Консультация для родителей - ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО

  • Лекции
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО, говорится о том, как работать с ребенком. Родителям очень полезно вместе с детьми разбирать различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Родители знакомятся с правилами общения с «маленькими воришками». Родители не всегда сразу сможете понять психологические причины, приведшие к воровству. Но, каковы бы они ни были, необходимо соблюдать несколько правил общения с детьми. Ни в коем случае не навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т.д. Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например: «В нашей семье такого никогда не водилось» или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей!».В консультации для родителей - ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО, говорится о том, как работать с ребенком. Родителям очень полезно вместе с детьми разбирать различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Родители знакомятся с правилами общения с «маленькими воришками». Родители не всегда сразу сможете понять психологические причины, приведшие к воровству. Но, каковы бы они ни были, необходимо соблюдать несколько правил общения с детьми. Ни в коем случае не навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т.д. Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например: «В нашей семье такого никогда не водилось» или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей!».
Иконка файла материала Коррекционная работа по теме Детское воровство.doc

                                             ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО

 

                                  Коррекционная работа

 

Психологи единодушны во мнении: тен­денция к воровству у детей не излечивается с помощью наказания. Да, общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам, но ни одна из них неприменима к ребенку дошкольного возраста. И это пер­вое, что нужно объяснить родителям.

Правильная формулировка жалобы должна быть следующей: «Ребенок берет вещи без спросу» или «Берет вещи, кото­рые ему запретили брать». Почему? Под воровством принято понимать сознатель­ное нарушение соответствующей мораль­ной нормы, а дошкольники еще не владеют ими. Что же делать?

1. Душевный разговор. Родителям очень полезно вместе с детьми разбирать различ­ные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм.

2. Игротерапия. Может рассматриваться в двух направлениях: как традиционные коррекционные цикличные занятия-проиг­рывания (психолог должен строить игро­вые отношения таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально значимые ас­пекты реальных внутрисемейных отноше­ний), так и использование в психокоррек­ции интерактивных игр, в частности игры «Укради!». Ее основная задача заключается в том, чтобы в условном игровом, интерак­тивном контексте помочь семье заново пе­режить драматизм кражи. В игре люди луч­ше понимают всю тяжесть психологичес­кой и эмоциональной нагрузки воровства.

Обычно в игре используются косынки, подушки, фигурки животных и т.д., а в ро­ли «границы» выступает лента или верев­ка. Функцию судьи берет на себя психо­лог. Вор и охранник меняются ролями.

Приступая к игре, психолог располагает все необходимые для нее атрибуты в одной части своего кабинета и проводит ли­нию, отделяющую его от остального поме­щения. Родителю предлагают «охранять» предметы. В ходе игры «вор» (ребенок) должен, проникнув за линию, схватить ка­кой-либо предмет и перенести его на свою половину. Если ему это удается, то он мо­жет приказать, чтобы одна из «конечнос­тей охранника» не двигалась. И т.д.

Основная цель игры - дать и детям, и ро­дителям возможность осознать характер своих взаимоотношений. Как правило, наи­больший психотерапевтический эффект связан с такими изменениями в ходе игры, когда ребенок и родитель пытаются ввести в нее новые элементы, отражающие их от­ношения.

3.Сказкотерапия. Она помогает анали­зировать ситуации в баснях и сказках, что способствует формированию нравствен­ного иммунитета, т.е. способности проти­востоять негативным воздействиям духов­ного, ментального и эмоционального ха­рактера.

В отличие от библиотерапии сказкоте­рапия имеет динамичный и подвижный характер, а также отличается предсказуе­мостью положительного конца, так как имеет определенный алгоритм построе­ния. Занятия по сказкотерапии можно проводить с детьми начиная с 3-4 лет.

4.Библиотерапия. Это обсуждение с деть­ми 6-7 лет различных художественных произведений. (см. приложение 1).

Библиотерапия предполагает разбор различных моментов сюжета по ходу чте­ния рассказа. Придумывая конец рассказа, дети могут понять и прочувствовать раз­личные варианты развязки.

 

Впервые став жертвой воришек, малыш может болезненно пережить это. Он сочтет себя виноватым в том, что случилось, ему будет неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как об основной реакции на то, что с ними произошло). Ребенок может даже перестать доверять людям вообще, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры, и он захочет отплатить окружающим тем же...

         

                                  

 

 

                          Правила общения с «маленьким воришкой»

 

В

ы не всегда сразу сможете понять пси­хологические причины, приведшие к воровству. Но, каковы бы они ни были, не­обходимо соблюдать несколько правил об­щения с детьми.

1. Ни в коем случае не навешивать «уго­ловных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорож­ку» в жизни и т.д.

2. Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, напри­мер: «В нашей семье такого никогда не во­дилось» или «Как я завидую другим роди­телям, которым не приходится стыдиться своих детей!».

3. Не заставлять ребенка «ради справед­ливости» отдавать свою лучшую игрушку.

4. Не «пережимать», обсуждая вину ре­бенка, - иначе он будет утаивать от вас свои проступки, которые сам считает по­стыдными.

5. Не возвращаться к тому, что было, ес­ли ребенок вызовет ваше недовольство еще раз.

6. Никогда не обвинять ребенка в краже, даже если, кроме него, сделать это было больше некому (исключение: если вы за­ стали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).

Иногда даже одного такого разговора до­статочно, чтобы зародить в ребенке ком­плекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь. Помните: не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называ­ния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы»: наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружь­ем, а сознание, что он совершил нечто та­кое, из-за чего мама его больше не будет любить. Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить вину, иначе отчаяние и безысходность были бы губительны для  детской души, разрушили бы его уве­ренность в себе, создали бы чувство собст­венной порочности.

 

                           От этого не скрыться

 

В

оровство - такое явление в нашей жиз­ни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни стара­лись оградить его от подобных неприятно­стей. Ребенка либо обсчитают в магазине, либо украдут деньги из кармана, либо по­зовут в соседский сад за яблоками... И каждый родитель должен быть готов к во­просу: «Почему этого делать нельзя? По­чему другие так делают - и ничего?» (см. приложение 2).

Впервые став жертвой воришек, малыш может болезненно пережить это. Он со­чтет себя виноватым в том, что случилось, ему будет неприятно, даже противно (мно­гие обворованные люди говорили о чувст­ве брезгливости как об основной реакции на то, что с ними произошло). Ребенок мо­жет даже перестать доверять людям вооб­ще, во всех незнакомцах ему будут мере­щиться воры, и он захочет отплатить окру­жающим тем же...

       Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде.

       Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к ней, научите ребенка оберегать свое имущество.

       Ребенка необходимо учить не только уважать чужую собственность, но и быть бдительным: он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

 

                        Несколько слов о профилактике

 

Доверительная беседа - лучшая профилактика возникновения возможных ситуаций. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Хорошо, если вы по­делитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства испытывали в аналогичной ситуации. Ребенок почувст­вует ваше искреннее желание понять его, ваше дружеское участие.

Необходимо направить энергию ребенка «в мирное русло», поэтому выясните, что его интересует (спорт, искусство, коллек­ционирование, книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем луч­ше: человек, жизнь которого наполнена ин­тересными занятиями, чувствует себя бо­лее счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, и у него обя­зательно будет друг, хотя бы один.

Самое главное - ненавязчиво создать ребенку приемлемый для него круг обще­ния. Об этом надо позаботиться, пока он маленький. Это могут быть дети ваших друзей, какой-нибудь клуб, кружок, сек­ция - словом, любое общество, объединя­ющее людей со схожими интересами и до­брожелательно относящихся друг к другу.

Ребенка надо научить сопереживать и задумываться о чувствах окружающих, познакомить с правилом «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и объяснить его смысл на примерах из соб­ственной жизни.

Ребенок должен нести ответственность за кого-то или что-то в семье - за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и - непременно начиная с 7-8 лет - за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему свои дела, делитесь с ним ответственностью.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, на­думанными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Ему очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом, почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, ду­майте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рас­считывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

Главное - помочь и взрослым, и детям «прожить» в этих чувствах столько, сколь­ко они длятся. Не уничтожить друг друга, не заменить все скорым наказанием и ско­рым прощением, а пережить это как об­щую беду.

 

Ребенка надо научить сопереживать и задумываться о чувствах окружающих, познакомить с правилом «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и объяснить его смысл на примерах из собственной жизни.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2008г. стр. 71- 72

                                                                                                                                Приложение 1

 

                              БИБЛИОТЕРАПИЯ

 

Эти рассказы можно обсуждать в группе (пять-шесть детей 6-7 лет) после про­чтения и во время чтения. Вопросы к ним составлены так, чтобы определить устойчи­вость моральных норм. Одно из заданий - «Продолжить рассказ...» - также направле­но на развитие сюжетной линии в зависи­мости от этических и моральных установок. Чтение и обсуждение данных текстов спо­собствуют нравственному развитию и фор­мированию социальных норм поведения.

1. Маленькая куколка (воровство как реализация мечты и как результат размы­тости понятий «мое», «твое», «наше»)

Кате уже давно хотелось маленькую ку­колку в крошечной ванночке. Каждый раз, заходя в магазин, она говорила маме, папе и бабушке: «Вот же она! Она мне очень нужна!». И каждый раз родители проходи­ли мимо. «У тебя миллион кукол!» - гово­рили они.

Воспитатель. Почему родители не хоте­ли покупать Кате куклу?

 1-й ребенок. У них не было денег.

 2-й ребенок. Они жадничали.

3-й ребенок. Вот я иногда не убираю свои куклы, и мама мне не покупает новые.

4-й ребенок. Не хотели, хотели пива по­пить (!).

 И куколка оставалась лежать... такая красивая, маленькая, почти уже родная...

Дома у Кати стояла вазочка - туда ро­дители складывали «крупную мелочь». «Зачем эти деньги? Они ведь лежат просто так? - думала Катя. - Но ведь они же об­щие! Значит, и мои!».

         Воспитатель. Для чего деньги склады­вали в вазочку?

1-й ребенок. В метро ездить.

2-й ребенок. Просто из карманов выта­скивали.

3-й ребенок. Не знаю.

4-й ребенок. На чупики и жвачки для меня.

Катя взяла вазочку и высыпала монеты в карман. Вечером, когда бабушка собра­лась в магазин, Катя напросилась пойти вместе с ней. Бабушка пошла покупать стиральный порошок, а Катя направилась прямо к прилавку с куколкой и с сияющим видом высыпала на стеклянный прилавок все содержимое своих карманов. Бабушка, услышав звон монет, обернулась... (приду­мать продолжение).

1-й ребенок. Бабушка поругала и даже побила Катю. Так ей и надо - воришке!

2-й ребенок. Бабушка забрала монеты.

3-й ребенок. Бабушка сказала, что Ка­тю посадят в тюрьму.

4-й ребенок. Набила по рукам.

5-й ребенок. Бабушка купила куклу, но пожаловалась папе!

6-й ребенок. Бабушка простила Катю.

 

2. Мама, папа и Она! (воровство и под­лог из-за одиночества и ревности)

Мама и папа были всегда заняты, с тех пор как появилась Она! Миша показывал столик, который сам слепил из пластилина, читал стишок или рассказывал, как провел день, но, как только появлялась Она, мама убегала от него - Она же маленькая!

Воспитатель. Почему Миша не любил сестру?

1-й ребенок. Ему с ней неинтересно иг­рать - она же глупая.

2-й ребенок. Не знаю.

3-й ребенок. А я люблю свою сестру...

4-й ребенок. Мама разлюбила Мишу, не смотрела на него.

Когда появилась Она, и папа почти пе­рестал играть с Мишей. Он приходил до­мой поздно, уставший. «Что делать, Мишутка... Теперь нас четверо», - говорил он.

Воспитатель. Из-за чего папа не играл с Мишей?

1-й ребенок. Ему некогда.

2-й ребенок. Он же теперь на работе!

Оле исполнилось три года, и она забра­ла у Миши всё: родителей, игрушки, книж­ки. Ей все можно! Ему было одиноко, обидно и плохо, а ей весело и хорошо!

Воспитатель. Что можно посоветовать Мише, чтобы ему не было так одиноко?

1-й ребенок. Научиться читать.

2-й ребенок. Пойти в гости к соседям.

3-й ребенок. Играть с сестрой в доктора и делать ей уколы.

4-й ребенок. Учить буквы.

Воспитатель. Миша сделал вот что. Он взял папины часы и подложил их сестре под подушку. Утром пропажа нашлась... (продолжить рассказ).

1-й ребенок. Сестра плакала, а Миша радовался тому, что папа ее отругал.

2-й ребенок. Папа начал ругать Олю, та стала плакать, и Миша признался...

3-й ребенок. Папа не обратил на Мишу внимания, потому что спешил на работу.

4-й ребенок. Когда все узнали правду, Мишу строго наказали.

 

3. Любимые конфеты (импульсивное воровство)

Маша очень любила конфеты. В тот день маме подарили коробку любимых Машиных конфет! Мама насыпала их в ва­зу. Маша, конечно, знала, что конфеты по­дадут к вечернему чаю, но все же не удер­жалась и... съела одну конфетку!

Воспитатель. Почему Маша взяла кон­фету?

1-й ребенок. Ей очень хотелось.

2-й ребенок. Она думала, что мама кон­феты ей принесла.

3-й ребенок. Она думала, что никто не заметит.

Вечером пришли гости, и мама сказала: «А у нас есть конфеты, каждому должно хватить по две». Маша первая уселась за стол и съела две свои конфетки. А вот ма­ленькой Сонечке досталась только одна -она расстроилась и заплакала. Тогда мама сказала: «Странно - наверное, я ошиблась. Соня, не плачь, вот тебе мои конфеты - возьми». Маше стало стыдно, ведь мама тоже очень любила эти конфеты... (продол­жить рассказ).

1-й ребенок. Маша поцеловала маму и извинилась.

2-й ребенок. Мама сказала, что ей было обидно и в следующий раз она расскажет всем, кто съел конфету.

 

4.Пиратский взгляд (воровство как приключение)

Никита обожал фильмы про пиратов.

Воспитатель. Кто такие пираты?

1-й ребенок. Это такие люди, которые плавают на кораблях и всех грабят.

2-й ребенок. Они злые и пьяные.

3-й ребенок. Пираты - веселые.

4-й ребенок. Они ищут золото и живут богато.

Никита всегда мечтал быть похожим на пиратов. Они плавали по морям, стреляли из пушек и грабили мирные корабли.

Воспитатель. Какие поступки соверша­ли пираты? Можно ли их назвать хороши­ми?

1-й ребенок. Пираты грабили, воровали -это плохо. Но они же путешествовали - это хорошо.

2-й ребенок. Пираты воюют и убивают -это плохо, плавают и ищут сокровища - это хорошо.

3-й ребенок. Поступки у пиратов пло­хие, а сами они - хорошие.

То, что пираты были бандитами, каза­лось Никите преимуществом - никто из них не попадался в руки солдатам. Вот од­нажды Никита и подумал: а смогу ли я так же смело, как они, пробраться в чужой дом или сад и что-нибудь там прихватить как «законную добычу»?

Воспитатель. Можно ли назвать сме­лостью безрассудность и жестокость пира­тов? Что значит «законная добыча»?

1-й ребенок. Нет, но они все равно сме­лые. «Законная добыча» - то, что сам ук­рал!

2-й ребенок. Нет, пираты плохие, они девочек обижают и людей.

Никита решил перелезть через забор в соседний сад! Добычей оказалась яблоня, но, сорвав яблоки, Никита понял: они ему не нужны, ведь у него в саду растут точно такие же. Тогда он просто выбросил ябло­ки под сломанной яблоней и убежал, пото­му что из соседского дома стали доносить­ся гневные крики. Позже оказалось, что Никита нарвал яблок и испортил яблоню у соседей, которые из яблок делали на зи­му компоты и варенье... Когда Никита уз­нал это, его пиратский взгляд потух... (придумать продолжение).

1-й ребенок. Он, конечно, попросил прощения у стариков.

2-й ребенок. Его наказал папа, чтобы он больше так не делал.

3-й ребенок. Он больше не будет так иг­рать.

Надо отметить: в ходе бесед ответы де­тей, как правило, меняются - у них фор­мируются правильные нравственные представления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2008г. стр. 73 - 75

 

                                                                                                                                 Приложение 2

 

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОТ  ЭТОГО  НЕ  СКРЫТЬСЯ

 

Длительность тренинга - 2 часа. Оптимальная численность группы - восемь-десять человек. При большей численности теряется эффект личного учас­тия, и некоторые родители могут остаться без внимания; при меньшей численности диапазон мнений будет меньше, что также снижает эффективность работы.

 

Вводная часть. Ориентирована на сплочение группы (30 минут)

 

1 Упражнение «Назови свое имя». «Сядьте в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу».

 

2.    Упражнение «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди».

 Все по команде, не до­говариваясь, выбрасывают руки опреде­ленным образом: кулаки, ладони или руки, скрещенные на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково. Это упражнение показывает состояние участников группы. Если много кулаков,
значит, агрессивность в группе велика; ес­ли скрещены руки - участники тренинга «закрытые люди»; если ладони открыты - группа готова к работе.

3.    Упражнение «Контакт глазами».

«Сейчас мы посмотрим, какого цвета у нас глаза. Для этого мы будем две минуты хо­дить по комнате и смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а потом всем надо построиться по цвету глаз - от тем­ных до светлых...».

4.    Упражнение «Пересядьте все те, кто...».

Стоящий в центре круга предлага­ет поменяться местами тем, кто обладает
каким-то общим признаком.

5.    Упражнение «Пожелание»

 «А сейчас мы выскажем пожелания друг другу на се­годняшний день. Пожелания должны быть краткими, в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое по­
желание. Надо, чтобы мяч побывал у всех».

Практика показывает: этих упражнений достаточно, чтобы в группе установились доброжелательные отношения.

 

Основная часть (60 минут)

 

Участники могут вспомнить свои жиз­ненные ситуации и то, что происходит в группе. Все это становится групповым опытом, который может быть осознан и интегрирован отдельными участниками и группой в целом.

1 Беседа. «Воровство - такое явление в нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от по­добных неприятностей.  Каждый роди­тель должен быть готов к вопросу: "По­чему этого делать нельзя? Почему дру­гие так делают - и ничего?". Став жерт­вой воришек или вымогателей впервые, малыш может очень болезненно пережи­вать это. Он будет считать себя винова­тым, а в случае вымогательства - трусом. Ребенок может перестать доверять всем людям».

Один из неприятных вариантов - это вымогательство со стороны старших де­тей (в школе). Это следует жестко пресе­кать сразу же, что является задачей взрос­лых. Ребенок не должен испытывать стра­ха и не должен попадать в положение жертвы. Еще один неприятный, а подчас и шоковый момент для родителей - не­равный обмен. Он происходит чаще всего из-за абсолютного незнания материаль­ной ценности меняемого предмета и не-сформированности понятий «мое», «твое», «наше».

 

2. Группа делится на две команды. Каж­дая получает рассказ, он обсуждается в группе.

Задание. Описать чувства ребенка в рассказе.

Сашин страх (вымогательство). «Каждый день мама давала Саше десять рублей на карманные расходы. Однажды кто-то из более старших ребят забрал эти деньги. Он толкнул Сашу и сказал: "Если ты завтра не принесешь мне двадцать руб­лей, я разобью тебе нос!". Саша испугал­ся. Ему было стыдно, что он боится, но он боялся. Что делать? Ведь мама дает ему только десять рублей... Он потихонечку достал мамин кошелек и взял там еще де­сять рублей. Мама вечером обнаружила пропажу...».

Ты мне - я тебе (неравный обмен). «Шура давно хотела иметь Барби и ло­шадь с каретой (для Барби). И вот нако­нец настал Новый год! Дед Мороз пода­рил ей сладости, мама - куртку, папа -абонемент в бассейн... А Барби никто не подарил. Праздники прошли, и Шура вер­нулась в группу. Каково же было ее изум­ление, когда у своей подруги Юли она увидела... Барби, лошадь для нее и карету! Шура разрыдалась. "Я знаю, - всхлипыва­ла она, - знаю, мама никогда мне не пода­рит ло-о-ошадь... с карето-о-ой...". Юля была девочка добрая, тем более что боль­ше всего на свете она хотела золотые се­режки, а вовсе не лошадь с каретой. "Слу­шай, а у тебя есть золотые сережки?" -спросила она рыдающую подругу. "Есть! У меня золота целый кулек!" - ответила Шура. "Не плачь! Давай меняться: я тебе - лошадь с каретой, а ты мне - золотые се­режки!". Шура просияла: оказывается, все так просто... На следующий день произо­шел обмен. Родители сразу все заметили: Шура принесла домой лошадь с каретой, а Юля с гордым видом позвала маму прока­лывать уши!».

 

3. Родители по командам проигрывают паролям свой рассказ, возможно с элемен­тами психодрамы (поговорить со «стра­хом», пообщаться с «желанием»).

4. Задание командам. «Найти причины поведения детей в рассказе, раскрыть их».

5. Все вместе проводят анализ содержа­ния историй, обсуждают, делятся размышлениями по этому поводу, совместно нахо­дят выход из затруднительных ситуаций.

 

Итоги обсуждения рассказа «Сашин страх».

  Прояснить ситуацию, резко пресечь дальнейшее вымогательство, наказав вы­могателя.

  Прийти на встречу с вымогателем вместе с педагогом.

  Построить в семье доверительные от­ношения, чтобы первыми узнавать о слу­чившемся.

  Принести двадцать рублей мелочью (шутка).

  Объяснить ребенку, что плохие люди встречаются везде.

  Обсудить в семье проблему воровства, высказать свое отношение к этому, на­учить детей оберегать свое имущество.

  Детей необходимо учить не только ува­жению к чужой собственности, но и бди­тельности.

 

Они должны знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

 

Итоги обсуждения рассказа «Ты мне -  я тебе».

 

   Хранить золотые украшения, другие ценные вещи, а также деньги в недоступ­ном ребенку месте.

  С детства определить: вещи ребенка, которые он может ломать, дарить, менять, рвать и портить; вещи общие, которые портить нельзя (занавески, покрывала, посуда, обои, одежда и т.д.); вещи неприкос­новенные (документы, золотые украше­ния, деньги, другие ценности, которых вы не хотели бы лишиться). Объяснять цен­ность предметов, планировать вместе с ре­бенком покупку игр, завести копилку и т.п.

• Не обходить вниманием мечту ребенка.

 

Заключительная часть. Подведение итогов, оценка опыта (30 минут)

1.   Вопросы по кругу: «Что запомни­лось?», «Что извлекли полезного?», «Са­мый    интересный/неинтересный    мо­мент?», «Было ли то, что вас удивило на занятии?», «Какой опыт был приобретен для вас?» и т.п.

2.   Упражнение «Аплодисменты по кру­гу». Ведущий начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участни­ков группы; тот выбирает следующего - ему аплодируют вдвоем; третий - четвер­того и т.д.; последнему участнику аплоди­рует вся группа.

 

 

Литература:

 

1.    Антипова И.Г. Воровство в детском возрас­те: анализ причин и коррекция // Детский пси­холог. 1995. № 9-10.

2.    Гаврилова Т.П. Почему ребята берут чужое. М.,2001.

3.    Гриндер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в прин­цы. Воронеж, 1993.

4.    Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства //Детский практический психолог. 1995. № 7.

5.    Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

6.    Кравцова ММ. Если ребенок берет чужие ве­щи. М., 2002.

7.    Кравцова ММ. Маленький воришка // Ня­ня. 2001. №11.

8.    Кукк В. Воровство: поведенческая зависи­мость // 2006.http//lib.userline.ru/27568.

9.    Шерман Р., Фредман Н. Парадокс в семейной и супружеской терапии // Семейная психоло­гия и семейная терапия. 1998. № 1.

10.Шипщина Л.М. Психология детского воров­ства. СПб, 2007.

11.Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е.Г. Трошиной. СПб, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Журнал «Дошкольное воспитание» №7 – 2008г. стр. 75- 77