Консультация для родителей - Если у вас одаренный ребенок

  • Лекции
  • doc
  • 09.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Если у вас одаренный ребенок, говорится о том, что на современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели способности высокого уровня. В большинстве концепций одаренности выделяются несколько ее факторов: когнитивный, личностный, творческий и другие.В консультации для родителей - Если у вас одаренный ребенок, говорится о том, что на современном этапе развития науки «одаренность» трактуется как более широкое понятие, нежели способности высокого уровня. В большинстве концепций одаренности выделяются несколько ее факторов: когнитивный, личностный, творческий и другие.
Иконка файла материала 1 - Если ваш ребенок одарен.doc
Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение                      ДС «Золотой ключик» г.Волгодонска.                                                     «ЕСЛИ У ВАС  ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»                                                                                                               г. Волгодонск.ЕСЛИ У ВАС ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК Ваш   ребенок   с   легкостью   справляется   с   любым   из   предложенных   в   этой   книге заданием.   Его   отличает   острота   мышления,   наблюдательность,   хорошая   память, любознательность.  Он  часто  «уходит  с головой»  в то  или  иное занятие, умеет  хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это говорит о том, что ваш ребенок, без сомнения, имеет способности к познавательной деятельности, а также и о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых. В   отличие   от   способного   одаренный   ребенок   характеризуется   еще   и   следующими проявлениями: •   мыслит оригинально, творчески; •   хорошо понимает юмор; •   у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство; •     имеет   богатое   воображение   (проявляется   в   сочинительстве,   изобразительной деятельности, музыке и т.п.); •   часто он не похож на других детей своей независимостью, предпочтением общества взрослых. Иногда родителей пугает странность, непохожесть их ребенка на сверстников. Часто их   раздражает   его   неуемная   жажда   по   знания,   неистребимое   любопытство.   Чем   более энергично и не традиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что взрослые начинают одергивать, ограничивать и даже наказывать его. В этом случае родители могут подавить, а не развить творческие возможности ребенка. Консультируя   родителей,   имеющих   одаренного   ребенка,   часто   сталкиваешься   и   с желанием   взрослых,   чтобы   их   ребенок   был   лучшим   во   всем   и   все   умел.   Например, спрашивает мама: «Почему мой сын не хочет читать, если он такой способный?» Бывает, что родители доводят дело до полной ненависти ребенка к этому занятию, а может быть, стоит немного подождать и ребенок сам начнет читать, просто для него не пришло еще время и есть масса других интересных дел. Психологи   показали,   что   если   длительное   время   насильственно   подавлять интеллектуальные   или   двигательные   потребности   одаренного   малыша,   то   это   может привести к эмоциональным сложностям и даже неврозам. Если ваш ребенок одарен, то: •   поддерживайте в нем интерес, творчество, оригинальность; •   никогда не ругайте его за то, что он делает что­то не так, как все; •  уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение; •   помните, что вы должны приспособляться к ребенку, а не он к вам; •  помогите справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми; •   найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он; •       не   увлекайтесь   соревновательными   методами;   если   ваш   ребенок   будет   всегда победителем — другие дети могут его возненавидеть; •   не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливайте его; •   не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу— отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью.) Родители   одаренного   ребенка   иногда   спрашивают,   следует   ли   стремиться   к   тому, чтобы их сын или дочь опережали своих сверстников и, например, в 7 лет учились в 3­м классе и т.п.? Каждый случай уникален, но при этом нельзя забывать о социальном самочувствии своего ребенка. Ведь неизвестно, как он будет принят детьми более старшими по возрасту. Не окажется ли он в изоляции? (Иметь друзей не менее важно, чем быть лучшим учеником). Старайтесь больше внимания уделять вопросам общения, групповым играм, которые являются прекрасной моделью развития и коррекции социальных навыков общения. В книге предлагается   такой   комплекс   упражнений.   При   их   проведении   важным   должно   быть развитие не столько познавательной сферы, сколько навыков взаимодействия с другими детьми. Одаренность   может   проявляться   в   разных   видах   и   сферах   деятельности: познавательной, учебной, творческой, художественной, двигательной. Учебные   достижения   одаренного   малыша   проявляются   в   ранней   тяге   к   чтению. Иногда ребенок начинает читать в 3 — 4 года, при этом взрослые не прилагают к этому почти никаких усилий. Малыш любит рассматривать книжки, рассказывать по картинкам, проявляет интерес к написанию букв, может подолгу слушать, как читают взрослые. Проявляет ранний интерес к вычислениям, измерениям. Проявляет необычно раннее для   своего   возраста   понимание   математических   отношений.   Он   легко   воспринимает   и запоминает математические символы. Иногда ребенок проявляет ранний интерес к живой природе, различным явлениям из области естествознания. Часто задает вопросы о происхождении и функциях различных предметов. В сфере художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других: рано начинает рисовать много времени проводит, например, за лепкой из пластилина,   демонстрируя   ручную   умелость,   экспериментирует   с   композицией   цветом, материалом и т.п. Так же рано проявляется интерес к музыке; чутко реагирует на характер и настроение музыки; узнает мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает и т.п. В   двигательной   сфере   у   ребенка   проявляется   одаренность   прежде   всего   в предпочтении   различных   действий,   требующих   тонкой   и   точной   моторики;   он   имеет хорошую зрительно­двигательную координацию, любит бегать, прыгать, заниматься различ­ ными акробатическими упражнениями, прекрасно удерживает равновесие. Такой ребенок необычайно ловок, силен, координирован и т.д. Независимо от того, одарен ли ребенок во многих областях или только в одной, ваша задача заключается в том, чтобы заметить этот природный дар и помочь ему развиться. Мы предлагаем для вас некоторые тесты и упражнения, которые помогут не только оценить уровень развития творческих способностей, но и подсказать пути их совершенствования.Выявление одаренного ребенка. Каждый специалист, психолог имеет свое представление   об одаренных детях. Это представление   создается   на  основе   опыта   общения   с   детьми,   их   сравнения   между собой,   наблюдения   за   их   развитием.   Однако   эти   представления  неизбежно   носят субъективный   характер,   отражая   наши   особенности,   предпочтения   и   конкретные ситуации, с которыми мы сталкивались в жизни. Кроме     того,     представления об     одаренности     меняются     в     зависимости от потребностей общества. На современном  этапе развития науки  «одаренность»    трактуется          как более широкое понятие, нежели способности высокого уровня (Дж. Галлагер, Дж. Рензулли, П.   Торренс,   Дж.   Фельдхьюссен,   К.   Хеллер,   А.М.   Матюшкин)   .   В  большинстве концепций   одаренности   выделяются   несколько   ее   факторов:   когнитивный, личностный,   творческий   и  другие.   Идея   исследования   природы   одаренности   на основе анализа     творческого     развития человека  прослеживается     в     концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина . Согласно данной концепции, одаренность ­   творческий   потенциал,   раскрывающийся   в   любой       из       областей   человеческой деятельности   в   процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода  проблем:    научных, технических, духовных. Творческий  потенциал  заложен   в ребенке   с   рождения   и   развивается   по   мере       его   взросления.   У   разных   детей творческий   потенциал  различен.   Одаренные   дети   имеют   высокий   творческий потенциал. Наиболее   общей   характеристикой   одаренности   является       ярко   выраженная познавательная   потребность  (стремление   к       новому   знанию,   способу   или   условию действия), составляющая основу познавательной   мотивации, которая   у одаренного ребенка   доминирует   над   другими   типами   мотивации.   Познавательная   мотивация ребенка   находит выражение   в   форме    поиска   исследовательской   активности, направленной       на       обнаружение  нового.       Такая       активность   обеспечивает продуктивные   формы. Большинство   авторов,   анализирующих особенности   развития одаренных детей, отмечают их превосходство  почти по     всем параметрам: интеллекту, креативности, успешности в обучении, общению, нравственным и  эстетическим эталонам. Однако само по себе наличие у ребенка признаков одаренности еще не  гарантирует, что у него   все   будет   складываться   удачно.   Возможна   ситуация,   когда   одаренность останется  незамеченной   родителями   и   близким   окружением.   Многочисленные зарубежные   исследования       одаренности  показывают,       что       для       реализации творческого   потенциала   ребенка   необходимо   наличие   целого   ряда   социальных   и педагогических условий. Большую роль играет семья. Во   многих странах существует специальная психологическая служба по выявлению одаренных и талантливых детей. В   отечественной   психологии   и   педагогике   проблеме   развития   одаренности   не уделялось достаточного внимания. Сейчас положение меняется.    А.М.  Матюшкиным разрабатывается   теоретическая   концепция творческой одаренности    апробируются оригинальные   методики   для   диагностики   творческой   одаренности   ­   в   частности,   в работах О.М. Дьяченко, Н.В. Шумаковой А.А. Мелик – Пашаева, К.В. Тарасовой, Е.М.Торошиловой,  исследуются   отдельные   виды   одаренности   (В.Н.   Дружинин). Появились     первые программы по     развитию одаренных     дошкольников (Детский Центр   Л.А.   Венгера,   Центр   "Сократ").   Начато   изучение   социального   аспекта одаренности . В   современной   психологии   нет   единого   общепринятого   метод   диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одаренность человека  ­  это       многоликий         феномен.     Использование  того  или  иного  метода зависит       от   конкретных   целей   диагностики,   и   от   представлений   о   том,   из   чего складывается    одаренность и чем она   характеризуется.   Эти представления, как было сказано   выше,   в   настоящее   время   весьма   разнообразны,   постоянно  развиваются   и обогащаются. На   необходимость же ранней диагностики одаренных  детей указывают факты о том, что, если при проявлении ребенком любознательности,   активного изучения   им окружающего   эти   стремления не поддерживаются, не поощряются, то чаще всего эти ранние проявления одаренности не развиваются. Сходные       явления   происходят   и   в   более   позднем,   школьном   возрасте,   когда пресекаются   "лишние",   с   точки   зрения  взрослых,   интересы   ребенка,   или   ребенка заставляют  заниматься   тем,  что  по   мнению      взрослых   важнее,  престижнее,  больше подходит   полу ребенка, положению его семьи. В этих случаях лишь исключительно сильные   личности   с   выраженной   способностью   к   самостоятельному   развитию,   к сопротивлению   неблагоприятным   условиям,   к   высокой   активности   способны преодолевать трудности и рано или поздно проявить свой талант. Способности более слабых личностей могут остаться незамеченными и подавленными. Выявление   одаренности   предполагает   использование   комплекса   диагностических методик, включающих и тесты на интеллект, и тесты на творческие возможности, и на специальные   способности.   Кроме     того,   довольно   информативны  результаты использования   традиционных   психологических   методов,       позволяющих       выявить степень   выраженности   у   ребенка   таких   существенных   признаков   одаренности,   как высокая,   стойкая   познавательная   потребность;   опережение   в  развитии   мышления   и речи,   увлеченность   (чтением,   рисованием,   музыкой   и   т.д.),   богатая   фантазия, стремление   к  творческому   самовыражению,       к       творческому       использованию предметов.   Показано, что показателями интеллектуального и творческого развития     ребенка не     исчерпывается характеристика       его одаренности, и на основании только этих показателей невозможно прогнозировать     его  дальнейшее развитие. И     дело     не в ограниченности методов диагностики, а в том, что интеллект и творчество,  являясь важнейшими характеристиками, не достаточны для суждения об одаренности ребенка, даже   если   бы   были  созданы   идеальные   тесты,   отражающие   все   стороны интеллектуального и творческого развития. Не   менее   важным,   а   иногда   и   определяющим   фактором   являются   особенности личностной   и,   прежде   всего,   мотивационной   сферы   человека.   Каким   же   образом личностные   факторы   включены   в   структуру   одаренности,   каков   их  вклад   в   ее развитие ? В   одну   их   известнейших   моделей   одаренности   Дж.     Рензулли   включены   три фактора:   уровень   развития   интеллекта  выше   среднего   (для   данного   возраста), креативность  и вовлеченность  в задачу. Эти факторы  обычно отображаются в  виде трех пересекающихся кругов. Автор модели считает, что только при высоком уровне (в   том   числе   и  потенциальном)   всех   трех   составляющих   возможно   развитиеодаренности   ребенка   .   Многие   ученые   включают   сюда  и   социальные   факторы: особенности семейного климата, школьного обучения, отношений со сверстниками. Необходимо   отметить,   что   проблема   выявления   одаренных   детей   связана       с проблемой   выявления   предикторов  индивидуального   развития                 (т.е.       групп факторов,   приводящих   к     развитию определенной черты, качества, способности личности) ­ одним из новых направлений в современной отечественной психологииИнтеллектуальная одаренность  является одним из наиболее исследованных феноменов. На основании данного раздела системы возможно составление профиля уровня   интеллектуального   развития   ребенка,     оценка   его   потенциальных возможностей дальнейшего развития.     Библиотека включает следующие тесты и методики:   1. Методика "Краткий ориентировочный тест ­2 (КОТ­2)". 2. Тест "Прогрессивных матриц Равена". 3. Тест "Способность рассуждать" (трен.). 4. Тест "Способность рассуждать". 5. Тест "Абстрактное мышление" (трен.). 6. Тест "Абстрактное мышление". 7. Тест "Пространственные представления" (трен.). 8. Тест "Пространственные представления". 9. Тест "Аналогия" (трен.). 10. Тест "Аналогия". 11. Тест "Классификация" (трен.). 12. Тест "Классификация". 13. Тест "Лексическая осведомленность" (трен.). 14. Тест "Лексическая осведомленность". 15. Тест "Обобщение" (трен.). 16. Тест "Обобщение". 17. Тест "Выбор фигур" (трен.). 18. Тест "Выбор фигур". 19. Тест "Задания с кубиками" (трен.). 20. Тест "Задания с кубиками".2                  Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь