с Мишей?
1-й ребенок. Ему некогда.
2-й ребенок. Он же теперь на работе!
Оле исполнилось три года, и она забрала у Миши всё: родителей, игрушки, книжки. Ей все можно! Ему было одиноко, обидно и плохо, а ей весело и хорошо!
Воспитатель. Что можно посоветовать Мише, чтобы ему не было так одиноко?
1-й ребенок. Научиться читать.
2-й ребенок. Пойти в гости к соседям.
3-й ребенок. Играть с сестрой в доктора и делать ей уколы.
4-й ребенок. Учить буквы.
Воспитатель. Миша сделал вот что. Он взял папины часы и подложил их сестре под подушку. Утром пропажа нашлась... (продолжить рассказ).
1-й ребенок. Сестра плакала, а Миша радовался тому, что папа ее отругал.
2-й ребенок. Папа начал ругать Олю, та стала плакать, и Миша признался...
3-й ребенок. Папа не обратил на Мишу внимания, потому что спешил на работу.
4-й ребенок. Когда все узнали правду, Мишу строго наказали.
3. Любимые конфеты (импульсивное воровство)
Маша очень любила конфеты. В тот день маме подарили коробку любимых Машиных конфет! Мама насыпала их в вазу. Маша, конечно, знала, что конфеты подадут к вечернему чаю, но все же не удержалась и... съела одну конфетку!
Воспитатель. Почему Маша взяла конфету?
1-й ребенок. Ей очень хотелось.
2-й ребенок. Она думала, что мама конфеты ей принесла.
3-й ребенок. Она думала, что никто не заметит.
Вечером пришли гости, и мама сказала: «А у нас есть конфеты, каждому должно хватить по две». Маша первая уселась за стол и съела две свои конфетки. А вот маленькой Сонечке досталась только одна -она расстроилась и заплакала. Тогда мама сказала: «Странно - наверное, я ошиблась. Соня, не плачь, вот тебе мои конфеты - возьми». Маше стало стыдно, ведь мама тоже очень любила эти конфеты... (продолжить рассказ).
1-й ребенок. Маша поцеловала маму и извинилась.
2-й ребенок. Мама сказала, что ей было обидно и в следующий раз она расскажет всем, кто съел конфету.
4.Пиратский взгляд (воровство как приключение)
Никита обожал фильмы про пиратов.
Воспитатель. Кто такие пираты?
1-й ребенок. Это такие люди, которые плавают на кораблях и всех грабят.
2-й ребенок. Они злые и пьяные.
3-й ребенок. Пираты - веселые.
4-й ребенок. Они ищут золото и живут богато.
Никита всегда мечтал быть похожим на пиратов. Они плавали по морям, стреляли из пушек и грабили мирные корабли.
Воспитатель. Какие поступки совершали пираты? Можно ли их назвать хорошими?
1-й ребенок. Пираты грабили, воровали -это плохо. Но они же путешествовали - это хорошо.
2-й ребенок. Пираты воюют и убивают -это плохо, плавают и ищут сокровища - это хорошо.
3-й ребенок. Поступки у пиратов плохие, а сами они - хорошие.
То, что пираты были бандитами, казалось Никите преимуществом - никто из них не попадался в руки солдатам. Вот однажды Никита и подумал: а смогу ли я так же смело, как они, пробраться в чужой дом или сад и что-нибудь там прихватить как «законную добычу»?
Воспитатель. Можно ли назвать смелостью безрассудность и жестокость пиратов? Что значит «законная добыча»?
1-й ребенок. Нет, но они все равно смелые. «Законная добыча» - то, что сам украл!
2-й ребенок. Нет, пираты плохие, они девочек обижают и людей.
Никита решил перелезть через забор в соседний сад! Добычей оказалась яблоня, но, сорвав яблоки, Никита понял: они ему не нужны, ведь у него в саду растут точно такие же. Тогда он просто выбросил яблоки под сломанной яблоней и убежал, потому что из соседского дома стали доноситься гневные крики. Позже оказалось, что Никита нарвал яблок и испортил яблоню у соседей, которые из яблок делали на зиму компоты и варенье... Когда Никита узнал это, его пиратский взгляд потух... (придумать продолжение).
1-й ребенок. Он, конечно, попросил прощения у стариков.
2-й ребенок. Его наказал папа, чтобы он больше так не делал.
3-й ребенок. Он больше не будет так играть.
Надо отметить: в ходе бесед ответы детей, как правило, меняются - у них формируются правильные нравственные представления.
Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2008г. стр. 73 - 75
Приложение 2
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОТ ЭТОГО НЕ СКРЫТЬСЯ
Длительность тренинга - 2 часа. Оптимальная численность группы - восемь-десять человек. При большей численности теряется эффект личного участия, и некоторые родители могут остаться без внимания; при меньшей численности диапазон мнений будет меньше, что также снижает эффективность работы.
Вводная часть. Ориентирована на сплочение группы (30 минут)
1 Упражнение «Назови свое имя». «Сядьте в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу».
2. Упражнение «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди».
Все по
команде, не договариваясь, выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони
или руки, скрещенные на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки
одинаково. Это упражнение показывает состояние участников группы. Если много
кулаков,
значит, агрессивность в группе велика; если скрещены руки - участники тренинга
«закрытые люди»; если ладони открыты - группа готова к работе.
3. Упражнение «Контакт глазами».
«Сейчас мы посмотрим, какого цвета у нас глаза. Для этого мы будем две минуты ходить по комнате и смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а потом всем надо построиться по цвету глаз - от темных до светлых...».
4. Упражнение «Пересядьте все те, кто...».
Стоящий
в центре круга предлагает поменяться местами тем, кто обладает
каким-то общим признаком.
5. Упражнение «Пожелание»
«А
сейчас мы выскажем пожелания друг другу на сегодняшний день. Пожелания должны
быть краткими, в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите
свое по
желание. Надо, чтобы мяч побывал у всех».
Практика показывает: этих упражнений достаточно, чтобы в группе установились доброжелательные отношения.
Основная часть (60 минут)
Участники могут вспомнить свои жизненные ситуации и то, что происходит в группе. Все это становится групповым опытом, который может быть осознан и интегрирован отдельными участниками и группой в целом.
1 Беседа. «Воровство
- такое явление в нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется
столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Каждый
родитель должен быть готов к вопросу: "Почему этого делать нельзя?
Почему другие так делают - и ничего?". Став жертвой воришек или
вымогателей впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет
считать себя виноватым, а в случае вымогательства - трусом. Ребенок
может перестать доверять всем людям».
Один из неприятных вариантов - это вымогательство со стороны старших детей (в школе). Это следует жестко пресекать сразу же, что является задачей взрослых. Ребенок не должен испытывать страха и не должен попадать в положение жертвы. Еще один неприятный, а подчас и шоковый момент для родителей - неравный обмен. Он происходит чаще всего из-за абсолютного незнания материальной ценности меняемого предмета и не-сформированности понятий «мое», «твое», «наше».
2. Группа делится на две команды. Каждая получает рассказ, он обсуждается в группе.
Задание. Описать чувства ребенка в рассказе.
Сашин страх (вымогательство). «Каждый день мама давала Саше десять рублей на карманные расходы. Однажды кто-то из более старших ребят забрал эти деньги. Он толкнул Сашу и сказал: "Если ты завтра не принесешь мне двадцать рублей, я разобью тебе нос!". Саша испугался. Ему было стыдно, что он боится, но он боялся. Что делать? Ведь мама дает ему только десять рублей... Он потихонечку достал мамин кошелек и взял там еще десять рублей. Мама вечером обнаружила пропажу...».
Ты мне - я тебе (неравный обмен). «Шура давно хотела иметь Барби и лошадь с каретой (для Барби). И вот наконец настал Новый год! Дед Мороз подарил ей сладости, мама - куртку, папа -абонемент в бассейн... А Барби никто не подарил. Праздники прошли, и Шура вернулась в группу. Каково же было ее изумление, когда у своей подруги Юли она увидела... Барби, лошадь для нее и карету! Шура разрыдалась. "Я знаю, - всхлипывала она, - знаю, мама никогда мне не подарит ло-о-ошадь... с карето-о-ой...". Юля была девочка добрая, тем более что больше всего на свете она хотела золотые сережки, а вовсе не лошадь с каретой. "Слушай, а у тебя есть золотые сережки?" -спросила она рыдающую подругу. "Есть! У меня золота целый кулек!" - ответила Шура. "Не плачь! Давай меняться: я тебе - лошадь с каретой, а ты мне - золотые сережки!". Шура просияла: оказывается, все так просто... На следующий день произошел обмен. Родители сразу все заметили: Шура принесла домой лошадь с каретой, а Юля с гордым видом позвала маму прокалывать уши!».
3. Родители по командам проигрывают паролям свой рассказ, возможно с элементами психодрамы (поговорить со «страхом», пообщаться с «желанием»).
4. Задание командам. «Найти причины поведения детей в рассказе, раскрыть их».
5. Все вместе проводят анализ содержания историй, обсуждают, делятся размышлениями по этому поводу, совместно находят выход из затруднительных ситуаций.
Итоги обсуждения рассказа «Сашин страх».
• Прояснить ситуацию, резко пресечь дальнейшее вымогательство, наказав вымогателя.
• Прийти на встречу с вымогателем вместе с педагогом.
• Построить в семье доверительные отношения, чтобы первыми узнавать о случившемся.
• Принести двадцать рублей мелочью (шутка).
• Объяснить ребенку, что плохие люди встречаются везде.
• Обсудить в семье проблему воровства, высказать свое отношение к этому, научить детей оберегать свое имущество.
• Детей необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности.
Они должны знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.
Итоги обсуждения рассказа «Ты мне - я тебе».
• Хранить золотые украшения, другие ценные вещи, а также деньги в недоступном ребенку месте.
• С детства определить: вещи ребенка, которые он может ломать, дарить, менять, рвать и портить; вещи общие, которые портить нельзя (занавески, покрывала, посуда, обои, одежда и т.д.); вещи неприкосновенные (документы, золотые украшения, деньги, другие ценности, которых вы не хотели бы лишиться). Объяснять ценность предметов, планировать вместе с ребенком покупку игр, завести копилку и т.п.
• Не обходить вниманием мечту ребенка.
Заключительная часть. Подведение итогов, оценка опыта (30 минут)
1. Вопросы по кругу: «Что запомнилось?», «Что извлекли полезного?», «Самый интересный/неинтересный момент?», «Было ли то, что вас удивило на занятии?», «Какой опыт был приобретен для вас?» и т.п.
2. Упражнение «Аплодисменты по кругу». Ведущий начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы; тот выбирает следующего - ему аплодируют вдвоем; третий - четвертого и т.д.; последнему участнику аплодирует вся группа.
Литература:
1. Антипова И.Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция // Детский психолог. 1995. № 9-10.
2. Гаврилова Т.П. Почему ребята берут чужое. М.,2001.
3. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1993.
4. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства //Детский практический психолог. 1995. № 7.
5. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.
6. Кравцова ММ. Если ребенок берет чужие вещи. М., 2002.
7. Кравцова ММ. Маленький воришка // Няня. 2001. №11.
8. Кукк В. Воровство: поведенческая зависимость // 2006.http//lib.userline.ru/27568.
9. Шерман Р., Фредман Н. Парадокс в семейной и супружеской терапии // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1.
10.Шипщина Л.М. Психология детского воровства. СПб, 2007.
11.Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е.Г. Трошиной. СПб, 2001.
Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2008г. стр. 75- 77
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.