Консультация для родителей - Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения, говорится о том, что развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.В консультации для родителей - Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения, говорится о том, что развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Иконка файла материала ==Консультация - Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения.doc
Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути его достижения впечатлений и совершенной не может. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профес- сионально и грамотно призван педагог- психолог. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.C. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды. Таким образом, сейчас особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.Условия обеспечения эмоционального благополучия детей Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо: - безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах; - позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах); - равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); - обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками; - гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения; - тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием); - - создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к са- мостоятельности; - внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи; - тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, также повышения самооценки; - конфиденциальность информации об участниках психолого- педагогического осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!». взаимодействия,             На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет  создание в группах уголков  психологческой  разгрузки:  ­   для малышей ­ «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по­настоящему приближает обстановку детского сада к семейной,   решает  проблему   адапта­ции   и   преодоления   нередко   возникающего чувства  одиночества,  способствует   установлению   в   группе   позитивного эмоционального микроклимата; ­  для детей 4­5 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, раз­ мещает свою фотографию в соответствии с настроением ­ в центре или по краям, натемном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более   понятным,  а   помощь   взрослого   в   случае   необходимости   ­   эффективной  и своевременной; ­  старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью   или   модулями  с   подобранными   для   данного   возраста   книгами, журналами,   иллюстрациями,   интересными  настольными  играми   и   игрушками. Возможность   5­7­летнему   ребенку   иногда   побыть   одному,   ненадолго   сменить обстановку и немного  отдохнуть от стремительного потока событий  и информации приобретает    всё  большую   актуальность,   т.   к.   способствует  профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений. Игры для развития змоциональной сферы детей «Необычный колобок» Для организации общения с дошкольниками в кругу большинство педагогов-психологов обычно использует мяч, передаваемый от одного ребенка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать «единое пространство группы». Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а «колобок» (небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны - веселым, с другой - грустным). Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает «колобка» как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогом-психологом и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх и упражнениях, а значит - активнее действуют и эмоционально раскрываются. «Живые    картинки»   (игра для работы с подгруппой детей 3-5лет) Педагог-психолог поочередно рассматривает с детьми схематические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) - значит, настроение веселое, можновсем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» пе- ревернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог-психолог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представ- лений детей об основных видах настроения и способах его выра- жения с помощью движений. Вариант игры - под музыку дети берут из «волшебного мешочка» по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребенку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог-психолог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники - для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.                                        «Волшебное зеркальце» (игровое упражнение для индивидуальной работы с детьми 5-7лет) Ребенку предоставляется двусторонний макет зеркала, выражения лица на котором, как и в игре с «колобком», изображаются по принципу контраста (доброе - злое, радостное - печальное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения, дошкольник старается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т. е. подходит лично для него. Данное игровое упражнение способствует активному самовыражению ребенка, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и случаев необоснованного недовольства собой, т. е. профилактике детских депрессивных состояний.                                       «Дорисуй портрет» (игра для детей 4-7 лет проводится индивидуально или в подгруппе по 2-3 человека) Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете­заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх ­ улыбающийся, радостный; с уголками вниз ­ грустный, расстроенный). А затем вместе с педагогом­психологом он пробует отгадать, какоенастроение было у человека, изображенного на картине. Дети, та- ким образом, в занимательной и непринужденной форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями. Для работы со старшими дошкольниками (5-7 лет) в подгруппе аналогичную игру можно провести с объемной моделью - воздушными шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча разные улыбки завершенным и выразительным, а разговор с педагогом- психологом о совместно выполненной работе - более непосредственным и живым. С помощью данного уп- ражнения у старших дошкольников появляется возможность узна- вать свое настроение среди прочих, называть его, определенным образом реагировать, наводя порядок в своем внутреннем мире. Нахождение похожих изображений среди получившихся в даль- нейшем стимулирует детей к совместной игре, развивая необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.                                            «Разноцветные бабочки» (игровое упражнение для работы индивидуально или по два человека с дошкольниками 4-6 лет) Детям среднего дошкольного возраста предлагается, используя магнитную доску или мольберт, составить изображения бабочек из 4-5, а старшим - из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога- психолога это упражнение информативно, т. к. соотнесение цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, параллельно можно заняться профилактикой эмоционального перенапряжения, предложив детям «разбудить» получившихся бабочек, изобразив их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Как показывает опыт проведения подобных игровых упражнений, дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом осваивают несложный способ самовыражения и активной эмоциональной разрядки.                                                 «Оле­Лукойе» (игра для индивидуального взаимодействия со старшими дошкольниками) Многим детям 5-7 лет хорошо знаком персонаж Г.Х. Андерсена, раскрывавший один из зонтиков - разноцветный или темный - над детьми в зависимости от их персональных особенностей и поступков. Вспомнив сказку про Оле-Лукойе, целесообразно сначала поработать с плоскостным изображением зонтика, предложив его самостоятельно раскрасить. Таким образом педагог-психолог получает представление о самооценке ребенка и его эмоциональном самочувствии. Игровое упражнение в момент, когда дошкольник по сигналу взрослого (например, чуть слышному хлопку в ладоши) закрывает глаза, завершается «превращением» нарисованного зонтика в настоящий. Практика показывает, что доверительная беседа под зонтиком Оле-Лукойеповышает эмоциональный статус ребенка, корректирует самооценку и дарит яркие впечатления, так необходимые дошкольнику. Оле-Лукойе можно сделать также героем игрового взаимодействия с отдельными детьми, испытывающими затруднения в развитии эмоциональной сферы, создав свои «карты-схемы» воображаемых путешествий с этим персонажем. Смысл игры будет заключаться тогда в «прокладывании» с каждым ребенком своего «маршрута» по определенным эмоциональным состояниям, их рисовании, назывании и «примеривании» на себя, т. е. активном и глубоком «проживании» в целях обогащения чувственных впечатлений данного конкретного дошкольника. «Сказочная радуга» (игровое упражнение для работы с подгруппой детей 5-7лет) Под музыкальное сопровождение (например, можно использовать композиции из альбома А.П. Чайковского «Времена года») участники игры «превращаются» в разноцветные карандаши из коробки художника. Каждый «волшебный карандаш» пробуете помощью движений, мимики и жестов показать, какие предметы он своим цветом может раскрасить, остальные стараются этот цвет отгадать и назвать. В случае точного ответа свои силы пробует следующий участник, а правильно названные «карандаши» берутся за руки, образуя свою «волшебную» сказочную радугу. Последовательность ее цветов и их сочетание подробно обсуждается с дошкольниками. С очередным включением музыкального фрагмента волшебство завершается, а на память о «чудесном превращении» дети совместно с педагогом-психологом воспроизводят получившуюся у них радугу, выкладывая ее перед собой из цветных карандашей или рисуя на большом общем листе. Данное игровое упражнение не только способствует проявлению индивидуальных цветовых предпочтений детей, но и стимулирует к объединению в игровое сообщество, вызывая у них позитивный эмоциональный отклик на совместную деятельность со сверстниками. Этим несложным играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» можно научить не только детей, но и родителей. Ведь для каждого ребенка, только еще открывающего для себя мир, важно, чтобы микроклимат в детском саду и семье был по возможности позитивным, устойчивым и стабильным. К сожалению, не все родители готовы к эмоциональному общению со своими детьми. Приходится учить их этому в ходе индивидуальных встреч и консультаций, направленных на активизацию творчества взрослых и создание потенциала авторских игровых вариантов. Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений). При этом включение музыки и применение современных технических средств (например, мультимедийной системы для показа наиболее детско-родительского фрагментов яркихвзаимодействия) также служит улучшению общего настроения всех присутствующих и повышению их эмоционального тонуса. Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка - искренняя заинтересо- ванность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей, специалистов детского сада. Задача педагога-психолога при этом состоит в том, чтобы наглядно показать: эмоциональная сфера, определяющая детям 3-7 лет их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей достижения эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои " варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей. педагога- Материал взят из журнала «Справочник психолога», №2, 2012 г. Подготовила педагог-психолог Е.М.Бондарь