Консультация для родителей - Динамика психологических реакций умирающего
Оценка 4.9
Лекции
docx
родителям
Детсад
29.04.2018
В консультации для родителей - ,Динамика психологических реакций умирающего, говорится о том, что все психологические реакции человека, оказавшегося перед лицом смерти (часто в результате неизлечимой болезни), можно подразделить на ряд этапов. Наиболее известна в этом плане схема Элизабет Кюблер-Росс. Она описала следующие пять эта =пов психологических реакций умирающих:В консультации для родителей - Динамика психологических реакций умирающего , говорится о том, что все психологические реакции человека, оказавшегося перед лицом смерти (часто в результате неизлечимой болезни), можно подразделить на ряд этапов. Наиболее известна в этом плане схема Элизабет Кюблер-Росс. Она описала следующие пять этапов психологических реакций умирающих:
--Консультация для родителей — Динамика психологических реакций умирающего..docx
Консультация для родителей
УМИРАНИЕ
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование:
работа с кризисными и проблемными ситуациями – М.: Смысл, 2002
Зачастую умирающие становятся теперь клиентами не только медиков, но и
психологов, поэтому знание их психологических реакций приобретает все большую
важность для профессионалов сферы психического здоровья.
Динамика психологических реакций умирающего.
Все психологические реакции человека, оказавшегося перед лицом смерти
(часто в результате неизлечимой болезни), можно подразделить на ряд этапов.
Наиболее известна в этом плане схема Элизабет КюблерРосс. Она описала
следующие пять этапов психологических реакций умирающих:
Вероятно,
1. Фаза отрицания болезни (анозогнозическая) — больной отказывается
принять свою болезнь. «Нет, не я!», — самая обычная реакция вначале на
объявление смертельного диагноза.
целесообразно молчаливо
согласиться с больным. Особенно это касается лиц, осуществляющих уход за
больным, и родственников. В зависимости от того, насколько человек может взять
события под свой контроль и насколько сильно поддерживают его окружающие, он
преодолевает эту стадию тяжелее или легче. По мнению М. Хегарти, эта начальная
стадия является нормальной и конструктивной, если она не затягивается и не
мешает терапии. Если времени оказывается достаточно, то большинство больных
успевают сформировать психологическую защиту.
2Фаза протеста (дисфорическая) вытекает из вопроса, который ставит себе
больной: «Почему именно я?». Отсюда возмущение и гнев на окружающих и вообще
на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важна возможность
излить эти чувства вовне. Следует понимать, что это состояние враждебности и
гнева — закономерное, нормальное явление, и сдерживать его больному очень
трудно. Нельзя осуждать больного за эти его реакции, направленные по сути не на
окружающих, а на свою судьбу. Здесь больной особенно нуждается в дружеской
поддержке и участии, эмоциональном контакте.
3Фаза «торга» (аутосуггестивная) — происходит резкое сужение жизненного
горизонта человека, и он начинает выпрашивать, выторговывать себе те или иные
поблажки. Это прежде всего просьбы к врачам относительно послабления режима,
назначения обезболивания или к родственникам с требованием выполнения
различных прихотей. Этот нормальный процесс сделок для узко ограниченных
целей помогает пациенту прийти к соглашению с реальностью все укорачивающейся
жизни. Желая продлить жизнь, больной нередко обращается к Богу с обещаниями
смирения и послушания («Еще немного, мне надо закончить дела»). Хороший
эффект в этой фазе дают рассказы о спонтанном выздоровлении.
4 Фаза депрессии — больной с течением времени неизбежно становится
печальным. Он уже не задает вопросов, просто говорит себе, что «на этот раз умереть предстоит именно мне». При этом может появиться сознание вины и
самобичевание — «Чем же я это заслужил?».
Дигрессия у больных может протекать поразному. Иногда это основное
печальное настроение усугубляется реактивными моментами, связанными с
потерей частей тела или функций, важных для целостного образа «Я». Это может
произойти вследствие хирургических операций.
Другой тип депрессии, наблюдаемый у умирающих больных, понимается как
преждевременное оплакивание потери семьи, друзей и самой жизни. Это по сути
тяжелое переживание потери собственного будущего и признак начальной стадии
следующей фазы — принятия смерти. Последняя группа больных особенно трудна
для всех, кто соприкасается с ними. У окружающих они вызывают чувство тревоги
и беспокойства, душевного дискомфорта. Любые попытки ободрить больного или
поддержать его шуткой, бодрым тоном воспринимаются как нелепые в этой
ситуации. Больной замыкается в себе, ему хочется плакать при мысли о тех, кого
он вынужден скоре оставить.
В этот период вольно или невольно все те, кто окружает больного, начинают
избегать с ним общения. Это касается как родственников, так и медицинского
персонала. При этом, особенно у родственников, возникает чувство вины за свое
поведение и даже порой невольные мысленные пожелания умирающему более
быстрой и легкой смерти. Даже родители больных детей не являются исключением
в этой закономерности. Такое отчуждение может показаться окружающим
бессердечным родительским безразличием к ребенку. Но родственники и
медицинский персонал должны понимать, что эти чувства нормальны и
представляют действие естественных механизмов психологической защиты. Врачу и
психологу (в том числе и психологуконсультанту) следует помочь ухаживающим за
больным преодолеть эти чувства и попросить их продолжить эмоциональную
поддержку умирающего. Именно в этот период больной больше всего нуждается в
душевном комфорте и теплоте. Даже чьето молчаливое присутствие в палате у
постели умирающего может оказаться полезнее, чем какието слова. Краткое
объятие, похлопывание по плечу, пожатие рук скажет ему о том, что о нем
заботятся и понимают. Здесь всегда необходимо участие родственников и
выполнение, по возможности, любых желаний больного, хоть както направленных к
жизни и деятельности.
5. Фаза принятия смерти (апатическая) — это примирение с судьбой,
больной смиренно ждет своего конца. Измученный болезнью, он желает лишь
отдохнуть и уснуть. Это уже прощание, конец жизненного пути. Бывает, правда, и
так, что больной, приняв факт своей неизбежной кончины и смирившись с судьбой,
вдруг вновь все отрицает на какоето время, строя при этом радужные планы на
будущее. Эта амбивалентность поведения и отношения к смерти понятна, так как
агония — это одновременно и борьба за жизнь и отмирание. В этой фазе надо
создавать уверенность у больного в том, что он не останется наедине со своей
смертью (контекст — «Я вас не оставлю»).
В зависимости от своего духовного потенциала врач на этой стадии может
привлечь на помощь религию (Сидоров, Парняков, 2000). Характер и широта работы с умирающим от неизлечимой болезни или от
старости зависят от физического состояния и особенностей его личности, а также
от эмоциональной настроенности, мировоззрения и прочих обстоятельств. По
нашим наблюдениям, фазы, описанные КюблерРосс, могут и не выделяться четко
или проходить очень быстро и незаметно для окружающих. Мы также наблюдали
реакции практически полного «выпадения» умирающих из реальности. Последнее
может быть обусловлено как действием механизмов психологической защиты, так
и нарастающей интоксикацией, угасанием физиологических функций. Кроме того,
часть больных в терминальной стадии находятся под почти непрерывным
действием обезболивающих средств, прежде всего наркотиков. Соответственно,
некоторые люди могут умереть, практически не осознав факт смерти. И здесь
психологам и психотерапевтам достается работа лишь с убитыми неожиданным
горем родственниками.
В современной медицинской литературе говорится о том, что главной
на которую нацелены психокоррекционные
психологической мишенью,
(психотерапевтические) воздействия,
является страх человека перед
установлением врачами «смертельного» диагноза (рак, СПИД), перед
мучительными болями, а также страх самой смерти (Сидоров, Парняков, 2000). И
хотя эта тематика несколько выходит за рамки консультативной психологии и
больше относится, например, к деятельности психолога хосписа, тем не менее в
консультативной практике также встречаются обращения как самих больных, так
и их родственников. Именно поэтому общая готовность к помощи таким клиентам
должна присутствовать в работе психологаконсультанта.
Готовность эту создает, вопервых, собственная проработанность темы
смерти, отношение к смерти собственной, которая часто может быть достигнута
только в психотерапевтической группе, поднимающей экзистенциальные вопросы.
Вовторых, помогают знания о процессе умирания и смерти, а также о формах
помощи таким клиентам.
«Правдивость» у постели больного есть всеобщая тенденция современности, и
это касается не только врачей, но и родственников больных и всех тех, кто
занимается уходом. В то же время следует учитывать динамику психологических
реакций у терминальных больных, описанную КюблерРосс. Например, если у
больного выражена реакция отрицания и он не желает знать о смертельных
болезнях, то и навязывать ему правду не следует (Сидоров, Парняков, 2000).
Собственно в работе психолога важным остается гуманистическое правило
нахождения рядом с человеком, помощь в проживании им травматической
ситуации. Например, телефонный консультант, которому звонит терминальный
больной, не должен теряться и отвергать чувства умирающего человека, не должен
усиливать страх собственной включенностью в него и реакцией заражения.
Консультант принимает человека вместе со всеми его чувствами и состоянием,
разделяет душевную боль, благодаря эмпатической поддержке. Что касается
техник, то они известны и, на наш взгляд, не представляют собой ничего
специфичного. Это хорошо описанные в различных руководствах приемы активного
слушания (Кочюнас, 1999). Психологконсультант также может столкнуться с установками клиента и
ценностными ориентациями, которые для него как для представителя научной
школы являются неприемлемыми. Например, терминальный больной, в прошлом
атеист вдруг начинает верить в Бога или обращается к различного рода магическим
ритуалам, парапсихологии и т.п. В этих случаях считается, что не следует
препятствовать возможной личностной трансформации больного в направлении
«третьей действительности», то есть иррациональности, религии и т.д. Часто
именно иррациональность, вера в «жизнь после смерти» помогает больному
справиться с печалью и овладевающим чувством одиночества.
Большое значение имеет привлечение родственников к эмоциональной
поддержке больного. При этом учитывается индивидуальная система семьи и
семейных отношений. Однако считается, что стоит избегать слишком большого
информирования семьи о состоянии больного с одновременной недостаточностью
предоставления информации самому больному. Желательно, чтобы больной и
родственники находились примерно на одинаковом уровне владения информацией о
болезни — это способствует большей консолидации семьи, мобилизации резервов
семейной группы, содействию проработки семейной скорби у больного и членов
семьи (Сидоров, Парняков, 2000).
Если вы убедились, что действительно имеете дело с обреченным, медленно
умирающим и страдающим человеком, то родственникам можно рекомендовать и
обращение в хоспис. Хосписная служба обычно ориентирована на помощь
инкурабельным онкологическим больным и их родственникам. Программа действий
в хосписе рассчитана в первую очередь на паллиативный уход за больными (т.е.
уход, приносящий временное облегчение, но не излечивающий болезнь, поскольку
это уже невозможно), обезболивание, оказание психологической поддержки им и их
семье. Как правило, хоспис имеет в своем составе стационар и выездную службу,
осуществляющую патронаж больных (Сидоров, Парняков,
2000). Это дает
возможность не оставлять людей наедине с их проблемами, проявлять к ним
участие и оказывать реальную помощь. К сожалению, число хосписов в нашей
стране пока очень ограничено. Часть из них работают как общественные,
благотворительные организации.
Болезнь и возможная смерть часто «подталкивают», дают повод для обращения
и к другим экзистенциальным вопросам — о свободе, ответственности, смысле
жизни. Одним из центральных является вопрос о смысле жизни. Клиенты могут
задавать его себе в периоды возрастных кризисов в 30—40 лет или в другие
моменты жизни, подводящие человека к этому. Такой вопрос может быть задан и
консультанту. При этом не надо мучиться в поисках ответа и впадать во
фрустрацию. Однозначного ответа на него просто нет. Виктор Франкл писал: «Ни
един психиатр и ни один психотерапевт ...не может указать больному в чем
заключается смысл. Он вправе, однако, утверждать, что жизнь имеет смысл и даже,
более того, что она сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых
обстоятельствах благодаря возможности найти смысл даже в страдании... В жизни
не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это
можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования — в частности, трагическая триада, включающая в
себя страдание, вину и смерть, — также могут быть преобразованы в нечто
позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной
установкой» (Франкл, 1990). То есть, в таких ситуациях психологконсультант идет
рядом с клиентом, с его переживаниями, внутренним миром, исследует вместе с
ним то, что привело к задаванию самому себе экзистенциальных вопросов, и
возможно они придут вместе к ответам, уникальным для этого человека.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
Консультация для родителей - Динамика психологических реакций умирающего
Консультация для родителей - Динамика психологических реакций умирающего
Консультация для родителей - Динамика психологических реакций умирающего
Консультация для родителей - Динамика психологических реакций умирающего
Консультация для родителей - Динамика психологических реакций умирающего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.