В консультации для родителей - Должны ли вы платить ребенку за хорошие оценки, говорится о том, что вообще вы не должны делать этого. Хотя нечастые денежные вознаграждения могут побудить ребенка учиться лучше. Но у этой практики есть ряд недостатков. Во-первых, за ней часто кроется отсутствие уверенности родителей в том, что ребенок иначе и не может получить хорошую оценку. К тому же это зачастую говорит о том, что родители не уделяют достаточно времени выявлению причин плохой успеваемости. Еще один момент: данная практика основывается на принципе, будто деньги служат побуждающим фактором.В консультации для родителей - Должны ли вы платить ребенку за хорошие оценки, говорится о том, что вообще вы не должны делать этого. Хотя нечастые денежные вознаграждения могут побудить ребенка учиться лучше. Но у этой практики есть ряд недостатков. Во-первых, за ней часто кроется отсутствие уверенности родителей в том, что ребенок иначе и не может получить хорошую оценку. К тому же это зачастую говорит о том, что родители не уделяют достаточно времени выявлению причин плохой успеваемости. Еще один момент: данная практика основывается на принципе, будто деньги служат побуждающим фактором.
Консультация для родителей
Должны ли вы платить ребенку за хорошие оценки?
Вообще вы не должны делать этого. Хотя нечастые денежные вознаграждения
могут побудить ребенка учиться лучше. Но у этой практики есть ряд недостатков.
Вопервых, за ней часто кроется отсутствие уверенности родителей в том, что
ребенок иначе и не может получить хорошую оценку. К тому же это зачастую
говорит о том, что родители не уделяют достаточно времени выявлению причин
плохой успеваемости. Еще один момент: данная практика основывается на
принципе, будто деньги служат побуждающим фактором. Будто если ребенок
потеряет интерес к деньгам или наоборот,
то потребует гораздо
больше денег, чтобы у него появился стимул учиться. Деньги не должны заменять
родительского участия. Если родитель уверен, что деньги это оптимальное
вознаграждение, то оно должно сопровождаться похвалой: «Когда ты хорошо
подумаешь над заданием, то у тебя все получается» или «Ты делаешь хорошее дело,
трудясь над этим докладом».
Как нужно говорить
•Когда оценки становятся ниже, то не предполагайте сразу, что ребенок
ленится. Возможно, в новой школе или у другого учителя требования строже. «Тебе
стало труднее учиться?»
•«Что изменилось, отчего тебе стало труднее получать хорошие оценки?»
•Постарайтесь разработать план действий: «Что ты мог бы сделать, чтобы
улучшить свои оценки? У тебя есть идеи?»
•Объясните ребенку, что оценки важны и что вы поможете ему стать более
организованным и лучше готовиться к контрольным. «Твоя оценка складывается из
выполнения домашнего задания, из оценки за контрольную работу и из участия
на уроке. Контрольную ты написал хорошо, но я знаю, что ты иногда запаздываешь с
домашним заданием. Именно на это нужно в первую очередь обратить внимание».
•Поставьте четкую цель. Говорить ребенку, чтобы он улучшил свои оценки,
это както непонятно. «Какие ты хочешь иметь оценки в табеле успеваемости в
следующий раз?.. Я буду каждый вечер проверять твои домашние задания и задавать
тебе вопросы накануне контрольных. Что ты думаешь по этому поводу?»
•Предложите реалистичную ПОДДЕРЖКУ. «Я вижу, что твои оценки стали
лучше. Вижу, что в этом году ты стараешься, и знаю, что когда ты уделяешь время
тому, чтобы выучить материал, то получаешь оценки лучше».
•«Как ты думаешь, изза чего ты плохо пишешь контрольные?» Дети, которые
приписывают неудачу недостаточным способностям, считают, что стараться
бессмысленно. Дети, которые относят неудачу к причинам иным, чем отсутствие
способностей (мало занимался и т. д.), обычно учатся лучше.
Основное правило: Постепенное снижение (или резкое ухудшение) школьной
успеваемости это сигнал о наличии какойто проблемы. Депрессия, тревожность,
употребление алкоголя и наркотиков или семейные конфликты — вот обычныепричины.
Как не нужно говорить
• «Что мне с тобой делать? Неужели ты не хочешь добиться успеха в жизни?»
Показывать свое разочарование нежелательно. Лучше поискать проблемы, лежащие
в основе плохой успеваемости, или хотя бы передать ребенку, что он в состоянии
приложить усилия.
«Ты можешь забыть о компьютерных играх, пока не улучшишь свои оценки».
Иногда бывает необходимо ограничить времяпрепровождение за телевизором и
компьютерными играми. Если это так, то это должно быть не формой наказания, но
скорее обычным устранением препятствий, мешающих ребенку хорошо учиться.
Лучше скажите: «Я заметил, что ты проводишь как минимум по три часа в день за
телевизором и компьютерными играми. Это время тебе в основном надо отводить
урокам. С этого момента ты сможешь играть в компьютерные игры только после
того, как я проверю твое домашнее задание, а ты выучишь уроки. Самое важное для
тебя – это как можно лучше учиться в школе».
«Ты что, тупой, или как?!» Подобное замечание не только неуместно и
бесполезно, но и служит сигналом, что дома напряженная ситуация.
Подстрекательные высказывания говорят о том, что хотя бы один из родителей
несчастлив или обозлен и отыгрывается на ребенке. Честная самооценка может
подсказать родителям, чтобы они в своей жизни чтото поменяли или обратились за
консультацией.
АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
Родительское влияние на школьную успеваемость детей гораздо сильнее, чем
вы, возможно, думаете. Последние исследования показали, что:
родительское представление о способностях их детейшестиклассников к
математике и английскому языку служит более верным прогнозом успеваемости
ребенка, чем его прошлые оценки;
дети, сомневающиеся в своих способностях, не проявляют особого усердия в
решении трудных задач. Матери успевающих детей, но недооценивающих свои
способности к обучению (неуверенность в себе), считают своих детей не очень
способными. Но матери успевающих детей, уверенных в своих способностях,
разделяют мнение своих детей. Иными словами, что родители думают о детях, то и
дети думают о себе. На девочек, которые в дальнейшем добиваются успеха в
областях, традиционно считающихся мужскими, серьезное влияние оказывают отцы.
Наблюдается, что они реже, чем матери, рассматривают способности своих детей,
ориентируясь на стереотипы. Матери девочек чаще, чем матери мальчиков,
считают, что их дети должны больше прилагать усилий, чтобы знать математику.
Что же касается английского языка, то здесь матери переоценивают способности
дочерей и недооценивают способности сыновей. Среди отцов подобных
предубеждений не наблюдалось.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь