Консультация для родителей - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

  • Лекции
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, говорится о том, что Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт - значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития: дать ребенку возможность быть самим собой; корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка; предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;В консультации для родителей - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, говорится о том, что Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт - значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития: дать ребенку возможность быть самим собой; корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка; предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
Иконка файла материала ==Эмоционально психологический комфорт детей в ДОУ.doc
ЭМОЦИОНАЛЬНО­ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЕТЕЙ  В ДЕТСКОМ САДУ В   настоящее   время   в   системе   дошкольного   воспитания   и   образования наблюдается тенденция психологизации и гуманизации педагогического процесса. Однако   в   большинстве  ДОУ   обучение   ребенка   происходит   без   учета   его психического   развития.   Наблюдаются   завышенные   требования   к   детям,  раннее обучение чтению и письму, дисциплинарные методы воздействия, отказ от игровой деятельности.   Девиз   такого  обучения:   «Знания   ­   любой  ценой».   Вооружение знаниями   ­   позитивный   и   необходимый   процесс   для   полноценного  всестороннего развития ребенка  только   в   том   случае,   когда   он  готов   принять   информацию   и переработать ее, когда он комфортно чувствует себя в образовательном процессе и в ДОУ в целом. Создавать   ребенку   эмоционально­психологический   комфорт   ­   значит обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:   дать ребенку возможность быть самим собой;  корректировать   проявление  негативных   эмоций   и   отрицательных поведенческих   мотивов,   не   нарушая   особенностей   личностной   структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;  предоставить  возможность  для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;  научить   ребенка   понимать   и  принимать   собственные   чувства и эмоции и других людей;  познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах  «ребенок ­ ребенок», «ребенок ­ взрослый».              Состояния человека, как и другие психические явления, изменчивы. Каждое последующее   состояние   вытекает   из   предыдущего,   являясь   его   основой. Эмоционально­психологический комфорт, в этом смысле, не состояние как таковое, а скорее   суммарный   показатель   позитивных   чувств,   эмоций   и   настроений   за определенный промежуток времени, например в течение пребывания ребенка, в ДОУ. Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен  внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают  приятные для него взрослые и  дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Проблема укрепления и сохранения физического здоровья решается с помощью индивидуально   разработанных   профилактических   мероприятий   и   системы физкультурно­оздоровительной   работы,   которая   есть  сегодня   в   каждом   ДОУ. Задачи  успешности   детей   в   сфере   общения,   организации   деятельности   и личностного  развития необходимо  решать совместными  усилиями администрации, педагогов, специалистов, родителей  при активной организующей и  направляющей роли психолога  ДОУ.   Педагогам   и   родителям  можно   предложить   цикл   лекций­ бесед,   круглых   столов,   индивидуальных   консультаций   по   темам,   касающимся эмоционально­психических   состояний   детей,  проблемы   создания   эмоционально­ психологического   комфорта  в   ДОУ   и   домашних   условиях,   индивидуальных особенностей  детей,   причин   появления   расстройств   в   поведении   и   эмоций, 1способов их устранения и др. Можно предложить следующие темы групповых занятий с педагогами:  «Эмоционально­психологический комфорт как основополагающий фактор  развития ребенка»;  «Эмоциональное   состояние эмоционального состояния детей»;  взрослого,   как   опосредующий  фактор  «Истоки психического здоровья»;  «Расстройства эмоций и поведения детей и способы их преодоления»;  «Предупреждение и разрешение конфликтов детей дошкольного возраста»;  «Эффективное педагогическое общение: мифы и реальность». Темы занятий психолога с родителями могут быть следующие:  «Адаптация в жизни ребенка»;  «Детско­родительские отношения как основа развития личности ребенка»;  «Проблемы поведения детей и пути их решения»;  «Тип темперамента как проявление    индивидуальных особенностей  дошкольника»;  «Детский досуг и эмоциональное развитие детей». С проблемами в эмоционально­личностной сфере ребенку поможет справиться психолог.  Здесь необходимо тесное сотрудничество с родителями, которые помогут определить причины расстройств и степень их тяжести. От этого напрямую зависит построение коррекционной работы психолога с ребенком. Для   выявления   общего   эмоционально­психического  состояния   детей   в   ДОУ нужно   провести   диагностику   развития  эмоционально­личностной   сферы   по   «Эмоциональные   лица», следующим   методикам: «Метаморфозы»,   «Кактус», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек».  «Проективные   рассказы»,   «Рисунок   семьи»,   «Социометрия»,   «ЦТО», Наблюдение, беседа с ребенком, воспитателями, родителями даст информацию, подтверждающую   или   опровергающую   результаты   проведенной   диагностики.   С помощью наблюдения за детьми в различных видах деятельности определяется и уточняется   структура   расстройств   поведения   и   эмоций,  если   они   имеются.   В процессе  наблюдения   и   взаимодействия   с  ребенком   выделяются   общие комплексные  и специфические,  характерные   признаки   расстройств поведения и эмоций у  детей.  Чтобы  определить  синдром­структуру  расстройств  поведения и эмоций у ребенка, выявляются те симптомы, которые встречаются наиболее часто. Для   оценки   расстройств   поведения и эмоций  у  детей можно   использовать уровневый  подход   и   классификацию   видов   нарушений,   предложенную  А.А. Романовым. Для   работы   с   детьми   старшего   дошкольного   возраста   можно   организовать цикл   коррекционно­развивающих   занятий   с  использованием   музыкальной, телесно­двигательной   и   арттерапии.   Основная   идея   занятий   такова.   Психолог предлагает тему занятия, дети придумывают себе желаемый образ,  выстраивается общее фантазийное   пространство,   в   котором  дошкольники находятся в течение всего   занятия.   Детям   предлагаются   для   рассмотрения   и   решения   различных ситуаций, которые они пропускают через себя, корректируя негативные  качества 2и свойства, развивая позитивные. Задачи, которые необходимо решать на занятиях:  дать детям время, пространство, возможность для самовыражения;  развивать    вариативность мышления, умение воображать и  фантазировать;  стимулировать детей к выражению своих переживаний, мыслей, чувств;  воспитывать эмпатию (сопереживание), учить понимать и принимать внут­ ренний мир другого человека;  создавать условия для проживания детьми своих негативных эмоций для  последующего их уничтожения внутри себя;  вызывать положительные  эмоции, чувства; добиваться  появления состояния психологического комфорта;  учить приемам саморегуляции средствами погружения и релаксации;  провоцировать проявление  негативных качеств и черт  для последующей их коррекции в ситуации здесь и теперь;  создавать ситуацию успеха и сотрудничества для всех детей; регулировать состояние детей, используя средства музыкальной, телесно­  двигательной деятельности и арт­терапии;    направлять   природную   внутреннюю   энергию   детей   в  русло   развития   и активизации положительных установок. Занятия желательно проводить по подгруппам, так как нужно найти возможность дать выразить   себя  в  речи   и  движении  всем  детям.  В начале  занятия  психолог приветствует каждого, и дети могут поведать в этот момент все, чем они хотели бы поделиться   с   педагогом.   Это   не  длительные   беседы,   а   скорее  краткий   обмен информацией на  интересующие   детей   темы.  В этой части занятия происходят объединение детей, позитивный настрой на общение, выявляется общее эмоционально­ психическое состояние каждого.  Заканчивается занятие определенным ритуалом: дети   и   психолог   встают   в   круг,   берутся   за  руки   и   вместе   произносят   слова: «До свиданья говорим,                                        Дружно всех благодарим!» Во время общения дети могут сидеть в кругу, врассыпную или  «парашютиком», на стульях или ковре. Для занятия необходимо выбрать помещение, где много открытого пространства и есть место для двигательной деятельности. У  психолога должны быть в арсенале аудиоаппаратура и большой запас раз­ нопланового по характеру, темпу, ритму музыкального материала для оформления  созданных детьми образов.  Занятие 1. «Я бываю разный: добрый, веселый, ужасный» Психолог.  Ребята,   скажите,  все   люди   разные   или   одинаковые?   Чем   они отличаются друг  от друга? Чем отличается Петя от Тани? Маша от Лены?  (На­ зывает присутствующих на занятии детей.) Дети   отвечают.  Психолог   подводит   их   к   мысли   о   том,   что   все   люди  разные   и отличаются друг от друга не только внешностью, одеждой, но и характером, способом поведения. Все люди разные. И даже один и тот же человек в течение одного дня может быть 3веселым,   грустным,   сердитым, разным:  испуганным.   Меняются   эмоции  и настроение   человека.   Сейчас  я   расскажу   вам   о   мальчике  Вите.   Вы   слушайте внимательно   и   скажите,   какие   эмоции  были   у   мальчика,   как   менялось  его настроение в течение дня.                                                             Про Витю Жил­был  на свете  мальчик  Витя. Ему было 6 лет, и он ходил  в детский сад каждый день, кроме субботы и воскресенья. Витя просыпался очень рано, потому что его родителям надо было идти на работу, а ему в детский сад. Вите очень не хотелось вставать с теплой уютной постели, поэтому он иногда капризничал. Утром умывался, чистил зубы, одевался и шел вместе с мамой в детский сад. В   детском   саду   Витю   встречала  добрая,   приветливая   воспитательница   Анна Васильевна, которая интересовалась его делами и предлагала поиграть в интересные игры. За завтраком в столовой Витя вертелся на стуле, дергал за косички свою соседку Машу и нечаянно пролил ее какао себе на брюки. Анна Васильевна объяснила Вите, что он вел себя неправильно, и помогла переодеть брюки. Витя извинился перед Машей за свой некрасивый поступок. После завтрака начинались занятия. Витя любил заниматься.  У него всегда все получалось, и Анна Васильевна его хвалила. На прогулке дети играли в подвижные игры. Витя с удовольствием бегал и прыгал. Во время бега он упал и поцарапал руку. Анна Васильевна повела Витю к медсестре, которая   промыла   ранку   и   помазала   ее   зеленкой.   Рука   больше  не   болела,   и   Витя продолжал играть с ребятами. Потом был обед и тихий час, во  время которого Витя как следует  отдохнул и набрался сил для игр и занятий во второй половине дня. После полдника у Вити случилась ссора с Сережей из­за того, что тот сломал дом, построенный  Витей. Дело дошло до драки, но  вмешалась Анна Васильевна, помогла мальчикам разобраться в ситуации, и они помирились. Незаметно   наступил   вечер   и   за  Витей   в   детский   сад   пришел   папа.  Дома   Витя   с родителями   поужинал,  поиграл   немного,   почитал   книгу  и  лег   спать.   Ночью   ему приснился страшный сон. Но рядом были папа и мама, они успокоили мальчика. Витя крепко   заснул,   ему   теперь   снились   только   приятные   сны.  А   впереди   Витю   ждал следующий день, который обязательно принесет ему много интересных событий. Дети рассказывают о чувствах, эмоциях и настроении Вити. Психолог.  Ребята,   а   вы   бываете разными или одинаковыми? Как меняется ваше настроение? Дети отвечают. Проводится игра  «Продолжи фразу». (Я сержусь, когда .., я веселюсь, когда .., я боюсь, когда ... и т.д.) Предлагаю вам нарисовать свое  настроение. Давайте нарисуем  настроение   в виде   цветка. Если   у   вас   настроение   веселое,  то   и   цветок   будет   веселый,   яркий,   если спокойное, то и цветок спокойный, если грустное, то и цветок грустный и т.д. Дети рисуют настроение, затем по рисунку стараются отгадать настроение других. Рассказывают, почему у них такое настроение, какие они испытывают чувства. Давайте поиграем в игру, которая называется «Что случилось?». Дети по очереди изображают  эмоцию, а остальные узнают ее и отгадывают, что 4случилось у этого ребенка. Затем   дети   и   психолог   садятся   в  круг,   обсуждают   прошедшее   занятие   и рассказывают о своем состоянии. После этого дети прощаются и уходят. Научно   –   практический   журнал   «Управление   Дошкольным   Образовательным Учреждением» №8 – 2008г. стр. 83 – 88. 5