В консультации для родителей - Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения, говорится о том, что развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.В консультации для родителей - Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения, говорится о том, что развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Эмоциональное благополучие дошкольников и
оптимальные пути его достижения
впечатлений и
совершенной не может.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста - одно из
важнейших направлений деятельности педагога-психолога в
современном
детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп
переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с
окружающим миром, одновременно познавая его.
Психологической наукой доказано, что у ребенка в
возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере
эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с
окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно
реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со
временем начинают осознавать и контролировать свои чувства,
являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых
потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно
меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения
гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной
реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и
позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать
Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать
это профес- сионально и грамотно призван педагог- психолог.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного
сердца», открытый еще Л.C. Выготским. Под этим термином
понимается черствость, обедненность или даже полное
отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность
нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто
встречающихся недочетов в воспитании и образовании,
«обесчувствованию» людей способствует сама современная
жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу
находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали
меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь
именно общение в значительной степени обогащает чувственную
сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными,
эмоционально изолированными, переутомленными и менее
отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых
также не всегда встречается должное внимание к настроениям и
переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком
заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем,
ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые
нежелательные плоды.
Таким образом, сейчас особенно важно при ведущей роли
педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех
специалистов детского сада, направив их на развитие
чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного
эмоционального микроклимата.Условия обеспечения эмоционального
благополучия детей
Для обеспечения эмоционального благополучия детей
необходимо:
- безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития
у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности
в себе, в собственных силах;
-
позитивность окружающей детей обстановки (создание
поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней
атмосферы в группах);
-
равенство в отношениях между взрослым и ребенком
(организация продуктивного пошагового сотрудничества,
своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и
защиты при возникновении потребности в ней);
- обеспечение детям возможности свободно перемещаться в
пространстве группы, в других помещениях детского сада
(например,
в музыкальном и физкультурном залах),
непосредственно общаться со сверстниками;
- гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых
«ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого
ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном
подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа
их выполнения;
- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога,
воспитателей и других специалистов детского сада при
планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в
частности, при разработке индивидуальных образовательных
маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием); -
- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности
воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих
возможностей и способностей, своевременный мониторинг
(периодическое отслеживание динамики), поощрение даже
небольших достижений каждого ребенка и его стремления к са-
мостоятельности;
- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие
детские проблемы, тревоги и страхи;
- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки»
чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с
целью их постепенного уменьшения и преодоления, также
повышения самооценки;
- конфиденциальность информации об участниках психолого-
педагогического
осуществление
профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».
взаимодействия,
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет
создание в группах уголков психологческой разгрузки:
для малышей «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети
размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи,
напоминающие о доме. Это понастоящему приближает обстановку детского сада к
семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего
чувства одиночества,
способствует установлению в группе позитивного
эмоционального микроклимата;
для детей 45 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, раз
мещает свою фотографию в соответствии с настроением в центре или по краям, натемном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить
изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом
более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости эффективной и
своевременной;
старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой
мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами,
журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.
Возможность 57летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить
обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации
приобретает
всё большую актуальность, т. к. способствует профилактике
эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.
Игры для развития змоциональной
сферы детей
«Необычный колобок»
Для организации общения с дошкольниками в кругу
большинство педагогов-психологов обычно использует мяч,
передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать
настрой на общую деятельность, сформировать «единое
пространство группы».
Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе
значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а
«колобок» (небольшой шарик с двумя нанесенными маркером
контрастными выражениями лица: с одной стороны - веселым, с
другой - грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и
средней группы воспринимает «колобка» как реального
собеседника,
эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к
себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С
помощью такого сказочного посредника даже не очень
общительные дети легче идут на контакт с педагогом-психологом
и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от
участия в совместных играх и упражнениях, а значит - активнее
действуют и эмоционально раскрываются.
«Живые картинки»
(игра для работы с подгруппой детей 3-5лет)
Педагог-психолог поочередно рассматривает с детьми
схематические изображения людей и объясняет, какие действия
нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот
«лодочкой», уголками вверх) - значит, настроение веселое, можновсем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта
прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» пе-
ревернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая
глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя
вместе с детьми соответствующие действия, педагог-психолог как
бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представ-
лений детей об основных видах настроения и способах его выра-
жения с помощью движений.
Вариант игры - под музыку дети берут из «волшебного
мешочка» по одному рисунку с изображением сказочного
персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении
музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти
обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару.
Правильность выполнения задания педагог-психолог проверяет
каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все
участники - для развития у них позитивного эмоционального
отклика на общее игровое взаимодействие.
«Волшебное зеркальце»
(игровое упражнение для индивидуальной работы с
детьми 5-7лет)
Ребенку предоставляется двусторонний макет зеркала,
выражения лица на котором, как и в игре с «колобком»,
изображаются по принципу контраста (доброе - злое, радостное -
печальное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения,
дошкольник старается определить, какое из них ему нравится и
более привычно, т. е. подходит лично для него. Данное игровое
упражнение способствует активному самовыражению ребенка,
проговариванию основных переживаний,
предупреждению
различных комплексов и случаев необоснованного недовольства
собой, т. е. профилактике детских депрессивных состояний.
«Дорисуй портрет»
(игра для детей 4-7 лет проводится индивидуально или в
подгруппе по 2-3 человека)
Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его
работу. На портретезаготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему
предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками
вверх улыбающийся, радостный; с уголками вниз грустный, расстроенный). А
затем вместе с педагогомпсихологом он пробует отгадать, какоенастроение было у человека, изображенного на картине. Дети, та-
ким образом, в
занимательной и непринужденной форме
упражняются в умении отличать проявления основных чувств
человека и сопоставлять их с разными эмоционально
окрашенными ситуациями.
Для работы со старшими
дошкольниками (5-7 лет) в подгруппе аналогичную игру можно
провести с объемной моделью - воздушными шариками,
прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча разные
улыбки
завершенным и выразительным, а разговор с педагогом-
психологом о совместно
выполненной работе
- более непосредственным и живым. С помощью данного уп-
ражнения у старших дошкольников появляется возможность узна-
вать свое настроение среди прочих, называть его, определенным
образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире.
Нахождение похожих изображений среди получившихся в даль-
нейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая
необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.
«Разноцветные бабочки»
(игровое упражнение для работы индивидуально или
по два человека
с дошкольниками 4-6 лет)
Детям среднего дошкольного возраста предлагается,
используя магнитную доску или мольберт, составить изображения
бабочек из 4-5, а старшим - из 5-7 цветных фрагментов. Для
педагога- психолога это упражнение информативно, т. к.
соотнесение цветов напрямую свидетельствует о внутреннем
эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, параллельно
можно заняться профилактикой эмоционального перенапряжения,
предложив детям «разбудить» получившихся бабочек, изобразив
их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Как
показывает опыт проведения подобных игровых упражнений,
дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом
осваивают несложный способ самовыражения и активной
эмоциональной разрядки.
«ОлеЛукойе»
(игра для индивидуального взаимодействия со старшими
дошкольниками)
Многим детям 5-7 лет хорошо знаком персонаж Г.Х.
Андерсена, раскрывавший один из зонтиков - разноцветный или
темный - над детьми в зависимости от их персональных
особенностей и поступков. Вспомнив сказку про Оле-Лукойе,
целесообразно сначала поработать с плоскостным изображением
зонтика, предложив его самостоятельно раскрасить. Таким
образом педагог-психолог получает представление о самооценке
ребенка и его эмоциональном самочувствии. Игровое упражнение
в момент, когда дошкольник по сигналу взрослого (например, чуть
слышному хлопку в ладоши) закрывает глаза, завершается
«превращением» нарисованного зонтика в настоящий. Практика
показывает, что доверительная беседа под зонтиком Оле-Лукойеповышает эмоциональный статус ребенка,
корректирует
самооценку и дарит яркие впечатления, так необходимые
дошкольнику.
Оле-Лукойе можно сделать также героем игрового
взаимодействия с отдельными детьми,
испытывающими
затруднения в развитии эмоциональной сферы, создав свои
«карты-схемы» воображаемых путешествий с этим персонажем.
Смысл игры будет заключаться тогда в «прокладывании» с
каждым ребенком своего «маршрута» по определенным
эмоциональным состояниям, их рисовании, назывании и
«примеривании» на себя, т. е. активном и глубоком «проживании»
в целях обогащения чувственных впечатлений данного
конкретного дошкольника.
«Сказочная радуга»
(игровое упражнение для работы с подгруппой детей
5-7лет)
Под музыкальное сопровождение (например, можно
использовать композиции из альбома А.П. Чайковского «Времена
года») участники игры «превращаются» в разноцветные
карандаши из коробки художника. Каждый «волшебный
карандаш» пробуете помощью движений, мимики и жестов
показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить,
остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае
точного ответа свои силы пробует следующий участник, а
правильно названные «карандаши» берутся за руки, образуя свою
«волшебную» сказочную радугу. Последовательность ее цветов и
их сочетание подробно обсуждается с дошкольниками. С
очередным включением музыкального фрагмента волшебство
завершается, а на память о «чудесном превращении» дети
совместно с педагогом-психологом воспроизводят получившуюся
у них радугу, выкладывая ее перед собой из цветных карандашей
или рисуя на большом общем листе. Данное игровое упражнение
не только способствует проявлению индивидуальных цветовых
предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое
сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на
совместную деятельность со сверстниками.
Этим несложным играм и упражнениям на развитие «гаммы
чувств» можно научить не только детей, но и родителей. Ведь
для каждого ребенка, только еще открывающего для себя мир,
важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по
возможности позитивным, устойчивым и стабильным. К
сожалению, не все родители готовы к эмоциональному общению
со своими детьми. Приходится учить их этому в ходе
индивидуальных встреч и консультаций, направленных на
активизацию творчества взрослых и создание потенциала
авторских игровых вариантов.
Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут
успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от
бесед и рисования до танцевальных движений). При этом
включение музыки и применение современных технических
средств (например, мультимедийной системы для показа
наиболее
детско-родительского
фрагментов
яркихвзаимодействия) также служит улучшению общего настроения
всех присутствующих и повышению их эмоционального тонуса.
Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения
эмоционального благополучия ребенка - искренняя заинтересо-
ванность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых
- родителей, воспитателей, специалистов детского сада. Задача
педагога-психолога при этом состоит в том, чтобы наглядно
показать: эмоциональная сфера, определяющая детям 3-7 лет их
будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных
путей достижения эмоционального благополучия дошкольников
необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество,
находя свои " варианты решений в ходе непосредственного
общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
педагога-
Материал взят из журнала «Справочник
психолога», №2, 2012 г.
Подготовила педагог-психолог
Е.М.Бондарь