В консультации для родителей - «Досуг семьи в жизни ребенка» , говорится о том досуг семьи— дело серьезное. Его надо планировать заранее, обсуждая желания всех членов семьи. Хорошо, если они совпадут и мероприятие будет удовольствием для каждого, позволит укрепить не только «дух», но и «здоровье» членов семьи.В консультации для родителей - «Досуг семьи в жизни ребенка» , говорится о том досуг семьи— дело серьезное. Его надо планировать заранее, обсуждая желания всех членов семьи. Хорошо, если они совпадут и мероприятие будет удовольствием для каждого, позволит укрепить не только «дух», но и «здоровье» членов семьи.
Консультация для родителей
«Досуг семьи в жизни ребенка»
Досуг это часть социального времени личности, группы, общества,
которая используется для сохранения, восстановления и развития физически и
духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования.
Досуг семьи— дело серьезное. Его надо планировать заранее, обсуждая
желания всех членов семьи. Хорошо, если они совпадут и мероприятие будет
удовольствием для каждого, позволит укрепить не только «дух», но и
«здоровье» членов семьи.
Организовать досуг с наибольшей пользой для всех членов семьи не такое
уж простое дело. Функции организации досуга мы уделяем большое внимание.
Ведь через досуг можно проследить, как в семье реализуются другие функции,
в частности, эмоциональная и функция духовного общения, функция
социализации детей прекрасной возможностью привлечь детей к труду,
развивать их познавательные способности и творческий потенциал есть
свободное от работы время. Это характерно для тех семей, где воспитание
осуществляется на принципах гуманистической педагогики, когда основное
внимание уделяется собственному опыту ребенка, а воспитательный процесс
осуществляется не через назидания и наставления, а через личный пример
родителей при повседневном общении с ребенком и совместном проведении
досуга.
Досуговая деятельность семьи имеет своей целью организацию
рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного
времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в
удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении
интересов. Родители играют важную роль в организации досуговой
деятельности своих детей. Они организуют место и время проведения досуга
(прогулка перед сном, просмотр развлекательных передач по телевизору,
проведение обучающих занятий и игр и т. д.), исходя из своего свободного
времени. С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, моральные,
этические, социальные нормы и правила, осваивает культура общения,
культуры игры со сверстниками. Ктото из родителей должен брать на себя
инициативу организации совместного досуга. Такое поведение родителей
приводит к тому, что ребенок чувствует себя брошенным, никому ненужным,
что в дальнейшем может отрицательно повлиять на психическое развитие
ребенка, на его поведение. Недостатки в организации досуга не только снижаетДошкольное детство один из самых важных этапов жизни ребенка, в
уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно
семейных отношений.
значительной мере определяющий все его последующее развитие. На
протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем
и функций детского организма.
Данный возрастной период в значительной мере определяет все
последующее развитие ребенка, на всем его протяжении идет интенсивное
развитие и созревание всех систем и функций детского организма, в . Это не
только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью
организации досуговой деятельности следует использовать досуг как
инструмент развития ребенка.
С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и
других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в
нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность
его вступления в мир людей.
Дошкольник познает окружающий мир играя. Игра его ведущая
деятельность, в игре раскрываются потенциальные возможности и способности,
в игре он, незаметно для себя, приобретает новые знания, умение, навыки,
осуществляет поисковые действия, учится мыслить и творить.
Кроме игры в досуг дошкольника включаются различные виды
изобразительной деятельности, развивающей интересы ребенка. Например,
рисование, лепка, аппликации, раскрашивание и др. Основное значение
изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством
эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности
создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и
эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства,
содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Так же важно заниматься физическим развитием ребенка. Физические
упражнения, подвижные игры необходимо включать в досуговую деятельность
ребенка. При помощи физического воспитания решаются оздоровительные,
образовательные задачи, Осуществляется нравственное, умственное,
эстетическое, трудовое воспитание. Кроме того, активность дошкольника
необходимо направлять в нужное русло, чему способствует физические
занятия, подвижные игры. В каждой семье, где растут дети, необходимо
создавать условия для их достаточной активности оборудовать спортивный
уголок, приобрести пособия и атрибуты для физических упражнений и
подвижных игр. Внедрить физкультуру в повседневную жизнь детей можно
разными путями, однако многое зависит от отношения к физкультуре в семье и
личного примера родителей. Их регулярные занятия физкультурой иприверженность к активному отдыху лучше любых слов убеждают ребенка в
пользе физических упражнений и делают внутренне необходимым.
Для активации мышления ребенка родители могут вовлекать его в
разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование. Это
побуждает малыша к высказыванию предположений и их проверке, развивает
наблюдательность, любознательность, способность сравнивать, сопоставлять,
делать выводы.
Новой и перспективной формой детской досуговой деятельности
является посещение музеев. Музей для дошкольникаэто прежде всего встреча
с чудом, удивление, восхищение, восторг, увлекательное путешествие в страну
уникальных вещей. В детях пробудить интерес к этим вещам,
исследовательскую активность, жажду открытий и творчества.
Организация родителями посещение театров и выставок с целью
воспитания у дошкольников положительных эмоций, эстетических чувств,
формирования адекватных форм поведения в общественных местах. Театр
один из любимых детьми видов искусства. Они заворожено наблюдают за
происходящим на ширме или сцене, а потом ещё долго вспоминают о спектакле
.Сначала удивляются увиденному, понимая и воспринимая ровно столько,
сколько доступно их возрасту; но уже скоро, приобретя зрительный опыт и
знания, становится полноценным театральным зрителем.
Однако самым популярным и востребованным видом досуга детей до
сих пор остаются праздники. Они формируют представления о будничных и
праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат
бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям.
Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить
подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей
интерес, на основе которого формируются их нравственные качества.
Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение,
формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети
должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями.
Родители поют, танцуют вместе со своими детьми, соревнуются, изготовляют
поделки. Совместное творчество приносит радость и удовлетворение всем
участникам праздничного действа, сближает взрослых и детей, создаёт
нравственную основу детскородительских отношений.
Все виды досуговой деятельности дошкольников решают воспитательные
задачи.
Задачей родителей становится грамотная организация досуговой
деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга,исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка.
Родитель должен понимать, что в дошкольном возрасте ребенок не всегда
может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое
время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять
одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы дошкольника,
и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие
непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше
понять ребенка, но и сплачивает всю семью.
Таким образом, роль семьи является ведущей в организации досуговой
деятельности дошкольников. Знание особенностей организации, форм и видов
досуга, а так же возрастных особенностей ребенка, определяющих всю
досуговую деятельность, поможет родителям правильно организовывать
семейный досуг, тем самым избежав проблемы, связанные с семейным
воспитанием.
Список литературы:
1. «Детский сад» от А до Я» Научнометодический журнал для
педагогов и родителей №6 2005г.
2. «Ребёнок в детском саду» №6 2003г.
Подготовила: педагогпсихолог – Е.М.Бондарь