Консультация для родителей - Эмоциональная поддержка ребенка в семье

  • Лекции
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Эмоциональная поддержка ребенка в семье, говорится о том, что эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или, чем огорчен. По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От первоначальных страхов, радости, плача он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.В консультации для родителей - Эмоциональная поддержка ребенка в семье, говорится о том, что эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или, чем огорчен. По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От первоначальных страхов, радости, плача он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.
Иконка файла материала Консультация для родителей -Эмоциональная поддержка ребенка в семье.docx
Консультация для родителей  Эмоциональная поддержка ребенка в семье          Мы живем в эпоху социально­экономической нестабильности в обществе, что   приводит   к   увеличению   числа   детей   с   нарушениями   в   поведении   и эмоционально­личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка.  Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться   —   в   наших   силах.   И   делать   это   целесообразно,   пока   ребенок   еще маленький, с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.           Эмоции   играют   важную   роль   в   жизни   детей:   помогают   воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или, чем огорчен.           По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От первоначальных страхов, радости, плача он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит. Меняются   и   внешние   проявления   эмоций,   форма   выражения   тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и   т.п.   Важнейшие   показатели   личностного   роста   ребенка,   его   адаптивные возможности   –   эмоциональное   благополучие,   сформированность   самооценки, средний уровень тревожности, соответствующий естественной допустимой норме. Способность   ребенка   правильно   оценивать   свои   возможности   в   различных аспектах деятельности и ориентироваться в реалиях жизни обеспечивают ему более высокую   приспособляемость   к   требованиям   окружающей   среды,   снижает   риск внутриличностных и межличностных конфликтов. Самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых   из   ближайшего   окружения.   Причины   формирования   заниженной   или завышенной   самооценки   и   возникновения   тревожности   в   дошкольном   возрасте различны, но основная – нарушение детско­родительских отношений. Первые годы жизни – интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая  является  для  них  своего   рода  эмоциональным   эталоном  в отношениях  с людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и все эмоциональное развитие, в 4 – 5 лет. Любовь детей к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это  родник  чувств, способный  сделать  детство   счастливым. Именно  в 4 – 5  лет характерны  высказывания:  «Мама   меня  не   ругает –  она   меня   жалеет», «Мама,  я никогда жениться не буду: я тебя очень люблю». Безусловно, это схема, но она, верно, отражает выраженную потребность в эмоциональном контакте с родителями. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым,обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями, так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа «Я», соотносимого с половым и более узко сексуальным развитием. Эмоциональный контакт с матерью и чувство любви к ней могут быть нарушены вследствие разных причин. Один вариант, особенно у мальчиков, связан с излишней принципиальностью матери, когда она поступает правильно, но, что называется без души,   формально,   не   учитывая   высокую   потребность   в   теплоте,   взаимности, отзывчивости   и   сострадании.   Другими   словами,   у   матери   отсутствует непосредственность в выражении чувств, когда ее отношение к ребенку зависит часто от того насколько он оправдывает ее ожидания. Другой вариант –  эмоциональное неприятие матерью каких­то нежелательных, с ее точки зрения  черт темперамента и характера ребенка. Нередко в этом отражается скрытый конфликт с мужем т.е. не выражаемое внешне недовольство его характером. В   полной   мере   оно   проявляется   в   отношениях   с   похожим   на   отца   мальчиком, который является источником постоянного раздражения для матери и своеобразным «Козлом отпущения» для ее негативных чувств. В рассмотренных случаях можно говорить об односторонней любви ребенка к матери   или   даже   о   безответной   любви.   И   вопросы   детей   типа:  «Мама,   ты   меня любишь?» — должны обращать на себя внимание как сомнение в прочности чувств и беспокойство по поводу их неразделенности. У девочек препятствия в эмоциональном контакте с отцом чаще всего вызваны его недостаточной активной ролью в семье. Он не придает значения эмоционально близким отношениям с дочерью, бывает слишком занят, эмоционально блокирован в семье. Иногда этому способствует ревность матери, чувствующей себя обделенной вниманием со стороны мужа. Любой контакт отца с дочерью осуществляется через посредничество матери. В таком случае девочка эмоционально разлучена с отцом, что   является   причиной   напряжения   и   беспокойства,   выраженных   повышенной возбудимостью, капризами и плачем. Другая проблема, возникающая в данном возрасте, это ревность, когда дети, особенно девочки, не могут «поделить» своих родителей. Ревность   чаще   возникает,   когда   в   семье   двое   детей.   Иногда   по   различным причинам   одному   из   них   родители   уделяют   больше   внимания   и   времени,   чем другому.   А   бывает   и   так:   один   из   детей   больше   «устраивает»   родителей покладистостью, полом и многим другим тогда, обойденный теплотой и вниманием ребенок с обидой воспринимает отношения к нему родителей, особенно родителя другого пола. Чаще ревность проявляется при небольшой возрастной разнице между детьми. Семья   с   ее   своеобразным,   только   ей   присущим   психологическим   климатом (общим   эмоциональным   настроем   ее   членов)   оказывает   решающее   влияние   на эмоциональное   сочувствие   ребенка   –   определенное   психическое   состояние,   от которого   существенным   образом   зависит   то,   как   ребенок   будет   относиться   к окружающей  действительности, к людям, к себе самому.Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь