В консультации для родителей - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, говорится о том, что Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт - значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития: дать ребенку возможность быть самим собой; корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка; предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;В консультации для родителей - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, говорится о том, что Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт - значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития: дать ребенку возможность быть самим собой; корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка; предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
ЭМОЦИОНАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ
В настоящее время в системе дошкольного воспитания и образования
наблюдается тенденция психологизации и гуманизации педагогического процесса.
Однако в большинстве ДОУ обучение ребенка происходит без учета его
психического развития. Наблюдаются завышенные требования к детям, раннее
обучение чтению и письму, дисциплинарные методы воздействия, отказ от игровой
деятельности. Девиз такого обучения: «Знания любой ценой». Вооружение
знаниями позитивный и необходимый процесс для полноценного всестороннего
развития ребенка только в том случае, когда он готов принять информацию и
переработать ее, когда он комфортно чувствует себя в образовательном процессе и
в ДОУ в целом.
Создавать ребенку эмоциональнопсихологический комфорт значит
обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной
программы развития:
дать ребенку возможность быть самим собой;
корректировать проявление
негативных эмоций и отрицательных
поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры,
используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей
ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и
других людей;
познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для
конструктивного общения в системах «ребенок ребенок», «ребенок взрослый».
Состояния человека, как и другие психические явления, изменчивы. Каждое
последующее состояние вытекает из предыдущего, являясь его основой.
Эмоциональнопсихологический комфорт, в этом смысле, не состояние как таковое, а
скорее суммарный показатель позитивных чувств, эмоций и настроений за
определенный промежуток времени, например в течение пребывания ребенка, в ДОУ.
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не
обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой,
если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким,
каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.
Проблема укрепления и сохранения физического здоровья решается с помощью
индивидуально разработанных профилактических мероприятий и системы
физкультурнооздоровительной работы, которая есть сегодня в каждом ДОУ.
Задачи успешности детей в сфере общения, организации деятельности и
личностного развития необходимо решать совместными усилиями администрации,
педагогов, специалистов, родителей при активной организующей и направляющей
роли психолога ДОУ. Педагогам и родителям можно предложить цикл лекций
бесед, круглых столов, индивидуальных консультаций по темам, касающимся
эмоциональнопсихических состояний детей, проблемы создания эмоционально
психологического комфорта в ДОУ и домашних условиях, индивидуальных
особенностей детей, причин появления расстройств в поведении и эмоций,
1способов их устранения и др.
Можно предложить следующие темы групповых занятий с педагогами:
«Эмоциональнопсихологический комфорт как основополагающий фактор
развития ребенка»;
«Эмоциональное состояние
эмоционального состояния детей»;
взрослого,
как опосредующий
фактор
«Истоки психического здоровья»;
«Расстройства эмоций и поведения детей и способы их преодоления»;
«Предупреждение и разрешение конфликтов детей дошкольного возраста»;
«Эффективное педагогическое общение: мифы и реальность».
Темы занятий психолога с родителями могут быть следующие:
«Адаптация в жизни ребенка»;
«Детскородительские отношения как основа развития личности ребенка»;
«Проблемы поведения детей и пути их решения»;
«Тип темперамента как проявление индивидуальных особенностей
дошкольника»;
«Детский досуг и эмоциональное развитие детей».
С проблемами в эмоциональноличностной сфере ребенку поможет справиться
психолог. Здесь необходимо тесное сотрудничество с родителями, которые помогут
определить причины расстройств и степень их тяжести. От этого напрямую зависит
построение коррекционной работы психолога с ребенком.
Для выявления общего эмоциональнопсихического состояния детей в ДОУ
нужно провести диагностику развития эмоциональноличностной сферы по
«Эмоциональные лица»,
следующим методикам:
«Метаморфозы»,
«Кактус»,
«Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек».
«Проективные рассказы»,
«Рисунок семьи»,
«Социометрия»,
«ЦТО»,
Наблюдение, беседа с ребенком, воспитателями, родителями даст информацию,
подтверждающую или опровергающую результаты проведенной диагностики. С
помощью наблюдения за детьми в различных видах деятельности определяется и
уточняется структура расстройств поведения и эмоций, если они имеются. В
процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком выделяются общие
комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и
эмоций у детей. Чтобы определить синдромструктуру расстройств поведения и
эмоций у ребенка, выявляются те симптомы, которые встречаются наиболее часто.
Для оценки расстройств поведения и эмоций у детей можно использовать
уровневый подход и классификацию видов нарушений, предложенную А.А.
Романовым.
Для работы с детьми старшего дошкольного возраста можно организовать
цикл коррекционноразвивающих занятий с использованием музыкальной,
телеснодвигательной и арттерапии. Основная идея занятий такова. Психолог
предлагает тему занятия, дети придумывают себе желаемый образ, выстраивается
общее фантазийное пространство, в котором дошкольники находятся в течение
всего занятия. Детям предлагаются для рассмотрения и решения различных
ситуаций, которые они пропускают через себя, корректируя негативные качества
2и свойства, развивая позитивные.
Задачи, которые необходимо решать на занятиях:
дать детям время, пространство, возможность для самовыражения;
развивать вариативность мышления, умение воображать и
фантазировать;
стимулировать детей к выражению своих переживаний, мыслей, чувств;
воспитывать эмпатию (сопереживание), учить понимать и принимать внут
ренний мир другого человека;
создавать условия для проживания детьми своих негативных эмоций для
последующего их уничтожения внутри себя;
вызывать положительные эмоции, чувства; добиваться появления состояния
психологического комфорта;
учить приемам саморегуляции средствами погружения и релаксации;
провоцировать проявление негативных качеств и черт для последующей их
коррекции в ситуации здесь и теперь;
создавать ситуацию успеха и сотрудничества для всех детей;
регулировать состояние детей, используя средства музыкальной, телесно
двигательной деятельности и арттерапии;
направлять природную внутреннюю энергию детей в русло развития и
активизации положительных установок.
Занятия желательно проводить по подгруппам, так как нужно найти возможность
дать выразить себя в речи и движении всем детям. В начале занятия психолог
приветствует каждого, и дети могут поведать в этот момент все, чем они хотели бы
поделиться с педагогом. Это не длительные беседы, а скорее краткий обмен
информацией на интересующие детей темы. В этой части занятия происходят
объединение детей, позитивный настрой на общение, выявляется общее эмоционально
психическое состояние каждого. Заканчивается занятие определенным ритуалом:
дети и психолог встают в круг, берутся за руки и вместе произносят слова:
«До свиданья говорим,
Дружно всех благодарим!»
Во время общения дети могут сидеть в кругу, врассыпную или
«парашютиком», на стульях или ковре. Для занятия необходимо выбрать помещение,
где много открытого пространства и есть место для двигательной деятельности. У
психолога должны быть в арсенале аудиоаппаратура и большой запас раз
нопланового по характеру, темпу, ритму музыкального материала для оформления
созданных детьми образов.
Занятие 1. «Я бываю разный: добрый, веселый, ужасный»
Психолог. Ребята, скажите,
все люди разные или одинаковые? Чем они
отличаются друг от друга? Чем отличается Петя от Тани? Маша от Лены? (На
зывает присутствующих на занятии детей.)
Дети отвечают. Психолог подводит их к мысли о том, что все люди разные и
отличаются друг от друга не только внешностью, одеждой, но и характером, способом
поведения.
Все люди разные. И даже один и тот же человек в течение одного дня может быть
3веселым, грустным, сердитым,
разным:
испуганным. Меняются эмоции и
настроение человека. Сейчас я расскажу вам о мальчике Вите. Вы слушайте
внимательно и скажите, какие эмоции были у мальчика, как менялось его
настроение в течение дня.
Про Витю
Жилбыл на свете мальчик Витя. Ему было 6 лет, и он ходил в детский сад
каждый день, кроме субботы и воскресенья. Витя просыпался очень рано, потому что
его родителям надо было идти на работу, а ему в детский сад. Вите очень не хотелось
вставать с теплой уютной постели, поэтому он иногда капризничал. Утром умывался,
чистил зубы, одевался и шел вместе с мамой в детский сад.
В детском саду Витю встречала добрая, приветливая воспитательница Анна
Васильевна, которая интересовалась его делами и предлагала поиграть в интересные
игры.
За завтраком в столовой Витя вертелся на стуле, дергал за косички свою соседку
Машу и нечаянно пролил ее какао себе на брюки. Анна Васильевна объяснила Вите, что
он вел себя неправильно, и помогла переодеть брюки. Витя извинился перед Машей за
свой некрасивый поступок.
После завтрака начинались занятия. Витя любил заниматься. У него всегда все
получалось, и Анна Васильевна его хвалила.
На прогулке дети играли в подвижные игры. Витя с удовольствием бегал и прыгал.
Во время бега он упал и поцарапал руку. Анна Васильевна повела Витю к медсестре,
которая промыла ранку и помазала ее зеленкой. Рука больше не болела, и Витя
продолжал играть с ребятами.
Потом был обед и тихий час, во время которого Витя как следует отдохнул и
набрался сил для игр и занятий во второй половине дня.
После полдника у Вити случилась ссора с Сережей изза того, что тот сломал дом,
построенный Витей. Дело дошло до драки, но вмешалась Анна Васильевна, помогла
мальчикам разобраться в ситуации, и они помирились.
Незаметно наступил вечер и за Витей в детский сад пришел папа. Дома Витя с
родителями поужинал, поиграл немного, почитал книгу и лег спать. Ночью ему
приснился страшный сон. Но рядом были папа и мама, они успокоили мальчика. Витя
крепко заснул, ему теперь снились только приятные сны. А впереди Витю ждал
следующий день, который обязательно принесет ему много интересных событий.
Дети рассказывают о чувствах, эмоциях и настроении Вити.
Психолог. Ребята, а вы бываете разными или одинаковыми? Как меняется
ваше настроение?
Дети отвечают. Проводится игра «Продолжи фразу». (Я сержусь, когда .., я
веселюсь, когда .., я боюсь, когда ... и т.д.)
Предлагаю вам нарисовать свое настроение. Давайте нарисуем настроение в
виде цветка.
Если у вас настроение веселое, то и цветок будет веселый, яркий, если
спокойное, то и цветок спокойный, если грустное, то и цветок грустный и т.д.
Дети рисуют настроение, затем по рисунку стараются отгадать настроение других.
Рассказывают, почему у них такое настроение, какие они испытывают чувства.
Давайте поиграем в игру, которая называется «Что случилось?».
Дети по очереди изображают эмоцию, а остальные узнают ее и отгадывают, что
4случилось у этого ребенка.
Затем дети и психолог садятся в круг, обсуждают прошедшее занятие и
рассказывают о своем состоянии. После этого дети прощаются и уходят.
Научно – практический журнал «Управление Дошкольным Образовательным
Учреждением» №8 – 2008г. стр. 83 – 88.
5