В консультации для родителей - Эмоциональная поддержка ребенка в семье, говорится о том, что эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или, чем огорчен. По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От первоначальных страхов, радости, плача он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.В консультации для родителей - Эмоциональная поддержка ребенка в семье, говорится о том, что эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или, чем огорчен. По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От первоначальных страхов, радости, плача он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.
Консультация для родителей
Эмоциональная поддержка ребенка в семье
Мы живем в эпоху социальноэкономической нестабильности в обществе,
что приводит к увеличению числа детей с нарушениями в поведении и
эмоциональноличностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности,
занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание
общаться — в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще
маленький, с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с
развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его
эмоциональной сферы.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать
действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют
взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или, чем огорчен.
По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится
богаче и разнообразнее. От первоначальных страхов, радости, плача он переходит к
более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.
Меняются и внешние проявления эмоций, форма выражения тончайших
оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений
и т.п. Важнейшие показатели личностного роста ребенка, его адаптивные
возможности – эмоциональное благополучие, сформированность самооценки,
средний уровень тревожности, соответствующий естественной допустимой норме.
Способность ребенка правильно оценивать свои возможности в различных
аспектах деятельности и ориентироваться в реалиях жизни обеспечивают ему более
высокую приспособляемость к требованиям окружающей среды, снижает риск
внутриличностных и межличностных конфликтов.
Самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых
взрослых из ближайшего окружения. Причины формирования заниженной или
завышенной самооценки и возникновения тревожности в дошкольном возрасте
различны, но основная – нарушение детскородительских отношений.
Первые годы жизни – интенсивный период развития эмоций. Именно в это время
ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх
искренен, обида глубока. Повышена у него потребность в эмоциональном признании
окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери,
которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с
людьми. На основе привязанности формируется чувство любви к родителям, которое
достигает своего максимального развития, как и все эмоциональное развитие, в 4 – 5
лет. Любовь детей к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер.
Это родник чувств, способный сделать детство счастливым. Именно в 4 – 5 лет
характерны высказывания: «Мама меня не ругает – она меня жалеет», «Мама, я
никогда жениться не буду: я тебя очень люблю». Безусловно, это схема, но она,
верно, отражает выраженную потребность в эмоциональном контакте с родителями.
В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым,обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями, так называемой схемы
тела, или чувственного, телесного образа «Я», соотносимого с половым и более узко
сексуальным развитием.
Эмоциональный контакт с матерью и чувство любви к ней могут быть нарушены
вследствие разных причин. Один вариант, особенно у мальчиков, связан с излишней
принципиальностью матери, когда она поступает правильно, но, что называется без
души, формально, не учитывая высокую потребность в теплоте, взаимности,
отзывчивости и сострадании. Другими словами, у матери отсутствует
непосредственность в выражении чувств, когда ее отношение к ребенку зависит часто
от того насколько он оправдывает ее ожидания.
Другой вариант – эмоциональное неприятие матерью какихто нежелательных, с
ее точки зрения черт темперамента и характера ребенка. Нередко в этом отражается
скрытый конфликт с мужем т.е. не выражаемое внешне недовольство его характером.
В полной мере оно проявляется в отношениях с похожим на отца мальчиком,
который является источником постоянного раздражения для матери и своеобразным
«Козлом отпущения» для ее негативных чувств.
В рассмотренных случаях можно говорить об односторонней любви ребенка к
матери или даже о безответной любви. И вопросы детей типа: «Мама, ты меня
любишь?» — должны обращать на себя внимание как сомнение в прочности чувств и
беспокойство по поводу их неразделенности.
У девочек препятствия в эмоциональном контакте с отцом чаще всего вызваны
его недостаточной активной ролью в семье. Он не придает значения эмоционально
близким отношениям с дочерью, бывает слишком занят, эмоционально блокирован в
семье. Иногда этому способствует ревность матери, чувствующей себя обделенной
вниманием со стороны мужа. Любой контакт отца с дочерью осуществляется через
посредничество матери. В таком случае девочка эмоционально разлучена с отцом,
что является причиной напряжения и беспокойства, выраженных повышенной
возбудимостью, капризами и плачем.
Другая проблема, возникающая в данном возрасте, это ревность, когда дети,
особенно девочки, не могут «поделить» своих родителей.
Ревность чаще возникает, когда в семье двое детей. Иногда по различным
причинам одному из них родители уделяют больше внимания и времени, чем
другому. А бывает и так: один из детей больше «устраивает» родителей
покладистостью, полом и многим другим тогда, обойденный теплотой и вниманием
ребенок с обидой воспринимает отношения к нему родителей, особенно родителя
другого пола. Чаще ревность проявляется при небольшой возрастной разнице между
детьми.
Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом
(общим эмоциональным настроем ее членов) оказывает решающее влияние на
эмоциональное сочувствие ребенка – определенное психическое состояние, от
которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к
окружающей действительности, к людям, к себе самому.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь